Понятие и история становления туризма
Термин «туризм» произошел от «tour» - прогулка, поездка. Туризм это сфера услуг, которая обеспечивает потребность в активном отдыхе через организованное передвижение населения в другие страны (территории).
Наиболее известные работы и авторов, исследующих социальные аспекты туризма и путешествий. Первые соображения о пользе миграций имели место у Г. Зиммеля, А. Шютца, Т. Парсонса.
Предметом этой новой отрасли социологии являются формы и условия путешествий и поездок в зависимости от различных социальных факторов.
Этапы его становления:
1. Доинституциональный. До начала Х1Х в. туризм сводится к случайным поездкам богатых людей при отсутствии организации. Он мог сопутствовать торговле, лечению, поломничеству, образовательным целям, спортивным поездкам. Его характеризовало примитивность средств передвижения, вторичность путешествий как цели. Первичным был бизнес, религия и т.д.
Помимо технических возможностей передвижения туризм сдерживался продолжительностью рабочего дня. В ХУШ-Х1Х в. было 4000 рабочих часов в год, в начале ХХ - 3200, в 20-ые годы - 2000. Ограниченность свободного времени сдерживала массовость путешествий.
2. Начальный - Х1Х - начало ХХ в. При сохранении избранности (узости) контингента обслуживаемых сфера производства услуг расширилась. Росла его материально-техническая база, появились специальные гостиницы, транспортные маршруты. Предпосылки изменений лежали в возникновении паровозного и пароходного сообщения, развитии почтовой связи, роста сети дорог. Одновременно менялись социальные условия. В Германии внедрялись отпуска для работников, повсеместно повышается уровень образования, регламентируется продолжительность рабочего дня и недели. Однако, на тот момент туризм не был массовым, не рассматривался как вид отдыха, в качестве главной его цели по-прежнему сохранялась коммерция.
3. Этап массового спроса, охватывал 20-40-ые годы ХХ в, вплоть до начала 2 мировой войны. Его характеризует становление индустрии туризма как форме массового отдыха. Качественно меняется цель поездок. На смену коммерции приходит отдых и познавательный интерес. Этому способствовало удешевление транспортных услуг. Рост нервных нагрузок, сопровождавших распространение фабричного (механизированного) производства, а также социальные конфликты (войны, забастовки, экономические кризисы и т.д.) заставили пересмотреть роль отпусков и отдыха, включив туризм в сферу общественной (государственной) политики. По мере революционных преобразований туризм превратился в демократическую потребность, равным образом доступную каждому и желаемую каждым.
4. Современный этап. Начало можно датировать послевоенными годами, продолжается поныне. Его характеризует возврат к индивидуальной форме организации при сохранении массового характера потребления туристических услуг и индивидуализации производства. Туризм этого периода отличается комплексными целями. Причем, если в 60-70 годы преобладало стремление использовать отдых для получения дополнительных доходов, то в 80-ые - полная релаксация, сопровождаемая гедонизмом проведения досуга.
Другими атрибутивными признаками этого этапа являются закономерности потребления (индивидуальный) и производства (сетевой) туристических услуг. Первый из них означает отказ от дешевизны как главной цели для организаторов туров. Рост качества обслуживания, поиск новых форм, создающих условия для самореализации отдыхающих, полного удовлетворения их индивидуальных потребностей - главные признаки успешной работы современных туристических форм. Особенности сетевой организации предполагают расширение коммуникативных связей в рамках бизнеса. На разных условиях в нее включена широкая сеть контрагенты: частные лица, владельцы ферм, пансионов, организаторы пеших проулок и т. д., организации (мелкие, средние и крупные), рассматривающие туризм основной или вторичной (сопутствующей) деятельностью.
Событийный ряд, устанавливающий вехи становления туризма, строился следующим образом. Первый tour датируется 1841г. Его инициатор англичанин Кук организовал 20-мильную поездку по железной дороге группы людей (570 человек) из общества трезвости. Однодневный выезд на природу сопровождался минимальным завтраком (булочка с чаем), духовым оркестром. Это был первый опыт социального туризма, он естественно не имел коммерческих целей.
Первое туристическое агентство было организовано в Германии (г.Бреслау). Оно возникло в 1863 г. для организации морских увеселительных поездок, дачного совместного отдыха, пеших походов С открытием чартерных рейсов между Америкой и Европой деятельность этого агентства еще больше расширилась. Первый туристический клуб в России возник в Тифлисе при кавказском обществе естествознания в 1877г. С 1889 г. начал выпускаться журнал “Российский турист”, в 1895г. возникло российское туристическое общество. В 1914г. оно насчитывало 5 тысяч членов. В 1929г. создается “Интурист”, в 1969 - Центральный совет по туризму и экскурсиям .