Стадии возрастного развития человека по теориям и воззрениям З. Фрейда и Э. Эриксона.
Стадии возрастного развития, выделенные З. Фрейдом, являются сутью психоаналитической концепции периодизации возрастного развития индивида. Периодизация возрастного развития в психоанализе основана на интерпретации сущности личностной и возрастной динамики сексуальности. Разделение периодов жизни человека на этапы, в психоанализе связывается с последовательно активизирующимися зонами, в которых находит свое удовлетворение сексуальная энергия - либидо. При этом, З. Фрейд считал, что при "нормальном" развитии каждый человек проходит определенные стадии развития либидо именно в выделенной им последовательности. Наиболее широкое распространение на Западе и мировое признание получила также и теория стадий возрастного развития Э. Эриксона. Э. Эриксон развил теорию З. Фрейда, выделил и обосновал социальный аспект развития людей, как основной культурно-личностный критерий периодизации возрастного развития. В основание возрастной периодизации им были положены процессы психофизического созревания человека, процессы социализации личности и процессы развития индивидуальной сознательности ("развитие сознательного Я"). Э. Эриксон придавал большое значение наличию или отсутствию родительской любви, как фактору положительного психологического развития личности, особенно в младенческом, раннем и дошкольном возрасте ребенка.
Сравнительную совокупность взглядов З. Фрейда и Э. Эриксона на возрастное развитие людей мы отражаем в таблице № 1.
Таблица № 1. Взгляды З. Фрейда и Э. Эриксона на возрастное развитие людей.
№ ста- дии | СТАДИЯ (этап, фаза развития) | ПО З. ФРЕЙДУ – ВЫДЕЛЕНИЕ ЭРОГЕННОЙ ЗОНЫ | ПО Э. ЭРИКСОНУ - ВЫДЕЛЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИВЫХ (амбивалентных) ПЕРЕЖИВАНИЙ (чувств) |
I | 0 - 1/1,5: младенчество | оральная стадия - сосание, кусание, захват предмета ртом, удержание предмета ртом | доверие/недоверие к окружению, к среде (к людям, к миру вокруг) |
II | 1/1,5 – 3: раннее детство | анальная стадия - интерес к физическим отправлениям организма (к потребностям выделения) | индивидуально обусловленная выработка автономии Я, появление сомнения, стыда, формирование уверенности/неуверенности в себе |
III | 3 - 6/7: дошкольное детство | познавательный интерес к своим гениталиям и гениталиям других | инициативность/чувство вины, развитие, или ослабление, укрепление или размывание потребности в родительской любви |
IV | 6/7 - 10/11: младший школьный возраст | латентная стадия - нет ярко выраженной эрогенной направленности, зарождение сексуальности | достижение/неполноценность, преимущественное формирование мотивации на достижения или мотивации на избегание неудач |
V | 10/11 - 15/16: подростковый возраст | латентная стадия развития либидо, с проявлениями общетелесной сексуальности в общении с окружающими | кризис личности, диффузия личностной идентичности, психологическое (мотивационное) осмысление индивидуальных жизненных приоритетов, формирование социальной (деятельностной) личностной направленности |
VI | 15/16 - 20/21: юность, 20/21 - 29/30: молодость | генитальная стадия, - наступление половой зрелости, формирование индивидуальной эрогенности | интимность/изоляция, нахождение своего места в мире, формирование и развитие социальной зрелости, становление профессиональной направленности, культурологический (мировоззренческий) кризис личности, переосмысление жизненных целей |
VII | 29/30 - 40/42: взрослость, 40/42 - 53/55: зрелость | не дает характеристик данных возрастов в своей концепции | творчество/застой, качественное развитие или угасание креативности, профессиональное развитие, занятие места в обществе, культурно-религиозное становление и развитие |
VIII | 53/55 - 63/65: пожилой возраст, 63/65 - 73/75: старость, 73/75 - 83/85: преклонный (дряхлый) возраст | в своей концепции не дает характеристик для данных возрастов | интеграция/разочарование, приобретение нового социального статуса, или потеря своего "социального Я". Для женщин - уход в семью, творчество и рукоделие, для мужчин - политическая жизнь, наука, развлечения |