Бытовые проблемы и хронический стресс
Развивая мысль о связи между переменами в жизни и стрессом, Лазарус и его коллеги [20] выдвинули гипотезу, что ежедневные бытовые проблемы более вредны для здоровья, чем глобальные жизненные изменения. По их мнению, ежедневные бытовые стычки и им подобные проблемы из-за своего хронического характера наносят значительный ущерб здоровью. Потеря бумажника, слишком много выкуренных сигарет за день или слишком шумные соседи — примеры таких неприятностей. Кроме того, Лазарус [21] предположил, что отсутствие событий, поднимающих настроение, также наносит ущерб здоровью.
Хотя не было установлено, что отсутствие поднимающих настроение событий причиняет ущерб здоровью, очевидно негативное воздействие ежедневных конфликтов. Было обнаружено, что ежедневные конфликтные ситуации предшествуют психологическому стрессу [22], а развитие динамики стресса и старения [23] связано с ослаблением умственного и психического здоровья [24, 25]. В целом установлено, что теория Лазаруса верна в том, что стычки связаны с последующей болезнью или недомоганиями намного в большей степени, чем крупные события в жизни [26]. Следует учитывать, что заполнение шкалы принесет пользу лишь в том случае, если человек понимает вред ежедневных бытовых проблем. Шкала бытовых затруднений представлена в сопроводительной таблице.
Когда группа взрослых оценила свои бытовые затруднения, возникавшие в течение девяти месяцев, по соответствующей шкале [27], выяснилось, что в среднем в месяц они переживают 20,6 бытовых затруднений. Средняя интенсивность этих стычек — 1,47. После того как вы распознали свои стычки, постарайтесь исключить как можно больше из них, в то же время признавая, что преодоление многих займет слишком много времени, а некоторые устранить не представляется возможным.
Анализ успеха
Мой друг написал книгу, которую я хочу вам порекомендовать. Ее заглавие одновременно отражает личность автора и содержание книги. Книга называется: «Успех: вы можете его достичь» [28]. Более того, вы тоже можете его достичь. Успех не может быть оставлен на волю случая. Так же как игорные дома определяют свой процент дохода, вы тоже можете запрограммировать свой успех. Когда вы определите свой уровень успеха (не упустите смысл этой важной фразы), вы станете думать о себе лучше. В дальнейшем успех повысит ваше чувство самоуважения. Обратное утверждение заключается в том, что неудачи приводят к снижению самооценки, а это — очень серьезный стрессор.
На нынешнем этапе вам требуется некоторая информация о самом себе, чтобы получить пользу лично для себя. Заполните шкалу успеха (табл. 5.3), разделив свою жизнь на 3 равных периода времени, начинающихся с 5-летнего возраста. Если вам 50 лет, ваши временные периоды такие: с 5 до 20, с 21 до 35 и 36 до 50 лет; если вам 20 лет, они следующие: с 5 до 10, с 11 до 15 и с 16 до 20 лет. Затем вспомните о трех своих успехах в течение каждого из этих периодов и объясните, почему вы считаете их таковыми. Опишите свои успехи и их причины в таблице успеха. В последнюю очередь впишите то, что вы считаете наиболее успешным опытом своей жизни и наименее успешным, вместе с объяснением, почему вы считаете их таковыми. Чтобы выполнить последнюю часть процедуры сбора данных, запишите на отдельном листе бумаги 10 своих сильных сторон — самые лучшие характеристики и таланты. Сделайте это прежде, чем продолжить чтение.
Таблица 5.3
Шкала успеха | ||
Возраст | Успешный опыт | Причина успеха |
1. 2. 3. | ||
1. 2. 3. | ||
1. 2. 3. | ||
Самый успешный опыт | Причина | |
Наименее успешный опыт | Причина |
Источник: Л. Свел «Успех: вы можете его достичь» (Z. Swell, «Success: You Can Make It Happen*).
Успех многогранен и, как красота, зависит от точки зрения наблюдателя. То, что вы считаете удачным, другие могут таковым не признать. Для некоторые успех означает достижение независимости. Их диаграммы успеха отображают приобретение первой машины, получение первой работы или покупку собственной квартиры. Причиной считать эти достижения успехом могли быть такие замечания значимых лиц, как «полагайся только на себя», «не доверяй другим», «зарабатывай деньги, чтобы ни от кого не зависеть».
Многие рассматривают успех как участие и последующую победу в соревновании и включают в диаграмму успеха игру в команде, участвующей в чемпионате, получение приза (награды, памятного подарка), соревнования с другими студентами, получение стипендии в колледже. Приводятся такие аргументы, как
«соревнование было напряженным» или «все участники стремились к этому, но только я преуспел». Другие определяют успех следующим образом:
1) признание другими людьми;
2) умение нравиться другим, доставлять удовольствие, приносить радость;
3) умение быть полезным;
4) достижение лучших результатов в университете;
5) достижение успехов в спортивной деятельности;
6) быть лучшим;
7) достижение успеха, несмотря на огромные препятствия и трудности (если все было слишком легко, достижение не рассматривается как успех);
8) овладение каким-либо навыком (мастерством);
9) получение одобрения от других; 10) умение быть счастливым.
Как вы определяете успех? Внимательно изучите свою таблицу успеха и составьте список по меньшей мере из четырех образцов модели, которые при этом будут выявлены. Они должны встретиться в диаграмме несколько раз. Закончить таблицу мы рекомендуем предложением, которое начинается со слов «Успех для меня...»
Теперь, когда вы определили собственную точку зрения на успех, подумайте, как вы можете его достичь? Лучший путь — использовать перечисленные ранее плюсы. Старайтесь увеличить их количество до предела, сократить до минимума свои слабые стороны, чтобы укрепить положение в целом и увеличить шансы на успех. Опишите стрессовые жизненные ситуации, в которых вы использовали свои сильные стороны. Держитесь подальше от испытаний, которые требуют отсугствующих у вас умений и характеристик.