Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. 9 страница
Ясновидение. Ясновидение — это способность воспринимать объекты или события, недоступные обычным органам чувств. Ясновидящий может описать транспортную пробку, возникшую на расстоянии 100 миль от него.
Предвидение. Предвидение означает способность знать заранее, что произойдет в дальнейшем. Жанна Диксон, предсказавшая убийство президента Кеннеди, прославилась именно благодаря тому, что обладала этой способностью. Возможно, вы обладаете даром предвидения в слабой форме, которая называется предчувствием, — это смутное ощущение, что с вашим близким другом или родственником вот-вот произойдет что-то плохое. Предчувствия бывают весьма туманными, но если этот человек потом действительно заболеет, то вы можете принять это за доказательство того, что вы обладаете даром предвидения.
Телепатия (от греч. thle — вдаль, далеко и paqox — чувство): передача мыслей и чувств на расстоянии.
Ясновидение: способность воспринимать объекты или события, недоступные обычным органам чувств.
Предвидение: способность предсказывать будущие события.
Психокинез: способность манипулировать физическими объектами без физического контакта с ними.
Психокинез. Психокинез — это способность манипулировать физическими объектами благодаря определенному ментальному усилию. При демонстрациях психокинеза люди взглядом сгибают вилки и ложки или заставляют пойти давно остановившиеся часы.
Существуют ли подобные способности на самом деле? Хотя по телевидению и в ночных клубах порой демонстрируются потрясающие вещи, результаты лабораторных опытов не столь уж убедительны. Экстрасенсорные способности непостоянны — сегодня они у человека есть, а завтра — нет. Люди, претендующие на обладание такими способностями, заявляют, что не могут работать в стерильных условиях лаборатории. Кроме того, многие из так называемых «экстрасенсорных» явлений вполне объяснимы и являются лишь фокусами или использованием иллюзий.
Большая часть психологов подвергает сомнению существование пси-явлений, но работа по сбору данных продолжается.
Контрольные вопросы
Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал заключительного раздела этой главы. Найдите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос.
19. Человек перебирает бумаги на своем столе. Укажите различие между наблюдением и интерпретацией. Что в данном случае является наблюдением?
а. Человек потерял нужную бумагу.
б. Человек перебирает бумаги.
в. Человек ищет потерянную бумагу.
г. Человек раздражен собственной неаккуратностью.
20. Каковы три самых распространенных расстройства восприятия?
а. Слепота, глухота идислексия
б. Глухота, дислексия и иллюзия
в. Слепота,телепатия и психокинез
г. Дислексия,ясновидение и предвидение
21. Как слепым удается почувствовать, что они проходят, например, через дверной проем?
а. Они полагаются на интероцептивные ощущения и на те из экстероцептивных, которые функционируют нормально.
б. Они используют экстрасенсорные способности.
в. Они используют электронные системы с имплантированными в мозг электродами.
г. Они полагаются на свой прежний опыт.
Подберите для каждого понятия левого столбца определение из правого, учитывая, что каждому понятию соответствует только одно правильное определение.
22. _____ Дислексия а. Способность предвидеть будущее
23. _____ Психокинез б. Чтение мыслей на расстоянии
24. _____ Парапсихология в. Смысловое искажение полученного сигнала
25. _____ Ясновидение г. Область психологии, изучающая экстрасенсорное восприятие
26. _____ Предвидение д. Способность манипулировать объектами без физического контакта
с ними
27. _____ Телепатия е. Ошибка интерпретации
28. _____ Иллюзия ж. Способность видеть нечто, недоступное обычному зрению
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отвечая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к самостоятельной работе.
ОБЩИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ
Ниже приведен список тем для самостоятельной работы.
1. Дайте определение восприятия.
2. Укажите различия между ощущением и интерпретацией.
3. Приведите примеры сенсорных порогов и подпороговых раздражителей.
4. Опишите роль мозга в восприятии.
5. Перечислите проблемы, возникающие при исследовании подпороговых раздражителей.
6. Укажите различия между интеро- и экстероцептивными ощущениями и назовите пять интероцептивных ощущений.
