Понятие «культурный шок» и его симптомы
Культурный шок в освоении «чужой» культуры
Проблемам аккультурации и адаптации посвящено довольно большое количество научных исследований как в нашей стране, та и за рубежом. Важнейшее место среди них занимают исследование проблем психологической аккультурации мигрантов. При контакте с чужой культурой происходит знакомство с новыми художественными ценностями, социальными и материальными творениями, поступками людей, которые зависят от картины мира, догматов ценностных представлений, норм и условностей, форм мышления свойственных иной культуре. Конечно, такие встречи обогащают людей и делают их жизнь более разнообразной и интересной. Нередко контакт с иной культурой ведет также к разнообразным проблемам и конфликтам, связанным с ее непониманием. Когда индивид покидает привычное культурное окружение и попадает в другую культурную обстановку, он обязательно переживает целый спектр новых чувств. Многие из этих чувств будут неожиданными и порой очень сильными, могут стать причиной непонимания или даже враждебности к новой обстановке. Даже такие житейские «мелочи», как невозможность купить привычную пищу или непривычные часы работы магазинов, левостороннее движение в некоторых странах и т.п., способны на некоторое время дезориентировать жизнь человека.
Особенно много недоразумений возникает при знакомстве с блюдами национальной кухни чужой культуры и с некоторыми манерами повседневного поведения. Например, у немцев есть кушанье с названием «Himmel und Erde» («небо и земля»), которым они очень гордятся. Его содержание составляют яблочное пюре («небо») и картофельное пюре («земля»), лежащие отдельно друг от друга на одном блюде. Сами по себе эти два продукта сочетаются между собой очень плохо, а в непривычном к ним организме происходит большой дискомфорт. Голландки для выражения самых разнообразных чувств произносят восклицание, которое звучит как известное русское похабное слово. Они широко используют это восклицание в самых разных местах для выражения самых разных эмоций: восторга, негодования, испуга, и т.д. Когда русские слышат это слово, то у женщин лицо приобретает непроницаемое, «каменное» выражение, а мужчины начинают переглядываться и ухмыляться.
Понятие «культурный шок» и его симптомы
Стрессогенное воздействие новой культуры на человека специалисты называют «культурный шок». Иногда используются сходные понятия: «шок перехода», «культурная утомляемость». В той или иной степени его переживают практически все иммигранты, оказывающиеся в чужой культуре. Он вызывает нарушение психического здоровья, более или менее выраженное психическое потрясение.
Термин «культурный шок» был введен в научный оборот американским исследователем К. Обергом в 1960 г., когда он отметил, что вхождение в новую культуру сопровождается целым рядом неприятных ощущений. Сегодня считается, что опыт новой культуры является неприятным или шоковым, с одной стороны, потому что он неожидан, а с другой — потому что он может привести к негативной оценке собственной культуры.
Обычно выделяют шесть форм проявления культурного шока:
• напряжение из-за усилий, прилагаемых для достижения психологической адаптации;
• чувство потери из-за лишения друзей, своего положения,
профессии, собственности;
• чувство одиночества (отверженности) в новой культуре, кото
рое может трансформироваться в отрицание этой культуры;
• нарушение ролевых ожиданий и чувства самоидентификации;
• тревога, переходящая в негодование и отвращение после
осознания культурных различий;
• чувство неполноценности из-за неспособности справиться с
ситуацией.
Главной причиной культурного шока является различие культур. Каждая культура имеет множество символов и образов, а также стереотипов поведения, с помощью которых человек может автоматически действовать в разных ситуациях. Когда человек оказывается в условиях новой культуры, привычная система ориентации становится неадекватной, поскольку она основывается на других представлениях о мире, иных нормах и ценностях, стереотипах поведения и восприятия. Обычно, находясь в условиях своей культуры, человек не отдает себе отчет, что в ней есть эта скрытая, внешне не видимая часть культуры.
Американский исследователь Р. Уивер уподобляет эту ситуацию встрече двух айсбергов: именно «под водой», на уровне «неочевидного», происходит основное столкновение ценностей и менталитетов. Он утверждает, что при столкновении двух культурных айсбергов та часть культурного восприятия, которая прежде была бессознательной, выходит на уровень сознательного, и человек начинает с большим вниманием относится как к своей, так и к чужой культуре. Индивид с удивлением осознает наличие этой скрытой системы контролирующей наше поведение норм и ценностей лишь тогда, когда попадает в ситуацию контакта с иной культурой. Результатом этого становится психологический, а нередко и физический дискомфорт — культурный шок.
Состояние культурного шока имеет самое непосредственное отношение к процессу общения. Каждый человек воспринимает свою способность к коммуникации как нечто само собой разумеющееся и не осознает, какую роль играет эта способность в его жизни до тех пор, пока не оказывается в ситуации непонимания. Неудачное общение, как правило, вызывает у него чувство душевной боли и разочарования. Однако это состояние не ведет к осознанию, что щеточником душевное боли является его собственная неспособность к адекватной коммуникации. Речь идет не только и не столько о незнании языка, сколько об умении расшифровать культурную информацию иного культурного окружения, о психологической совместимости с носителями иной культуры, способности понять и принять их ценности.
Диапазон симптомов культурного шока очень широк — от слабых эмоциональных расстройств до серьезных стрессов, психозов, алкоголизма и самоубийств. На практике он часто выражается в преувеличенной заботе о чистоте посуды, белья, качестве воды и пищи, психосоматических расстройствах, общей тревожности, бессоннице, страхе. По продолжительности та или иная разновидность культурного шока может развиваться от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от индивидуальных особенностей личности.
Разумеется, культурный шок имеет не только негативные последствия. Современные исследователи рассматривают его как нормальную реакцию, как часть обычного процесса адаптации к новым условиям. Более того, в ходе этого процесса личность не просто приобретает знания о новой культуре и нормах поведения в ней, но и становится более развитой культурно, хотя и испытывает стресс. Поэтому с начала 1990-х годов специалисты предпочитают говорить не о культурном шоке, а о стрессе аккультурации.