Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. 13 страница

а. Образы воспоминаний

б. «Следы» памяти

Свободные ассоциации: последователь­ность связанных между собой спонтанных мыс-леи человека.

Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. 13 страница - student2.ru

Рис. 4.2. Вот бы узнать, каким методом запоми­нания пользуется мистер Абсолютная память!

в. Картотека

г. Потенциал памяти

2. Какой из блоков памяти действует в течение самого короткого времени?

а. Сенсорная память

б. Кратковременная память

в. Долговременная память

г. Блок извлечения информации

3. Представьте себе, что ваша начальница попросила вас срочно прийти к ней в кабинет с тремя карандашами, шариковой ручкой, двумя скрепками, лас­тиком и шестью круглыми резинками. С помощью каких действий вы сможе­те лучше всего запомнить все эти предметы?

а. Сменить обстановку, чтобы не было скучно

б. Закрыть глаза, чтобы не отвлекаться

в. Все время повторять про себя список

г. Распределить предметы в алфавитном порядке

4. Сколько единиц информации может одновременно обрабатывать ваша крат­ковременная память?

а. Не более трех

б. Пять

в. Не более семи

г. Десять

5. Какими из следующих приемов пользуются люди с хорошей памятью?

а. Группируют информацию в большие блоки и отвлекаются.

б. Группируют информацию в большие блоки и обращают внимание на ритм.

в. Объединяют информацию в компактные группы и отвлекаются.

г. Объединяют информацию в компактные группы и обращают внимание на ритм.

6. В каком из следующих случаев «действует» долговременная память?

а. Когда, переворачивая страницу книги, вы замечаете ее номер.

б. Когда ощущаете, как у вас чешется кончик носа.

в. Когда моргаете от попавшей в глаза пыли.

г. Когда отвечаете на контрольные вопросы.

7. Человек пользуется фразой «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фа­зан», чтобы запомнить по порядку все цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Как называется такой ме­тод запоминания?

а. Мнемонический метод

б. Метод loci

в. Метод опорных слов

г. Заучивание

8. В каком случае наиболее эффективным методом запоминания будет метод опорных слов?

а. Вы хотите запомнить лица людей

б. Вы хотите запомнить имена людей

в. Вы хотите запомнить список из десяти предметов

г. Вы хотите запомнить список из пятидесяти предметов

9. Если вы хотите воспользоваться методом loci для запоминания списка, что вы сделаете в первую очередь?

а. Выучите стихотворение «Один — господин...»

б. Пройдете по дому и запомните несколько мест на своем пути

в. Разобьете список на две смысловые группы

г. Будете все время повторять список вслух

10. Допустим, вам надо запомнить пятьдесят слов. Слова какого типа запомина­ются легче всего?

а. Слова на незнакомом иностранном языке

б. Слова, являющиеся частью бессмысленного текста

в. Слова, являющиеся частью бессмысленного текста, написанного на ино­странном языке

г. Слова, являющиеся частью осмысленного текста

11. Женщина забыла, куда положила ключи. Последний раз она видела их в зам­ке зажигания машины, когда ехала с работы домой. Какое из следующих предложений вы считаете самым полезным для того, чтобы найти ключи?

а. Воспользоваться методом loci

б. Воспользоваться методом опорных слов

в. Попробовать поискать ключи, воспользовавшись алфавитным методом

г. Снова пройти путь от машины до дома

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отве­чая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к чтению следующих разделов этой главы.

ЗАБЫВАНИЕ

Забывание часто приводит к неловким ситуациям, неудобствам и неприятнос­тям. Почему мы забываем что-либо? На этот вопрос есть несколько возможных отве­тов. Во-первых, мы могли вообще не знать о данном явлении или событии. Сведения о нем могли не поступить в нашу сенсорную память. Но такого рода проблемы обыч­но не называют забыванием, поскольку мы фактически не получили нужной инфор­мации. Во-вторых, могло случиться так, что, хотя мы и получили какие-то данные, мы не передали их в кратковременную и долговременную память. Как было видно из рис. 4.1, многие события и воспоминания являются преходящими и мимолетными и не сохраняются ни в кратковременной, ни в долговременной памяти. Но психологи больше всего занимаются третьей возможной причиной забывания: трудностями, возникающими при извлечении информации, которая уже хранится в долговремен­ной памяти. Забывание можно объяснить многими причинами. Среди них основны­ми являются вытеснение, подавление, амнезия, угасание за ненадобностью, искаже­ние, интерференция и результат приема некоторых лекарственных препаратов.