7. Опишите пять способов привлечения внимания.
8. Опишите роль отвлекающих факторов при контроле над болевыми ощущениями.
9. Объясните, как влияют на интерпретацию ожидания.
10. Опишите, как влияют на восприятие факторы культуры.
11. Опишите, как влияют на интерпретацию потребности, мотивации и эмоции.
12. Дайте определение иллюзии и приведите три примера.
13. Перечислите семь способов проверки и улучшения восприятия.
14. Рассмотрите три типа расстройств восприятия и назовите возможные способы облегчения положения людей, страдающих ими.
15. Дайте определение экстрасенсорного восприятия.
16. Дайте определения четырех разделов парапсихологии и объясните, что они изучают.
17. Назовите проблемы, возникающие при изучении экстрасенсорного восприятия.
Ответы
Ниже приведены правильные ответы ко всем упражнениям и вопросам. Если вы неверно ответили на какой-либо вопрос, перечитайте предшествующий текст, а затем вернитесь к вопросу и ответьте на него снова — на этот раз правильно.
Ответы на упражнения
2.1. а. Цвет и форма дорожного знака и вид букв, из которых состоит надпись на нем, — это ваши ощущения. Значение, которым вы наделяете этот знак — «Останови машину», — относится к интерпретации.
б. Если бы вы шли пешком, то, вероятно, не остановились бы, поскольку интерпретация знака была бы иной. Вы решили бы, что этот знак вас не касается.
2.2. а. Подпороговые раздражители по уровню интенсивности находятся ниже сенсорного порога. Возможно, буквы высотой 0,5 см для студентов, сидящих в первых рядах, не являются подпороговыми раздражителями. Кроме того, если студенты следили за движением руки преподавателя, когда он писал на доске, они могли догадаться о содержании написанного.
б. Преподаватель не учел целый ряд факторов. Проверьте, совпали ли ваши предположения с правильными:
—Его лекция была длинной и монотонной; возможно, студенты поглядывали на часы именно поэтому.
—Не исключено, что студенты всегда смотрят на часы, когда лекция подходит к концу.
—Ничего не было сказано о поведении преподавателя; может быть, он сам смотрел на часы.
—Если кто-либо из студентов, прочитавших надпись на доске, взглянул на часы, это могло повлиять на остальных.
—Выражение «несколько студентов» звучит неопределенно; может быть, это была самая малая часть группы.
2.3. Ниже приводятся некоторые наиболее типичные впечатления, возникающие у людей во время прогулки с завязанными глазами:
а. «Я следил за каждым своим шагом», «Я делал каждый шаг очень осторожно, чтобы убедиться, что впереди нет ступеньки или еще какого-нибудь препятствия», «Я четко осознавал каждое свое движение».
б. «Я думал, что иду прямо по краю, а .оказался в середине комнаты», «Меня все время заносило влево; один раз я даже чуть не врезался в стену», «Я никак не мог идти прямо вперед — все время уклонялся вправо».
в. «Я боялся потерять равновесие, поэтому шел с протянутыми вперед руками», «У меня начала кружиться голова», «С равновесием у меня было все в порядке».
г. «Хотя я ничего и не видел, я чувствовал, что прохожу именно через дверной проем», «Я отметил про себя момент перехода из просторной комнаты в узкий коридор».
д. «Я был уверен, что ходил с завязанными глазами минимум минут десять, а на самом деле оказалось, что прошло не более четырех минут», «Время тянулось очень медленно, секунда за секундой, и я осознавал каждую из них очень отчетливо».
2.4. Каждое из приведенных впечатлений относится к одному из следующих интероцептивных ощущений:
а. Ощущение движения
б. Ощущение направления
в. Ощущение равновесия
г. Ощущение близости чего-либо д. «Чувство времени»
2.5. а. Вариант 2. За счет яркости расцветки и экстравагантности покроя одежды она будет выделяться на фоне остальных и привлекать внимание, станет заметнее, в результате чего ее в дальнейшем будут узнавать.
