Как по кусочкам поглотить свою тень
Выполните некоторые действия с вашим телом, чтобы избавиться
от напряжения и зажатости в тех участках, которые вы исполь-
зовали для защиты. Обычный массаж, глубокий массаж тканей
типа рольфинга, гавайский массаж Ломи-Ломи, массаж по методу
Трейджера или миотерапия могут стать хорошим дополнением к
вашей психологической работе.
Развивайте свои творческие и артистические способности. Зай-
митесь танцами, ритмикой, лепкой, рисованием, игрой на бара-
бане или каком-нибудь другом музыкальном инструменте, чтобы
восстановить свои утраченные возможности.
Составьте список проекций, которые вы использовали, и тех лю-
дей, на которых вы проецировали свои качества.
Подойдите к этим людям и скажите им, что вы забираете обратно
свои проекции. Попросите их вернуть ваши проекции. Некоторые
люди могут отказаться сделать это, особенно если вы проециро-
вали на них свои «светлые» стороны, такие как творческие спо-
собности и непосредственность.
Пробуждайте в себе обоняние, вкус, осязание, зрение и слух,
чтобы сделать их более острыми и помочь себе испытывать бо-
лее яркие чувства.
Делайте записи в свободной форме. Ведите дневник или специ-
альный журнал. Ежедневно записывайте все, что приходит вам
на ум, в течение примерно минут десяти. Пишите без остановок,
чтобы зафиксировать все. Это поможет вам раскрыть творческий
потенциал вашего разума.
Купите себе куклу, плюшевого мишку или другую мягкую игруш-
ку, чтобы она представляла собой те ваши качества, которые, по
вашему мнению, были недопустимы. Научитесь любить и забо-
титься об этой игрушке так же, как учитесь любить и заботиться
о своих отвергнутых качествах.
Когда вы встречаете нового человека, поищите, что у вас есть
общего. Это поможет вам почувствовать себя более открыто и
согласованно по отношению к другим людям.
Используйте контроль восприятия, когда вы осознаете, что ваша
реакция необычно сильная по сравнению с тем, что делает или
говорит кто-то другой. Вы можете произнести примерно следую-
щее: «Я отреагировал на то, что ты сказал, и хотел бы проверить
правильность своей реакции. Ты имел в виду то-то и то-то...?»
Купите или изготовьте самостоятельно маски, которые будут пред-
ставлять собой ваших внутренних демонов, ведьм или уродливых
гигантов. Наденьте одну такую маску и попытайтесь исполнить
соответствующую ей роль. Хорошо, если вы запишете свой диа-
лог с этим демоном, задавая ему вопросы о том, что он собой
представляет и чему должен вас научить. Это может оказаться
очень забавным, и вы сможете больше узнать об своих скрытых
(теневых) сторонах.
УПРАЖНЕНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ:
ОБЛЕГЧЕНИЕ ВИНЫ
Вина — одна из наиболее разрушительных сил, влияю-
щих на отношения, и один из самых распространенных спо-
собов использования проекций в отношениях, когда вина
сваливается на других. Упражнение по облегчению чувства
вины может выполняться как в одиночку, так и с партнером,
если вы вовлечены во взаимные обвинения. Если вы будете
выполнять его в одиночку, то это должен быть исключитель-
но письменный процесс. Вы можете использовать подушку
или стул, чтобы изобразить другого человека, если вам пот-
ребуется разговор с ним. Работая в партнерстве, каждый из
вас может письменно составить «обвинительный акт», чтобы
затем обменяться ими. Или вы можете высказать обвинения
друг другу напрямую. Работая в паре, вы можете выполнять
каждый шаг по очереди, чтобы идти параллельно.
Шаг 1. Обвините во всем других
В конфликте, где, по вашему мнению, виноват другой че-
ловек, вы, возможно, захотите поискать тайные обвинения,
которые скрываете. Запишите все, в чем вы обвиняете дру-
гого человека. Припишите ему сто процентов вины за то, что
случилось, зафиксировав их на бумаге или высказав устно.
Задача партнера заключается в том, чтобы убедиться, что
вы не взяли на себя никакой вины за случившееся. Если вы
выполняете упражнение в одиночку, прочитайте и проанали-
зируйте свой письменный обвинительный акт, а затем откор-
ректируйте его, если выяснится, что вы все-таки приняли на
себя какую-то вину.