Упражнение 4.4

Вы могли что-либо забыть по трем причинам: 1) ваши органы чувств не полу­чили этой информации; 2) вы получили информацию и владели ею в течение доли секунды, но не сохранили ее в долговременной памяти; 3) вы сохранили информа­цию в долговременной памяти, но не можете извлечь ее оттуда. Определите причи­ну забывания в каждом из следующих примеров и отметьте ее номером 1), 2) или 3).

а. Вчера вечером Гвидо выучил наизусть стихотворение, а теперь не может вспомнить его третью строчку. __________________________

б. Вчера вечером Глэдис смотрела новости, где передавали прогноз погоды, но она в это время мечтала о предстоящем летнем отпуске. Теперь она не мо­жет вспомнить, ожидается ли сегодня дождь. _________________

в. Мэйбл так обрадовалась, когда узнала, что выиграла в лотерею, что забыла о стоящем на плите кофе. В результате кофе пригорел. ___________

г. Билл явился на прием без галстука, поскольку забыл его надеть, и все над ним смеялись. Но ему никто не говорил, что вечер будет официальным.

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Вытеснение

Одной из возможных причин, объясняющих, почему люди иногда не могут из­влечь из памяти необходимую информацию, является вытеснение. Вытеснение — это забывание, мотивированное неосознаваемыми причинами. Чело­веческое подсознание блокирует страшные или несущие в себе угрозу воспоминания. Извлечение из долговременной памяти воспоминаний о травмирующих событиях или вызывающих тревогу людях и ситуаци­ях часто связано с болезненными переживаниями. Каждый человек в какой-либо форме вытесняет некоторые воспоминания. Если челове­ку трудно вспомнить неприятное происшествие, то это тоже один из видов вытеснения. По мнению Фрейда, вытеснение является способом защиты от тяжелых воспоминаний. Мысли, которые человеку трудно переносить, остаются глубоко в подсознании, и их можно обнаружить только с помощью гипноза или в сновидениях.

Дети, пострадавшие от сексуального насилия, часто боятся рассказать о слу­чившемся. Воспоминания об этом бывают столь болезненными, что они вытесняют­ся, но обычно вновь всплывают на поверхность уже во взрослом возрасте. Возвра­щение вытесненных воспоминаний может быть вызвано просмотром фильма об ин­цесте, повторными сексуальными посягательствами или встречей с насильником.

Несмотря на то что вытеснение бывает иногда причиной забывания, с его по­мощью можно объяснить далеко не все случаи забывания. Вытесняются только край­не неприятные эмоциональные переживания. Но люди часто забывают и приятные или нейтральные переживания. Кроме того, изучение вытеснения проводилось в основном путем наблюдения за пациентами больниц. Ощущается явная нехватка экспериментальных данных по этому вопросу.

Подавление

Есть ли у вас воспоминания, которые вам хотелось бы забыть? Возможно, вы когда-нибудь совершили неприличный или глупый поступок, воспоминания о кото­ром вам хочется подавить. Подавление — это сознательные усилия, направленные на то, чтобы не думать о каком-либо событии. Подавление отличается от вытеснения тем, что вы вполне сознаете, что событие произошло.

Например, женщины, подвергшиеся насилию, отчаянно старают­ся избегать воспоминаний о нем. Многие из них даже не желают при­знавать себя жертвами и подавляют мысли об этом месяцами, а то и годами. К сожалению, подавление болезненных мыслей не избавляет человека от эмоциональных последствий, к которым относятся преувеличенные страхи, фобии и депрессия.