б. Вариант 2. В шестиугольных плакатах, подвешенных к проводам, больше новизны и потому больше вероятности, что именно они привлекут к себе внимание.
в. Вариант 1. Повтор — весьма эффективное средство привлечения внимания.
г. Вариант 1. Контраст, возникающий при переходе от музыки к речи, привлечет больше внимания.
д. Вариант 1. Если претендентка будет появляться в окружении людей, активно задающих ей вопросы, это создаст видимость общественного интереса к ней и ее высокой популярности.
2.6. Официант-мексиканец и посетительница-ирландка пользуются разными ориентирами. Мексиканец сравнивает соус салса с острыми блюдами, приправленными большим количеством специй, а ирландка — с привычной для нее умеренной, относительно пресной пищей.
2.7. a. Seal (тюлень), duck (утка) и whale (кит).
б. Испытуемых предупредили о том, к чему следует приготовиться, и это предопределило результат восприятия.
2.8. Вероятно, вечер можно оживить, если представить гостей друг другу таким образом, чтобы вызвать у них взаимный интерес. Например: «Сэм, познакомься с Бобом Тэйлором. Когда мы с ним последний раз встречались, я чуть не умерла со смеху. Он замечательный рассказчик. С его детьми вечно происходят совершенно невероятные истории. Боб, расскажи Сэму, как твоя дочка однажды забралась на флагшток». Или: «Джейн, неужели ты не знакома с Анджелой? Анджела только что вернулась из увлекательнейшего отпуска. Она была на курорте, где специализируются по водным лыжам, и теперь большой специалист в этом деле».
2.9. Гарри, Доминик и Эрик принадлежат к европейской культуре, и им легко заметить во внешности друг друга самые тонкие различия. То же самое относится и к Хо, Садаке и Киму: поскольку все они родом из Азии, для них не составляет труда запомнить лица друг друга. Как европейские, так и азиатские студенты склонны к стереотипному восприятию людей из «внешних» групп и упускают при этом мелкие различия.
2.10. а. Обе женщины выделили магазин спортивных принадлежностей и бассейн с дорожками для соревнований по плаванию.
б. Мисс Т. выделила спортивный зал, женскую сауну, раздевалку и теннисные корты.
в. Мужская раздевалка и сауна были на их планах искажены в размерах или забыты.
г. Вероятно, основными причинами неточного восприятия клуба были личные эмоции, потребности и мотивации женщин. Скорее всего, у миссис С. есть дети, и она посещает бассейн, буфет и магазин. Мисс Т., возможно, играет в теннис, любит поплавать, посещает спортзал и пользуется раздевалкой.
2.11. а. Хуану заранее говорят, что именно нужно ощутить, но ему не следует относиться к этому с полным доверием.
б. Клэр необходимо прежде всего ясно понять, чего именно она хочет и что чувствует. Она должна честно признаться себе в том, что как раз сегодня у нее плохое настроение и, соответственно, ее восприятие может быть искажено.
в. Марше надо хорошенько изучить все способы привлечения внимания и научиться сосредоточиваться, когда это необходимо.
г. Сидней мог бы попытаться шире смотреть на вещи, посидев в курительной комнате, но при этом не куря.
д. Биллу следует помнить, что всегда есть возможность впасть в иллюзию.
е. Начальнице Джерома надо научиться отличать то, что она видит, от собственной интерпретации увиденного.
2.12. а. Слепой человек может научиться более полно использовать все остальные чувства. Кроме того, можно научиться читать по системе Брайля и передвигаться с помощью трости или собаки-поводыря.
б. Глухой человек также может научиться более полно использовать все остальные чувства. Кроме того, ему могут помочь лекарства, слуховой аппарат или хирургическая операция.
в. Человек, страдающий дислексией, может воспользоваться специально разработанной методикой адаптации к искажениям восприятия.
2.13. а. Слепым можно будет помочь благодаря разрабатываемой сейчас электронной системе искусственного зрения.
б. Глухим можно будет помочь благодаря электронной системе искусственного слуха.
