Межличностное восприятие и построение имиджа
Эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнеров.
Межличностное восприятие или социальная перцепция представляет собой сложный процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с личностными характеристиками и интерпретацию на этой основе поступков и поведения.
Основные функции социальной перцепции: познание себя; познание партнера по общению; организация совместной деятельности на основе взаимопонимания; установление эмоциональных отношений.
При изучении процессов межличностного восприятия выделяют два главных аспекта: психологические и социальные особенности субъекта и объекта восприятия, механизмы и эффекты межличностного отражения (схема 37).
Схема 37. Механизмы межличностного восприятия
Идентификация представляет собой такой способ познания другого, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнера по общению. Эмпатию можно определить как эмоциональное «вчувствование» или сопереживание другому человеку. Аттракция может быть рассмотрена как особая форма познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Под социальной рефлексией понимается способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению.
Универсальный механизм интерпретации мотивов и причин поступков другого человека – это механизм каузальной атрибуции. Различают три типа каузальной атрибуции: личностную (причина приписывается тому, кто совершает поступок), объективную (причина приписывается объекту, на который направлено действие), обстоятельственную (причина приписывается внешним обстоятельствам).
В процессе восприятия возможны искажения воспринимаемого образа, которые обусловлены социально-психологическими эффектами межличностного восприятия, носят объективный характер и требуют определенных усилий воспринимающей личности (схема 38).
Схема 38. Эффекты межличностного восприятия
Наиболее значимой информацией о ком-то является первая и последняя, это выражается в эффекте первичности и новизны. При противоречивой информации о незнакомом человеке больший вес придается данным, полученным вначале, при общении со старыми знакомыми больше доверяем последней информации. Эффект ореола заключается в приписывание человеку несуществующих черт в зависимости от полученной информации. Эффект проекции связан с приписыванием собеседнику своих достоинств или недостатков. Эффект стереотипизации обусловлен наличием в опыте человека устойчивых специфических – стереотипов. Это чрезмерное обобщение какого-либо явления, переходящее в устойчивое убеждение и влияющее на отношения человека, суждения, способы поведения и т.д.
Взаимодействуя с окружающими людьми, каждый человек видит большое количество их реакций на него самого. Он может использовать это знание в определенных целях, корректируя или меняя свой образ в глазах других людей.
Имидж (от английского image, «образ») – это целостный, качественно определенный образ объекта, устойчиво живущий и воспроизводящийся в массовом и/или индивидуальном сознании.
Понятие имиджа включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные, что позволяет говорить как о внешнем облике, так и о внутреннем мире человека, о его психологическом типе. Условно можно выделить три группы характеристик, составляющих имидж:
· природные качества, такие как коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность и красноречивость;
· характеристики личности, приобретенные в процессе образования и воспитания: нравственные ценности, психическое здоровье и способность к межличностному общению;
· характеристики, связанные с жизненным и профессиональным опытом.
Создание человеком позитивного имиджа является важным условием для эффективного взаимодействия.
Вопросы для самоконтроля
1. Какова взаимосвязь деятельности и общения?
2.Какие коммуникативные барьеры мешают адекватной передаче информации?
3.Что такое информация? Какие требования к ее передаче другим людям необходимо соблюдать, чтобы сохранить ее содержание?
4. Как невербальные средства влияют на восприятие информации?
5.Что побуждает людей взаимодействовать друг с другом?
6. В чем заключается специфика социальной перцепции в отличие от простого восприятия?
7. Какие механизмы социальной перцепции способствуют созданию образа партнера?