Амнезия

Амнезия — это расстройство, представляющее из себя самую крайнюю форму вытеснения. Тема амнезии широко используется в романах, фильмах и мыльных опе­рах, поскольку производит весьма драматическое впечатление. Симптомы амнезии заключаются в потере личных воспоминаний. Жертвы амнезии забы­вают, кто они такие, откуда родом и почти всю остальную информа­цию о себе. Примечательно, что у них сохраняются прочие основные знания и умения. Они помнят, как складывать, вычитать, читать, пи­сать, одеваться и готовить пищу.

Вытеснение: забывание, вы­званное бессо­знательной бло­кировкой пуга­ющих или угро­жающих мыслей или событий.

Подавление: сознательный уход от неприят­ных мыслей и воспоминаний.

Существует несколько форм амнезии. Наиболее широко извест­на и популярна истерическая амнезия. Эта форма амнезии не вызва­на никакими органическими или физиологическими причинами. Ис­терическая амнезия обычно возникает после травмирующего события и, как правило, носит временный характер.

Амнезия может быть вызвана физиологическими причинами. Среди них алкоголизм, наркомания, заболевания, травмы, недостаточ­ное или неправильное питание и повреждения мозга. Амнезия, вызванная физиологическими причинами, может быть как временной, так и постоянной и называется органической амнезией.

Для третьего вида амнезии, глобальной деменциальной амне­зии, характерны рассеянность и забывчивость в повседневной жизни. Такая форма амнезии часто встречается у очень старых, дряхлых боль­ных, которые отлично помнят свое прошлое, но с трудом ориентиру­ются в настоящем. Чаще всего такая форма амнезии бывает постоян­ной.

Амнезию, как и вытеснение, нельзя считать основной причиной забывания. Она встречается далеко не так часто, как показывают в средствах массовой информации, и с ней связан лишь небольшой про­цент всех случаев забывания.

Истерическая амнезия: амнезия, не имеющая органических или физиологи­ческих причин; обычно возника­ет после фи­зической или психической травмы и носит временный характер.

Органическая амнезия: амнезия, обу­словленная фи­зиологическими причинами.

Глобальная деменциальная амнезия: форма амнезии, при которой человек рассеян и забывает со­бытия самого недавнего прошлого.

Упражнение 4.5

Студент Принстонского университета рассказывал, как однажды, прогулива­ясь по университетскому городку, встретил Альберта Эйнштейна. Несколько минут они стояли и разговаривали, а потом студент пригласил Эйнштейна вместе пообе­дать. Альберт Эйнштейн спросил, в каком направлении он шел, когда встретился со студентом. После того как студент показал ему направление, Эйнштейн заявил, что уже ел, и вежливо поблагодарил за приглашение.

а. Какая форма амнезии была у Эйнштейна?.

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Угасание и искажение

Имеются данные, свидетельствующие о том, что невостребованные воспоми­нания со временем угасают. Возможно, именно этим и объясняется забывание ин­формации, хранящейся в кратковременной памяти. Тем не менее угасание не явля­ется основной причиной забывания сведений, находящихся на долговременном хра­нении. Как ни странно, люди часто забывают очень важную информацию и помнят совершенно бесполезные вещи.

Однако некоторые эксперименты (Loftus, 1975. Loftus and others, 1978) пока­зывают, что воспоминания со временем могут подвергаться искажениям. Новые по­ступающие в память сведения изменяются в соответствии с уже имеющейся инфор­мацией. По мере поступления нового материала с ним смешивается старая инфор­мация. Испытуемым показывали слайды и фильмы о несчастных случаях, когда машины сбивали пешеходов или сталкивались друг с другом. На одном из слайдов была видна проезжавшая мимо места происшествия зеленая машина. Эксперимен­татор спрашивал испытуемых, был ли у проезжавшей синей машины на крыше ба­гажник для лыж. Когда после этого испытуемым задавали вопрос, какого цвета была проезжавшая машина, большинство из них вспоминали, что она была синяя, а не зеленая. При беседе с испытуемыми из контрольной группы синий цвет не упоми­нался. Когда их спрашивали о цвете проезжавшей машины, они вспоминали, что она была зеленая.

