AW Molenhoek/ The Netherlands

e-mail: [email protected]

[email protected]

Перевод: Чобану И.К.

Ключевые слова:

Пренатальный опыт, привязанность, беременность, развитие мозга, структурное развитие.

Резюме:

Основываясь на теории Готтлиба о Вероятностном Эпигенезе, эта гипотеза предполагает, что пренатальные переживания могут составлять основу как для защитных факторов, так и для факторов риска возникновения поздней психопатологии. Научные находки генетики, нейробиологии, раннего обуславливания и исследования стресса явно демонстрируют, что пренатальные переживания могут оказывать влияние на психологическое и физиологическое развитие эмбриона и плода. Свой вклад в обоснование теории пренатальной травматизации вносят долгосрочные исследования Психодинамической Телесно – ориентированной Психотерапии: пренатальные взаимоотношения между матерью и ребенком рассматриваются в качестве «первой привязанности». Дефицит пренатальной привязанности произрастает из недостающего или неадекватного резонанса матери на потребности в привязанности пренатального ребенка, которые включают в себя потребность во вместилище, безопасности, непрерывности (целостности) и пространстве. Тело и психика неразделимо соединены в этом смысле. Клиенты с тяжелым дефицитом пренатальной привязанности страдают от чувства аннигиляции, смертельной тревоги и \ или от попыток обороняться или компенсироваться при столкновении с повторным возникновением чувства зависимости или потребности в слиянии. Нарушенные отношения между ребенком и отцом могут в этом контексте действовать как фактор ретравматизации.

Термин «расстройство личности», используемый как описательная диагностическая категория, едва ли подходит в качестве точки отсчета для этиологических размышлений. Во-первых, многие авторы подвергают сомнению обоснованность включения в эту категорию многих совершенно различных заболеваний. Более того, их классификация основывается на описательных симптоматических соображениях. Однако, поиск релевантных условий развития требует «вертикальной» перспективы. Таким образом, мы должны иметь дело с вопросом, что объединяет различные нарушения личности «в их глубине». На этом этапе мы не можем обсуждать основы наших суждений, но мы заявляем о следующих предпосылках.

Термин «личность» описывает индивидуальное с перспективы относительной стабильности его структур и процессов (Rudolf, 1999). Тем не менее личность рассматривается не столько как статическая, сколько, как динамическая система (Millon, 1996). Она постоянно «создается вновь» во взаимодействиях со своим окружением. Ее эффективность произрастает как из ее относительной гибкости, так и из относительной стабильности. Мы описываем функцию, которая регулирует гибкость и стабильность, как «структуру». Это «результат жизненного опыта человека, более точно, это образ, в котором его личная история была пережита, неврологически организована и представлена и мнемонически записана» (Deneke, 1999, p.31). Эффективная структурная интеграция дает возможность установить связи между индивидуумом и другим (установление близости с другим), обеспечивает способность отличать себя от другого (установление автономности и, таким образом, дифференциации от других), а так же способность восстанавливать интра – психический баланс (восстановление целостности внутри себя) (Rudolf, 1999). (1) Говоря в общем, она относится к регулированию «внутреннего» и «внешнего». Она служит для создания чувства единства, последовательности и непрерывности. Структурное заболевание вызывается «дефицитом развития, (из-за которого) определенные структурные дифференциации и шаги интеграции не произошли» (OPD, 1996). Итак, развитие психологической структуры неразрывно связано с психо – физическим развитием индивидуума. Оно начинается сразу, совместно с этим развитием и зависит от степени, в которой первичные потребности ребенка удовлетворяются и утверждаются его окружением во время процесса развития.

Личность человеческого существа проявляется в личном стиле. В лучшем случае ассоциативная структурная интеграция способствует взаимодействию с окружающей средой, стимулируя индивидуальные способности и адаптируясь к условиям окружения. В худшем случае мы сталкиваемся с чрезмерным или недостаточным регулированием или отменой регулирования. Тогда адаптация личного стиля к внутренним и внешним требованиям становится дефицитарной с неявной границей, отделяющей его от патологии. Следуя DSM IV, мы относим к расстройствам личности паттерны интернализованных взаимодействий, которые постоянны и стабильны, ведут к далеко идущим конфликтам в социальном окружении и приводят к страданию и негативным воздействиям на индивида и других (DSM IV 1996). Следовательно, когда мы размышляем об этиологии расстройств личности, нам, в первую очередь, придется рассмотреть условия развития способности к структурной интеграции. Это также можно подтвердить клинически. В сравнении с другими диагностическими группами при расстройствах личности структурные нарушения проявляются в особенно выраженной степени (Rudolf, 1999). Следующие замечания базируются на теории и практике Психодинамической Телесно – ориентированной Психотерапии (2). Психодинамическая Телесно – ориентированная Психотерапия основана на интеграции психодинамических подходов (особенно подходов психологии «Я» – Self) и телесно-ориентированной психотерапии (Krenz, 1998). Она уделяет особое внимание теории привязанности и находкам, которые она переняла, расширила и обеспечила их постоянное использование в психотерапевтическом лечении в течение 15 лет (Krenz, 2000, 2001). Более того, она исследует значимость современной пренатальной и перинатальной психологии в этиологии психопатологии (Krens 2001, Alberti 2002, Anders – Hoepgen 2002). Основными темами этой статьи стали как соображения, связанные с привязанностью, так и обсуждение эмоциональной важности беременности.

Наши рекомендации