Модели индивидуальной работы со случаем
Социальная индивидуальная работа со случаем представляет собой оказание профессиональной помощи отдельным людям и семьям, разрешение их социальных проблем.
Методы решения проблем разработал Х. Перлман. Личность неспособна справляться с проблемой в результате следующих причин: из-за недостаточной мотивации, из-за неспособности работать над решением проблемы, из-за неумения разрешать проблему правильным способом. Задача социального работника – помочь клиенту в этих вопросах.
Психосоциальный метод разработал Ф.Холлис,сущность которого заключается вумении раскрыть причины девиационного или дезадаптационного поведения субъекта, воссоздании «истории болезни клиента». Ф. Холлис разрабатывает модели вмешательства, где значительное внимание уделяется окружению клиента. Психосоциальный метод применяется в случаях понимания клиентом своих индивидуальных и социальных проблем, например, проблем, связанных со здоровьем.
Подход, центрированный на задаче, – это набор процедур для восприятия клиентом целевых проблем. Последовательные шаги взаимодействия социального работника и клиента предусматривают определенные действия: исследование специфики проблемы клиента, заключение контракта, планирование задачи и ее выполнение, достижение целевой установки, урегулирование проблемы. Этот метод был предложен в 1970 г. Ридом и Эмитейном и проверен на практике.
В 60-е гг. Томас ввел поведенческий подход в практику социальной работы в области образования. Поведенческий подход рассматривает личностные ресурсы окружающей среды, которые используются для стимуляции и сохранения измененного поведения.
Техники оперативного изменения поведения – коррекция негативных последствий, формирование положительных стереотипов поведения, блокирование неблагоприятных стимулов.
Техники респондентного изменения поведения – помогают рациональные дискуссии, поведенческие ролевые игры.
Экологический подход – улучшение взаимодействия человека и окружающей среды. «Человек – окружающая среда» рассматриваются как взаимодополняющие системы, где человек имеет такую окружающую среду, которую он формирует соответствующими способами:
– повышение компетентности клиента, обучение его «умениям жизнедеятельности»;
– формирование благоприятной окружающей среды через различные формы помощи и защиты.
Функциональная индивидуальная работа
В основу функциональной индивидуальной работы положен психологический подход Отто Ранка. Он считает, что кризисные состояния, возникающие в процессе развития каждой личности, вызваны родовыми травмами.
Разработаны следующие методы индивидуальной работы:
1. Кризисно-ориентированный краткосрочный метод индивидуальной работы использует элементы психотерапии, практической психологии и рациональных дискуссий в социальной работе. Этот метод применим в таких кризисных состояниях, как тревожность, чувство стыда, вины, враждебности и т.п. Социальный работник ослабляет психологическую и социальную напряженность клиента.
2. Рациональный метод индивидуальной работы. Метод предложили Вернер и Кинди как альтернативу психоаналитическим моделям индивидуальной работы. В его основе лежат положения когнитивной теории. Цель метода состоит в изменении сознания клиента, которое понимается как совокупность проявлений эмоций, представлений и поведения клиента.
3. Терапия реальностью. Метод предложил Глассер. В основе положения то, что людям необходимо чувствовать свою ценность, признание и любовь других. Такой подход в практике социальной работы имеет условное название «социальное лечение».