В другой ситуации испытуемых просили оценить скорость машины, которая «врезалась» в другую машину. Эти испытуемые сильно преувеличивали скорость машины. Испытуемые из контрольной группы, которых спрашивали о скорости ма­шины, «столкнувшейся» с другой машиной, оценивали скорость довольно точно.

Упражнение 4.6

Попытайтесь на основе того, что вы узнали об искажении воспоминаний, объяснить смысл выражения «Не полагайтесь на показания свидетелей!»

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Интерференция

Чаще всего забывание объясняется интерференцией. Интерференция — это особого рода искажение информации. Человек забывает потому, что новая инфор­мация смешивается с уже имеющимися воспоминаниями. Согласно теории, объяс­няющей забывание за счет интерференции, запоминанию мешают фак­торы двух типов: проактивная интерференция и ретроактивная интер­ференция.

Проактивная интерференция. Прилагательное «про­активная» означает «действующая по направлению вперед». Проак­тивная интерференция происходит, когда воспроизведение новых данных, недавно поступивших в память, блокируется старыми воспо­минаниями. Если вам никак не запомнить, как по-французски будет «до свидания», потому что в памяти засела выученная раньше немец­кая фраза, то вам мешает именно проактивная интерференция: вы не можете запом­нить «au revoir» из-за того, что уже помните «auf wiedersehn». Или, предположим, ваша новая преподавательница по психологии, профессор Кассель, очень напоминает вам вашу старую подругу Флору Белл. Тогда вам, возможно, будет трудно запом­нить настоящую фамилию профессора и будет все время хотеться назвать ее Фло­рой Белл. Таким образом, при проактивной интерференции старые знания мешают запоминанию новых.

Проактивная интерфе-ренция: забывание но­вой информа­ции из-за того, что она пере­путывается с ранее полу­ченным ма­териалом.

Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. 13 страница - student2.ru

Рис. 4.3. Проактивная и ретроактивная интерференция

Ретроактивная интерференция. Прилагательное «ретроактивная» означает «действующая по направлению назад». Ретроактивная интерференция происходит в тех случаях, когда но­вые знания блокируют воспроизведение старых воспоминаний. Если, выучив наконец французское выражение «au revoir», вы не сможете вспомнить немецкое «auf wiedersehn», то вам мешает ретроактивная интерференция. Появление новых знаний приводит к ухудшению вашей способно­сти воспроизводить старые. Если, встретив свою старую подругу Флору Белл, вы с трудом вспомните ее имя и будете все время пытаться называть ее «профессор», то это результат вмешательства ретроактивной интерференции. Забывание за счет проактивной и ретроактивной интерференции иллюстрирует рис. 4.3.

Ретроактивная интерференция: забывание, вызванное смешиванием старой инфор­мации со вновь полученным материалом.

Упражнение 4.7

Укажите, какие из следующих ситуаций являются примерами проактивной, а какие — ретроактивной интерференции.

а. Вам трудно читать книги XVIII века, поскольку вы никак не можете запом­нить, что представляют собой все эти вершки, аршины, сажени и версты.

б. Вам трудно научиться плавать брассом, поскольку вы уже умеете плавать кролем и все время возвращаетесь к старым движениям ногами, вместо того чтобы толкаться «ножницами». _________________________

в. Прочитав книгу «Унесенные ветром», вы пошли на фильм с тем же названи­ем. Теперь вам трудно вспомнить, что было в книге, потому что вы все время думаете о фильме. ________________________________

г. Вы учились вождению на машине с ручным переключением скоростей. Пос­ледние пять лет вы водите автомобиль с автоматической коробкой передач. Когда вас попросили сесть за руль машины с ручной передачей, вы все время ловите себя на том, что забываете пользоваться сцеплением и управляете машиной так, как будто у нее автоматическая коробка передач.______