Обратите внимание, как вы себя чувствуете при этом.
Обычно сваливать всю вину за случившееся на других —
очень приятно.
Шаг 2. Возьмите всю вину на себя
На этот раз вы должны сосредоточиться на себе и обвинить
себя во всем, что случилось. Снова запишите все на бумаге или
выскажите вслух. Если у вас есть партнер, его задача будет со-
стоять в том, чтобы на этом этапе вы признали всю вину. Так
же, как и в предыдущий раз, обратите внимание на свои ощу-
щения, полученные при принятии всей вины на себя. Сравни-
те эти ощущения с чувствами, испытанными на первом этапе.
Шаг 3. Кто несет ответственность за все это?
Ответственность отличается от вины: она означает
«способность отвечать». На этот раз посмотрите на то, что
случилось, с иной точки зрения, задавая себе вопрос: «Какую
степень ответственности я изначально несу в данной ситуа-
ции?», «Насколько большим опытом и количеством информа-
ции я располагаю сейчас, в этой ситуации?», «Как я теперь
могу использовать эти возможности в сходных ситуациях?»
Запишите или выскажите свои ответы и обсудите их, при
необходимости, с вашим партнером.
Шаг 4. Чему я научился?
Спросите себя: «Как по-другому я мог бы поступить, если
бы моя способность нести ответственность использовалась
более эффективно?»
Запишите или выскажите ответ на этот вопрос и обсуди-
те его при необходимости с вашим партнером.
Основные выводы
Проекция являет собой основную защиту, которая мешает бли-
зости и ослабляет надежность отношений.
Проекции присутствуют в большинстве конфликтов и войн.
Умение контролировать восприятие — важный навык для созда-
ния и поддержания близких отношений.
Ваша тень состоит из качеств вашего внутреннего ребенка, кото-
рые другие люди отказывались признавать или одобрять.
Восстановление жизненно важных качеств, от которых вы от-
казались, может доставить вам радость и иметь благоприятные
последствия.
САМОВОСПИТАНИЕ:
ИСЦЕЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО РЕБЕНКА
Вы повзрослеете в тот день,
когда впервые по-настоящему посмеетесь над собой.
ЭТЕЛЬ БЭРРИМОР
Нам не удалось найти такого человека, который удов-
летворил бы все свои развивающие потребности до того,
как стал взрослым. Ни у кого не было безупречных родите-
лей. У каждого человека остались свои неудовлетворенные
развивающие потребности, влияющие на его воспитание, и
наши с вами родители — не исключение. Они — неосознан-
но — передали вам неправильную информацию. Возможно,
они очень мало знали о развивающих потребностях детей
и в связи с этим невежеством и отсутствием знаний трав-
мировали вас посредством ошибок бездействия и действия.
(Вспомните упражнение на восприятие, предложенное нами
в контексте этой темы в конце второй главы книги.)
Для того чтобы заполнить пробелы и исправить полу-
ченную вами дезинформацию, а также выявить и исцелить
травмы, связанные с развитием, вы можете закончить про-
цесс взросления с помощью самовоспитания. В вашем рас-
поряжении есть еще только один способ, который выбирают
многие люди, и заключается он в том, чтобы обвинить своих
родителей, учителей и других взрослых, повлиявших на вашу
жизнь, за совершенные ошибки и созданные вам проблемы.
Но выбор этого пути не поможет вам расстаться с детством.
Процесс самовоспитания во взрослом возрасте надо начинать
с воссоединения со своим внутренним ребенком.
СВЯЗЬ С ВАШИМ ВНУТРЕННИМ РЕБЕНКОМ
Многие люди с контрзависимыми проблемами вырастают
отрезанными от своего внутреннего ребенка. Они либо отка-
зываются от многих качеств, присущих их внутреннему ребен-
ку, чтобы защитить себя от родительского стыда и наказания,
либо в связи с полным пренебрежением со стороны родителей
они никогда не имели этих качеств. К сожалению, во взрос-
лом возрасте люди часто обращаются со своим внутренним
ребенком точно так же, как с ними обращались в детстве их
родители. В какой-то момент вы должны перестать стыдить
вашего внутреннего ребенка, адресуя ему грубые слова, по-
добные тем, что вы слышали в детском возрасте. Это — одна
из форм ненависти к себе. Используя примеры, приведенные
ниже под названием «Обидные высказывания, которые мог
слышать ваш внутренний ребенок», составьте свой список
высказываний, с которыми вы обращаетесь к своему внутрен-
нему ребенку, чтобы пристыдить его или обидеть.
