Увещевание, морализирование, проповеди
Эти сообщения возлагают на ребенка груз внешнего авторитета, долга обязанности. Дети могут отвечать на все эти "должен", "нужно", "следует" сопротивлением и еще более сильным отстаиванием своей позиции.
Они могут заставить ребенка почувствовать, что родитель не доверяет его суждениям - что ему лучше принять то, что думают другие.
Они могут вызывать у ребенка чувство вины ‑ он "плохой" ("Тебе не следует думать так".)
Они могут вызвать у ребенка чувство, что родители не доверяют его способности оценить обоснованность ценностей, которыми дорожат другие люди ("Ты должен всегда уважать своих учителей".)
Советы готовые решения
Такие сообщения часто ощущаются детьми как свидетельство того, что родители не доверяют способности ребенка самому принять (найти) собственное решение.
Они могут повлиять на формирование у ребенка чувства зависимости и прекращение развития самостоятельности ("Что мне нужно сделать, папа?").
Советы часто передают ваше чувство превосходства по отношению к ребенку ("Мы с мамой лучше знаем, как надо"). У ребенка также может выработаться чувство неполноценности.
Совет может вызвать у ребенка чувство, что родители его совершенно не понимают.
Советы могут привести к тому, что ребенок перестает развивать свои собственные идеи.
Нотации, логические аргументы, поучения
Делают из ребенка ученика, создают чувство подчиненности, неадекватности, неполноценности ("Ты всегда думаешь, что все " знаешь".).
Логика и факты вызывают у ребенка обидчивость. появляется желание обороняться. ("Ты что, думаешь, я этого не знаю?").
Дети обычно ненавидят нотации ("Разошелся, а я иди и слушай").
Дети часто отметают родительские аргументы ("Твои идеи устарели").
Дети, как и взрослые, не любят, когда им доказывают, что они неправы. Они стремятся отстаивать свои позиции до конца ("Ты меня не убедишь").
Часто дети знают все, что родители хотят им преподать ("Я все знаю, зачем вы мне это говорите").
Иногда дети предпочитают игнорировать факты ("Ну и что". "Наплевать". "Со мной это не случится".)
Критика, несогласие, порицание
Эти сообщения, пожалуй, более других вызывают у детей чувство неадекватности, неполноценности, тупости, никчемности, "я плохой".
Оценки и суждения родителей очень влияют на "образ Я" у ребенка. Как родитель судит о ребенке, так и ребенок будет судить о самом себе ("Я так часто слышал, что я плохой, что я стал думать, что так и есть").
Критика вызывает контркритику ("На себя бы посмотрел", "Сами так делаете").
Оценивание заставляет детей скрывать свои чувства от родителей ("Если я им скажу, меня будут ругать").
Дети, как и взрослые, терпеть не могут осуждения. Они отвечают на это защитой для того, чтобы оградить свой Я-образ. Часто они сердятся на все это, и может возникнуть ненависть к родителям, даже если их замечания справедливы.
Частая оценка и критицизм приводят к тому, что многие дети чувствуют, что они плохи и что родители не любят их.
Похвала, согласие
Вопреки распространенному представлению, что похвала всегда хорошо влияет на ребенка, она часто дает негативные эффекты. Позитивная оценка, которая не соответствует образу Я ребенка, может вызвать враждебность ("Я ненавижу свои волосы", "Я плохо играл, неуклюже").
Дети знают, что хотя родители и хвалят, они могут в другое время осудить их. Также и отсутствие похвалы в семье, где часто хвалят, может быть понято ребенком как критика ("Ты ничего не сказала о моей прическе, значит, тебе она не нравится").
Похвала часто воспринимается ребенком как манипуляция ‑ как способ мягко заставить ребенка делать то, что хочется родителям ("Ты говоришь это только для того, чтобы я хорошо учился").
Дети иногда обнаруживают, что родители не понимают их, когда хвалят. ("Ты бы не сказал это, если бы знал, как я в действительности себя чувствовал").
Дети часто чувствуют неудобство, смущаются, когда их хвалят публично, перед друзьями.
Дети, которых часто хвалят, могут привыкнуть к похвале, стать зависимыми от нее и даже требовать ее ("Ты ничего не сказала о том, как я убрала свою комнату", "Как я выгляжу?", "Правда, я хорошо нарисовал?")