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. «

Роль последовательности в запоминании

Знаете ли вы песню «В лесу родилась елочка»? Наверняка вы сможете вспом­нить несколько первых строчек. Но если вас попросят спеть дальше, могут возникнуть затруднения. Однако заключительную строчку — «И много-много радости ребятам принесла» — вы, скорее всего, тоже вспомните. Точно так же маленькие дети обычно без всяких затрудне­ний поют первую строчку песенки про алфавит «А, В, С, D» и радостно завершают пение звонким «X, Y, Z». Средние же строчки песенки они часто путают.

Психологи считают, что первая часть материала запоминается легче из-за эффекта первичности. Когда вы только начинаете что-либо учить, вам не мешает никакая проактивная интерференция. Пер­вые несколько тактов услышанной мелодии, картинка на обложке журнала, первое свидание — такие вещи запоминает большинство людей. Последнюю часть выученного материала вспомнить тоже проще. Знания еще свежи в вашей памяти и не искажены ретроактивной интерференцией. Это называ­ется эффектом свежести.*

* Эти эффекты называют также «эффектами края». (Прим. науч. ред.)

Эффект первичности: более легкое запоминание того матери­ала, с которо­го начинается изучение.

Эффект свежести: более легкое запоминание заключительной части изучаемо­го материала.

Вспомните последнюю из вечеринок, которые вы посетили. Если вы запомнили только тех людей, с которыми познакомились, как только вошли, и тех, с которыми разговаривали перед самым уходом, то это произошло именно из-за эффектов пер­вичности и свежести. Многие студенты находят, что им несложно запомнить пер­вую часть заданного материала. Конец главы вспомнить тоже легко. Труднее всего дается запоминание середины, поскольку здесь нет ни эффекта первичности, ни эф­фекта свежести. Кроме того, на запоминание средней части материала воздейству­ют одновременно как проактивная, так и ретроактивная интерференция. Поэтому на ее изучение студенты обычно отводят больше времени.

Упражнение 4.8

Предположим, вас попросили выступить с приветственной речью на собрании группы местных активистов. Друзья пришли к вам на помощь и написали для вас прекрасную речь на пяти страницах. Теперь вам надо запомнить ее, чтобы во время выступления слушателям казалось, что речь — ваша собственная. На основе ваших знаний об интерференции и последовательности в запоминании предложите стра­тегию для запоминания речи. При составлении стратегии особо учтите, какие части запоминаются легко, а какие — с трудом.

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Лекарственные средства

Недавние исследования показали, что некоторые лекарства при правильной до­зировке улучшают память. Maкго (McGaugh, 1983) сообщает, что память улучшает­ся при приеме гормонов эпинефрина и норэпинефрина. Существуют также данные (McGaugh, 1970), свидетельствующие о том, что некоторые широко распространен­ные вещества, такие как никотин и кофеин, ускоряют размещение информации в долговременной памяти. Однако при отсутствии тщательного контроля за дозиров­кой даже эти обычные вещества могут вызвать разрушение памяти и отравление.

От большинства лекарств, как правило, память ухудшается. Сильное отрица­тельное влияние на память оказывают, например, транквилизаторы. Недавние ис­следования показали, что транквилизатор диазепам фактически блокирует работу памяти в течение шести часов после приема.

Согласно результатам многих исследований (Birnbaum and others, 1978. Dar-ley and others, 1973). Miller and others, 1978. Nahas, 1979. Peterson, 1984. Relman, 1982. Wetzel and others, 1982) можно сделать вывод о том, что как марихуана, так и алкоголь вредно влияют на память. Сильнее всего при этом страдает механизм передачи информации из кратковременной в долговременную память. После не­скольких порций спиртного или курения марихуаны люди обычно могут поддержи­вать разговор, а также вспоминать и воспроизводить информацию, касающуюся прошлого. Они также могут на несколько секунд запоминать новые сведения. Од­нако при формировании прочных воспоминаний обычно возникают проблемы. На­утро после вечера, проведенного «под кайфом», многие не могут вспомнить даже собственного поведения.