Обидные высказывания, которые мог слышать
ваш внутренний ребенок
Не путайся под ногами!
Тебе нет места в моей жизни!
Не мешай мне!
Ты еще слишком мал для того, чтобы что-то требовать и предъ-
являть претензии!
У меня нет на тебя времени!
Ты мне не нравишься!
Мне не нравятся твои переживания.
Я тебя ненавижу!
Не веди себя, как идиот! Ты, вообще-то, нормальный?
Ты ничего не можешь сделать нормально!
Тупой!
Ты никогда ничего не добьешься!
За что тебя любить-то?
Кем ты себя считаешь? Ишь, пуп Земли выискался!
Если вы помните, что слышали подобные высказывания в
свой адрес, то обратите внимание, сколько из них вы до сих
пор говорите себе. Эти высказывания определяют области
исцеления, в которых вы можете восстановить свое Истин-
ное «Я». Самовоспитание — важная часть исцеления вашего
израненного внутреннего ребенка.
ИСЦЕЛЕНИЕ ВАШЕГО ВНУТРЕННЕГО РЕБЕНКА
После того как вы установите прочный контакт со своим
внутренним ребенком, вспомните все обстоятельства ваше-
го детства, которые заставили вас отказаться от некоторых
сторон своего Истинного «Я». Упражнения на восприятие,
предложенные в первой части этой книги, помогут вам на-
чать складывать по кусочкам общую картину.
Очень важно взять на себя ответственность за процесс ис-
целения, так как это помогает освободиться от жертвенности и
созависимости. Вы не можете ждать, что кто-то сделает это за
вас. Наша обнадеживающая информация заключается в том,
что, несмотря на все душевные раны, от которых страдал ваш
внутренний ребенок вследствие грубого обращения или пре-
небрежения, во взрослом возрасте вы можете исцелить эти
раны. Вы можете изучить способы удовлетворения своих не-
удовлетворенных потребностей в развитии и исцелить своего
травмированного внутреннего ребенка. В большинстве случа-
ев речь идет не о том, что вы разучились что-то делать. Вам
предоставляется возможность узнать нечто новое впервые,
нечто такое, что вам не посчастливилось узнать в детстве.
Джон Брэдшоу в своей книге «Возвращение домой: воз-
рождение и защита вашего внутреннего ребенка» предлага-
ет десять правил воспитания, в упрощенном виде перечис-
ленных ниже под названием «Билль о правах вашего внут-
реннего ребенка», которые предназначены для воспитания
вашего внутреннего ребенка [1]. Они представляют собой
своеобразный набор правил для его исцеления. Это права,
данные вам от рождения, от которых вас могли вынудить от-
казаться, когда вы были ребенком, и которые сейчас вы мо-
жете восстановить. Это — часть процесса исцеления вашего
внутреннего ребенка.
РАБОТА С ВАШИМИ ПЕРЕЖИВАНИЯМИ
Самой существенной частью процесса исцеления ваше-
го внутреннего ребенка является припоминание и выражение
подавленных переживаний, поскольку, если они остаются
подавленными, они закрепляют старые модели мышления и
поведения и не дают вам двигаться вперед. Детей часто на-
казывают за выражение гнева или огорчения, и они сами на-
блюдают, как ругают других за выражение подобных чувств.
Кроме того, многие из наших внутренних переживаний, та-
ких как страх быть брошенными, скорбь, гнев и стыд, могут
быть слишком сильными для того, чтобы их мог выразить ре-
бенок, даже воспитываемый родителями, готовыми его под-
держать. Поэтому вы, скорее всего, выросли, не осознавая
или не выражая многих своих наиболее глубоких эмоций,
сохранившихся у вас с детства.
Как мы обсуждали в седьмой главе, многие люди не по-
лучили от своих родителей, учителей и других взрослых до-
стоверной информации о назначении их переживаний. Навы-
ки, которым должны обучать в детском саду, могли быть не
даны вообще, и это может оказаться препятствием для созда-
ния близости во взрослых отношениях. Важной частью ва-
шего самовоспитания во взрослом возрасте является обуче-
ние тому, как использовать свои чувства и переживания для
достижения большей близости.