в. В будущем, возможно, удастся определить причину дислексии и найти способ ее излечения.
Ответы на вопросы
1. в; 2. б; 3. в; 4. в; 5. а; 6. а; 7. г; 8. д; 9. б; 10. в; 11. а; 12.б; 13.б; 14. г; 15. в; 16.г; 17.б; 18.в; 19.б;20.а; 21. а; 22. в; 23. д; 24. г; 25. ж;26.а;27.б;28.е.
Глава 3 НАУЧЕНИЕ И ДРУГИЕ МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОВЕДЕНИЕ
Дайте мне дюжину здоровых, хорошо развитых детей и полную свободу воспитывать их так, как я сочту нужным, и я гарантирую вам, что смогу сделать любого из них кем угодно — врачом, юристом, художником, руководителем торговой фирмы и даже попрошайкой или вором, причем независимо от его талантов, склонностей, способностей, увлечений, призвания и расы.
Джон Уотсон
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему с разными людьми ведете себя по-разному? Вероятно, вы попадали в ситуации, когда все время хотелось шутить и все вокруг казалось смешным. А в других ситуациях вы проявляли себя исключительно как серьезный человек. Иногда вы бываете застенчивы и не уверены в себе, а иногда откровенны и дружелюбны. Почему ваше поведение все время меняется? Многие психологи считают, что это — результаты научения.
Когда на вечеринке все весело смеются над вашими забавными историями и шутками, то вы, конечно же, не прочь продолжать в том же духе. Однако если вы попытаетесь так же шутить, например, во время урока в школе, учитель вряд ли оценит это положительно. Он одобряет только серьезные и трезвые ответы. Возможно, вам приходилось бывать в обществе людей, которых вы считали гораздо умнее себя. Наверное, вы чувствовали себя при них немного неловко, боялись «сморозить» какую-нибудь глупость и выглядеть при этом круглым дураком. Тогда вы казались застенчивым и нерешительным человеком. Но в обществе близких друзей, которые к вам прекрасно относятся, подобные страхи и опасения у вас не возникают. И вы спокойно говорите все, что придет в голову.
Научение постоянно влияет на ваше поведение. Научение, как правило, ассоциируется у людей с занятиями в школе. На самом же деле процесс научения происходит всегда и везде. Почти все, что вы делаете, вас чему-нибудь учит. Когда вы едите ложечкой мороженое, выбираете себе удочку, вяжете платок, играете в покер или веселитесь на рок-концерте, вы все равно учитесь. В этой главе вы подробнее познакомитесь с процессом научения и выясните, как он связан с повседневной деятельностью. Вы поймете некоторые причины изменений своего поведения и научитесь влиять как на него, так и на поведение других людей. В главе будут описаны две основные формы научения — классическое обусловливание и инструментальное, или оперантное, обусловливание — и приведены примеры их применения в самых разнообразных ситуациях. Кроме того, вы подумаете над этическими проблемами, возникающими при использовании обусловливания.
ЧТО ТАКОЕ НАУЧЕНИЕ?
Поскольку почти все, что мы делаем, включает в себя научение, то возникает вопрос: как различить, какие действия совершаются в результате научения, а какие — без научения? Мы каким-то образом научились почти всему, что делаем, за исключением нескольких основных рефлексов и некоторых случайных поступков. Научение — это внутренний процесс. Он невидим и неосязаем. Более того, он не поддается точной количественной оценке. Обычно психологи оценивают результаты научения по изменениям в поведении. Если у человека проявляются те или иные относительно стойкие модели поведения, считается, что произошло научение.
Предположим, что в прошлом году некий мальчик впервые начал учиться плавать. Он бестолково колотил по воде руками и ногами и почти тонул. В этом году, встретив мальчика на пляже, вы видите, что он может проплыть хорошим кролем уже метров шесть. Вполне справедливо в этом случае будет предположить, что мальчик научился плавать. Хоть вы и не видели самого процесса научения, у вас есть все основания полагать, что он имел место, поскольку это проявляется в действиях мальчика. Вероятно, он упражнялся все то время, что вы его не видели, и во время этих занятий и упражнений и произошло научение. И теперь мальчик может плыть. Его новый навык является устойчивым, или постоянным.
