Обучение психологии в средних учебных заведениях
Обучение психологии в средних учебных заведениях
Одной из заметных тенденций последнего десятилетия во многих странах стало широкое распространение психологии как учебного предмета в средних учебных заведениях. Как дополнительный школьники выбирают его достаточно часто.
Психология достаточно широко преподается в школах США.
Это наиболее популярный курс по выбору в средних школах.
Этот предмет часто изучается скорее как курс психологического самопознания и самопомощи, нежели как предмет, дающий обзор психологии как академической дисциплины. При этом многие авторы обращают внимание на необходимость повышения научного уровня в изучении психологии в школе.
В 1992 г в США создана организация «Учителя психологии в средних школах». Ассоциация выдвинула ряд инициатив по улучшению преподавания психологии в школах; в частности, был организован ряд обучающих семинаров, разработаны примерные учебные планы курсов и отдельных занятий.
В 90-х гг. в России значительно возросло количество факультативных курсов по психологии в школах.
Нет и единых требований к разработке программ обучения психологии в средней школе.
Одной из новых тенденций преподавания психологии в последнее десятилетие становится то, что психология уже часто преподается не только в старших классах, но также в среднем и начальном звене школы.
2 типа программ обучения в Российских школах
предметно-ориентированные | личностно-ориентированные |
· В программах предметно-ориентированного типа психология выступает как предмет обучения · предмет имеет программу, определяющую перечень знаний и умений · Содержание программы составляют научно-психологические знания, а также умения их практического использования. · поурочное планирование и предполагают изучение определенного учебного материала (знаний и умений) на каждом уроке. · Основные методы обучения: рассказ, обсуждение, практические упражнения. · Усвоение знаний и умений, перечисленных в программе, может быть оценено и оценивается. | · В программах личностно-ориентированного типа уроки психологии выступают как система занятий, направленных на развитие учащихся. · Формирование практических психологических умений и личностное развитие учащихся · Строгое поурочное планирование затруднено · виды активности на занятии в значительной степени определяются интересами учащихся · На занятиях используются практические методы обучения: обсуждение, практические упражнения и игры. · Развивающий аспект на таких уроках является центральным, а объективная оценка уровня развития чрезвычайно затруднена. Такие уроки выступают как психологическое сопровождение естественного развития учащихся, направленное на оказание помощи в их личностном развитии. |
В целом можно сказать, что обучение психологическим знаниям и умениям, психологическое просвещение, повышение психологической культуры школьников может осуществляться в разных формах образовательной деятельности школы:
1. уроки психологии предметно-ориентированного типа;
2. уроки по другим школьным предметам;
3. внеклассные занятия личностно-ориентированного типа.
В заключение необходимо отметить, что интерес студентов к психологическому образованию в течение последних десятилетий возрастает и в США, и в большинстве стран Европы.
КОРОТКО:
Обучение психологии в средних учебных заведениях
широкое распространение психологии как учебного предмета в средних учебных заведениях. Этот предмет обычно не является обязательным, но школьники выбирают его достаточно часто
Причины:
• распространение научно-популярной психологической литературы
• возрастание интереса учащихся к психологическим знаниям
США
• от 800 тыс. до 1 млн учащихся старших классов американских школ ежегодно изучают курс «Введение в психологию», и количество школьников, которые выбирают психологию для изучения в школе, с каждым годом возрастает
• Единого подхода к преподаванию психологии в школах США нет. Этот предмет часто изучается скорее как курс психологического самопознания и самопомощи, нежели как предмет, дающий обзор психологии как академической дисциплины.
• В 1992 г. была создана организация «Учителя психологии в средних школах», которая призвана способствовать повышению качества преподавания психологии (организован ряд обучающих семинаров, разработаны примерные учебные планы курсов и отдельных занятий).
• В 2000 г. были разработаны и опубликованы Национальные стандарты преподавания психологии в школах
• Основные проблемы: содержание курса психологии и подготовка школьных учителей психологии
Россия
В настоящее время существует два основных типа программ обучения психологиив российских школах:
• предметно-ориентированные
• личностно-ориентированные