После приема спиртного или курения марихуаны запоминание новой инфор­мации протекает труднее, чем извлечение старой. Эксперименты показывают, что непьющие испытуемые могут воспроизводить информацию из прошлого как в трез­вом, так и в нетрезвом виде. Но если испытуемый был нетрезв при получении ин­формации, то в трезвом состоянии он мало что сможет вспомнить (Parker, Birnbaum & Noble, 1976)). В нетрезвом состоянии воспроизведение улучшается. Такую ситуа­цию иногда называют «зависимость от состояния». Самое хорошее воспроизведение имеет место тогда, когда человек находится в том же состоянии, что и при запоми­нании информации. Студент, который во время подготовки к экзамену любит вы­пить пару бутылок пива, возможно, сдаст его лучше, если во время экзамена тоже будет потягивать пиво. Но имейте в виду, что память лучше всего работает тогда, когда вы вообще не пьете и не курите марихуану. Примерно у 10 % людей, обраща­ющихся за помощью по проблемам, связанным с алкоголем, обнаружены серьезные поражения мозга и ослабление памяти (NIAAA, 1982).

Контрольные вопросы

Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал данного раздела главы. Найдите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос.

12. Какую из перечисленных причин забывания психологи рассматривают наи­более пристально?

а. Трудности с восприятием информации

б. Трудности с обработкой материала в кратковременной памяти

в. Трудности с извлечением материала из долговременной памяти

г. Трудности с извлечением материала из кратковременной памяти

13. Что такое вытеснение?

а. Бессознательная блокировка болезненных воспоминаний

б. Сознательное извлечение из памяти приятных воспоминаний

в. Метод припоминания снов под гипнозом

г. Клинический метод наблюдения за пациентами, страдающими амнезией

14. Как сопоставить вытеснение и подавление?

а. И то и другое происходит бессознательно.

б. И то и другое происходит сознательно.

в. Подавление происходит сознательно, а вытеснение — бессознательно.

г. Вытеснение происходит сознательно, а подавление — бессознательно.

15. В каком случае вероятнее всего возникновение истерической амнезии?

а. После травмы мозга

б. После чрезмерного употребления алкоголя

в. После травмирующих переживаний

г. В старческом возрасте

16. Какой из следующих причин чаще всего объясняется забывание?

а. Вытеснение

б. Амнезия

в. Угасание

г. Интерференция

17. Студентка закончила чтение заданного материала по социологии и взяла учебник по психологии. Ей трудно читать книгу по психологии, так как она продолжает думать о социологии. Что ей мешает?

а. Проактивная интерференция

б. Ретроактивная интерференция

в. Эффект первичности

г. Эффект свежести

18. Танцор-чечеточник говорит, что легко запоминает первые несколько па лю­бого танца, но затем начинает сбиваться. Почему у него не возникает за­труднений при разучивании начала нового танца?

а. Действует эффект свежести

б. Действует эффект первичности

в. Менее сильно влияние вытеснения

г. Имеет место зависимость от состояния

19. Шелли приняла таблетку валиума, чтобы меньше волноваться во время эк­замена по истории. Что с ней, скорее всего, произойдет?

а. Она не будет волноваться и вспомнит весь выученный перед экзаменом материал.

б. Она не будет волноваться, но память у нее совершенно не будет работать.

в. Она будет волноваться, но память будет работать прекрасно.

г. Она будет волноваться, и ей захочется выпить.

20. После несколько порций мартини Уолли познакомился с симпатичной де­вушкой по имени Элени. На другой день он не мог вспомнить ни ее имени, ни адреса. В каком из перечисленных ниже случаев у Уолли больше всего шансов вспомнить имя и адрес девушки?