Теперь представьте себе, что вы пришли в кегельбан с женщиной, которая до сих пор никогда не играла в кегли и считает, что у нее нет спортивных талантов. Вам с трудом удается вложить в ее руку шар. Вдруг она случайно роняет шар, тот катится по желобу и попадает в цель. Было ли это попадание результатом научения? Ведь ясно, что она пока еще мало чему научилась в этом виде спорта — разве что вытаскивать пальцы из дырочек в шаре. Необходимы более стойкие изменения в ее поведении, чтобы сделать вывод о том, что научение произошло. Если бы она могла попасть в цель несколько раз подряд, тогда можно было бы заключить, что она научилась играть в кегли. Случайное первое попадание не дает достаточных оснований для вынесения суждений о научении.
Для того чтобы определить, происходило или нет научение, необходимо выявить два главных показателя: 1) относительно стойкие изменения в поведении; 2) какие-либо занятия или упражнения, в результате которых возникли эти изменения. Научение может происходить в процессе простого наблюдения за другими людьми или чтения, а также в результате тренировки. В рассмотренном выше примере женщина попробовала играть в кегли, но весьма сомнительно, чтобы только одна эта попытка привела к стойким изменениям в ее поведении.
Научение: изменения в поведении, возникшие в процессе жизнедеятельности или в результате тренировки.
Научение далеко не обязательно является положительным явлением. Ведь люди научаются также воровству, жульничеству, мошенничеству и лжи, неряшливости и варварскому отношению к природе. И в каждом из этих случаев выполняются оба необходимых условия научения.
Воспроизведение действия как критерий научения
Результатом научения, как правило, является обретение устойчивых моделей поведения. Но на поведение человека влияет и множество всевозможных других факторов. Например, вы очень основательно подготовились к экзаменам, но можете сдать экзамен плохо из-за бессонной ночи, болезненного состояния или просто плохого настроения. А что, если во время экзамена на вас нападет икота или же ваш сосед будет непрерывно чихать? В подобных случаях низкая оценка совсем не обязательно означает, что вы ничему не научились. Конечно же, воспроизведение действия не может не являться критерием научения, поскольку сам по себе процесс учебы еще не является однозначным свидетельством научения чему-либо. Но при этом всегда важно помнить, что на поведение влияют также такие факторы, как мотивации, отвлекающие моменты и состояние здоровья.
Упражнение 3.1
Автомеханик средних лет по вечерам посещает бухгалтерские курсы и собирается поменять профессию. Хотя он всегда считался хорошим механиком, в последнее время он стал очень рассеянным на работе. Он все время обдумывает и планирует иную карьеру. Давая наставления новому рабочему, он порой даже не может вспомнить названия самых простых деталей мотора. Попробуйте объяснить, почему все это совсем не свидетельствует о его некомпетентности в области ремонта автомобилей.
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
КЛАССИЧЕСКОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
Психологи, занимающиеся изучением поведения, вынуждены сводить оценку результатов научения к оценке изменения поведения, поскольку именно изменение поведения поддается наблюдению и измерению. Психологи-бихевиористы выделяют два механизма изменения поведения, считая, что почти всякое научение происходит с помощью обусловливания — классического или оперантного (инструментального). Сначала мы рассмотрим классическое обусловливание,* то есть использование в целях научения ассоциаций и взаимосвязей между явлениями. Главную роль в классическом обусловливании играют рефлексы и эмоциональные реакции.
* Это обусловливание называется классическим лишь потому, что было описано намного ранее операн-тного обусловливания. Вообще «обусловливание» означает выработку условного рефлекса. Впервые его описал великий русский ученый Иван Петрович Павлов. Он заметил, что у собаки выделяется слюна не только тогда, когда сторож приносит ей еду, но и когда она просто слышит звук его шагов. Действие такого условного рефлекса можно наблюдать и на самом обыкновенном примере. Некоторые ученики, услышав звонок, начинают собирать свои школьные принадлежности, хотя учитель не всегда заканчивает урок со звонком. Это пример классического обусловливания. У школьников выработался условный рефлекс на звонок. (Прим. науч. ред.)
«Рефлексы... поразительные!»
Рис. 3.1. Возможно, это все же несколько преувеличенный пример обычного коленного рефлекса.
Рефлексы
Существует много типов реакций, которые возникают в ответ на определенные раздражители у всех людей без исключения. Например, когда вам предлагают кусочек маринованного огурца, у вас начинает выделяться слюна. Аналогичным образом, если бы эта книга внезапно обожгла вам пальцы, вы отдернули бы руку. Такие реакции, возникающие у всех людей и не требующие предварительного научения, называются рефлексами.
Вам, вероятно, известны некоторые самые простые рефлексы. Если вы ударите какого-нибудь человека по центру коленной чашечки, возникнет коленный рефлекс (осторожней, вас могут пнуть!). А если во время прогулки по морскому берегу вам в глаза попадет песок, поднятый порывом ветра, у вас рефлекторно задергаются веки. Вдохнув щепотку перца, вы начнете чихать. Если вам пощекотать пятки, вы подожмете пальцы ног и т. д. В медицинских учебниках описано множество подобных рефлексов.
Классическое обусловливание: один из видов научения со следующей процедурой: предъявляется пара стимулов (нейтральный и безусловный), так что в конце концов нейтральный стимул становится условным, то есть начинает вызывать рефлекс или эмоциональную реакцию.
Рефлекс: естественная, не нуждающаяся в научении реакция, регулярно возникающая в ответ на определенный раздражитель.
Эмоциональные реакции
Эмоциональная реакция — это своеобразный эмоциональный рефлекс, то есть чувство, которое неизменно возникает в ответ на определенный эмоциональный раздражитель. Наиболее распространенной эмоциональной реакцией является страх. Нормальные люди считают, что боль — неприятное ощущение, и боятся ее. Страх является обычной реакцией на боль и тоже возникает без всякого научения. Другая распространенная эмоциональная реакция — это гнев. Более положительные эмоции, такие как любовь и радость, также относятся к эмоциональным реакциям. Если вам случалось влюбляться, то вы, вероятно, испытывали какие-либо положительные эмоциональные реакции. Возможно, это были радость и удовольствие. Каждая из эмоциональных реакций является внутренним откликом на раздражитель определенного типа. Внешние проявления эмоций могут быть различными, в зависимости от вашего предыдущего опыта и привычной манеры поведения. Внутренне переживая то же самое чувство, вы можете подбежать к предмету своего увлечения и заключить его в объятия, а можете просто стоять, как истукан, и хихикать. В ситуации, когда вам угрожают ножом, вашей эмоциональной реакцией несомненно будет страх, но выражать его вы также будете по-разному; это во многом зависит от вашего предшествующего опыта и принадлежности к той или иной культуре. Как рефлексы, так и эмоциональные реакции автоматически возникают в ответ на определенный раздражитель. Всякий раз, когда вам попадает в глаз соринка, вы моргаете. Если через сиденье вашего стула пропустить электрический разряд, вы подскочите. Болезненные ощущения вызывают страх и тревогу, а приятные — радость и удовольствие.
Упражнение 3.2
В изложенном ниже сюжете упомянуты три рефлекса и пять эмоциональных реакций. Найдите их в тексте и подчеркните рефлексы одной чертой, а эмоциональные реакции — двумя.
Профсоюз, членом которого является Клайд, проводит забастовку, и Клайд, будучи вынужденным сидеть днем дома, пристрастился смотреть мыльные оперы. В этот раз после обеда он замечает, что пришло время начала его любимого сериала, и достает себе бутылку холодного пива. Когда он открывает бутылку, пиво бьет фонтаном и попадает ему в глаз. От этого он моргает и приходит в раздражение. Но затем берет оставшееся пиво, усаживается в свое любимое кресло в предвкушении получаса приятных ощущений. Начинается фильм. На экране грубая и порочная злодейка угрожает невинной очаровательной героине. Клайд начинает волноваться. Схватив сигарету, он нервно закуривает и обжигает палец. Он отдергивает руку и прикладывает больной палец к холодной бутылке с пивом. Затем вновь вперяет свой взор в экран. Злодейка душит прелестную героиню, и несчастная умирает. Клайд видит этот трагический конец, и его переполняет печаль. Он пытается выключить телевизор. Но в выключателе нарушена изоляция, и Клайда сильно бьет током. Он отдергивает руку и боится вновь прикоснуться к телевизору.