а. Выспавшись

б. Выпив несколько порций мартини

в. Выпив несколько чашек кофе

г. Покурив марихуаны

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отве­чая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к чтению заключительного раздела этой главы.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Вполне вероятно, что у вас возник вопрос: как использовать то, что вы узнали о запоминании и забывании, чтобы лучше учиться? Универсальных методов, которые годились бы для всех, не существует. Разным людям помогают различные системы учебных занятии. Тем не менее существует несколько общих соображений, кото­рые, как считают психологи, полезны для большинства людей. Для совершенство­вания умения сосредоточиваться, для более лучшего распределения учебного вре­мени и повышения эффективности подготовки к контрольным и экзаменам было разработано несколько методов.

Составление учебного графика

Одно из важнейших умений, которому можно научиться в колледже, — это умение планировать свое время, необходимое для успешной учебы. Лучшими сту­дентами совершенно не обязательно становятся самые умные. Очень часто это те, кто научились организовывать свое время и подчиняться самодисциплине. Большин­ство из нас испытывали стресс, который возникает, когда дел много, а времени мало. По правде говоря, на все дела времени не хватает почти никогда. Но если вы сумее­те выделить приоритеты и тщательно спланировать свое время, то стресс будет не столь сильным и ваши оценки, вероятно, станут выше.

Согласно одной из систем организации времени, необходимо вести планирова­ние на трех уровнях (Quinn and Daughtre, 1988). Во-первых, намечаются долгосроч­ные планы на всю четверть. Во-вторых разрабатываются краткосрочные планы на неделю. И наконец, составляются ближайшие планы — списки дел на каждый день.

Долгосрочные планы. Купите или сделайте сами календарь-ежеднев­ник, где на каждый день отводится много места для записей. Вы будете пользовать­ся этим календарем весь семестр. Сначала отметьте каникулы и праздники, чтобы выделить промежутки свободного времени. Затем заполните дни, когда вы работае­те и выполняете семейные и другие обязанности. Как только преподаватели сооб­щат вам учебные планы по своим предметам, отметьте даты контрольных работ, сро­ки сдачи курсовых проектов или докладов и даты экзаменов за семестр. Потом до­бавьте основные общественные события — концерты, танцы и спортивные соревно­вания.

После этого внесите в план сроки, которые вы устанавливаете для себя сами. Не забывайте о том, как важно разбить большие задания на части. Устанавливая для себя сроки, оставляйте себе немного времени до официального последнего сро­ка. Это поможет вам избежать стресса, вызванного нехваткой времени. Придумай­те какой-нибудь способ, чтобы отличать официальные сроки от тех, что вы устано­вили сами: например, пишите чернилами разного цвета или отмечайте официаль­ные сроки печатными буквами, а собственные — письменными.

Составив для себя график, вы сможете избежать откладывания дел со дня на день. Если курсовую работу надо сдать через десять недель, то можно разделить ее на недельные задания. Вы можете потратить первую неделю на изучение возмож­ных вариантов тем. На следующей неделе можно выбрать тему. Затем отведите две недели на чтение литературы и сбор материала по теме. На пятой неделе вы можете составить план вашей работы. Тогда у вас останутся четыре недели на то, чтобы ее написать, и неделя на исправления и редактирование. Окончательный план на се­местр дает ясную картину предстоящей вам деятельности. Повесьте его на видном месте, например над рабочим столом или на дверце шкафа.

Краткосрочные планы. Когда план на семестр готов, вам легко будет спланировать каждую неделю. Многие считают, что лучше всего разрабатывать план на неделю в воскресенье. Опять лучше сначала внести в план обязательные дела: часы работы и учебы и время, необходимое на дорогу. При этом желательно придерживаться того же способа выделения установленных сроков, которым вы пользовались при составлении долгосрочного плана.

Начиная планировать часы для самостоятельных занятий, учитывайте, в какое время дня у вас самая высокая работоспособность. Многие люди замечают, что ра­ботают с наибольшей эффективностью в определенное время суток. Для одних это утро, а для других дневные или вечерние часы. Некоторые одинаково работоспособ­ны в течение всего дня. Полезно заниматься всегда в самое лучшее для себя время.

Наши рекомендации