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Эмоциональная реакция: эмоция, возникающая устойчиво и без всякого предварительного научения в ответ на определенный раздражитель.
Процесс классического обусловливания
С помощью классического обусловливания вы можете научиться автоматически мигать или вскакивать со стула по причинам, не имеющим ничего общего ни с соринкой в глазу, ни с коротким замыканием. Точно так же страхи и тревога у людей часто бывают не связаны с пережитой в действительности болью. В таких случаях рефлекс проявляется просто по ассоциации.
Представьте себе, что женщина сидит на стуле, к которому подведены электрические провода, и через сиденье можно пропускать ток (рис. 3.2, а). Психолог хочет «научить» ее вставать со стула, как только он начнет чесать свою голову. (Психологи порой ставят очень странные эксперименты!)
Поскольку наблюдения показали, что всякий раз, когда через сиденье пропускают ток, женщина рефлекторно встает со стула, психолог начинает одновременно с включением тока почесывать голову (рис. 3.2, б).
Вскоре, едва только заметив, что психолог тянется рукой к голове, женщина начинает вскакивать со стула (рис. 3.2, в). Ток можно больше не включать.
Представьте, как странно она должна себя чувствовать, привыкнув вскакивать со стула, едва лишь кто-то потянется рукой к своей голове!
Процесс классического обусловливания можно разбить на три этапа:
1. Наблюдается какой-либо рефлекс и определяется вызывающий его раздражитель. В приведенном примере таким рефлексом был уход от неприятных ощущений, то есть вставание со стула, а вызывающим рефлекс раздражителем — удар тока.
2. Одновременно с раздражителем, вызывающим данный рефлекс, применяется второй раздражитель. Психолог всякий раз, когда подавали ток, принимался почесывать свою голову. Такое сочетание раздражителей повторялось неоднократно.
3. Новый раздражитель начинает вызывать рефлекторную реакцию даже в отсутствие исходного раздражителя. Женщина встает, когда психолог тянется рукой к голове, хотя ток через сиденье больше не пропускают.
Рис. 3.2.
Упражнение 3.3
Психолог хочет, используя коленный рефлекс, научить испытуемого дергать ногой на свист. Опишите своими словами, что будет происходить на каждом из этапов классического обусловливания.
Этап 1: ________________________________________
Этап 2: ______________________________________
Этап 3: ______________________________________
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Если заменить рефлекторные реакции на эмоциональные, то процесс классического обусловливания будет протекать по той же схеме. На первом этапе определяется раздражитель, вызывающий данную эмоциональную реакцию. Например, такой раздражитель, как приставленное к виску дуло пистолета, вызывает у большинства людей страх. На втором этапе этот раздражитель (пистолет) применяется в сочетании с другим раздражителем, который обычно не вызывает страха, — допустим, с мочалкой. Производится многократное одновременное воздействие обоих раздражителей. Вам все время вручают мочалку и тут же приставляют к виску пистолет. В конце концов вы начнете пугаться, как только получите мочалку, даже без пистолета. Хотя приведенный пример вряд ли можно назвать характерным, во многих случаях страхи действительно бывают обусловлены именно таким образом. Человек, которого несколько раз увольняли с работы и каждый раз объявляли об этом, например, во вторник, может начать бояться ходить в этот день на работу, а у человека, пережившего много страданий в кресле у зубного врача, могут возникать неприятные ощущения от одного запаха одеколона, которым пользуется его дантист. Подумайте о своих страхах. Попробуйте определить их действительные причины.