Почему мы столько лет ходим в храм, а жизнь наша не меняется? Какой должна быть правильная духовная жизнь, как нужно жить христианину?
– Вы задали чрезвычайно важный вопрос, который касается практически всех верующих, почти без исключения. Действительно, можно сто лет ходить в храм, а в результате, как в песне поётся, «каким ты был, таким ты и остался». Почему это происходит? По очень простой причине, простой и печальной: понимание Православия мы свели к исполнению лишь формы церковной жизни. Ходим в храм, ставим свечи, подаём записки, читаем молитвы, соблюдаем посты, исповедуемся, причащаемся, венчаемся… Такого христианина называют воцерковлённым. Но при всём этом может оказаться, что за многие годы он на самом деле так ни разу и не помолился, и не покаялся, и не причастился.
Обычно мы молимся, когда нас постигнет какая-то болезнь, скорбь, когда предстоит что-то ответственное; о самом же главном – об избавлении от страстей и грехов наших – молимся редко. Но без молитвы не может быть никакой духовной жизни – речь идёт не о вычитывании молитв, а о молитве, которая только тогда таковой является, когда совершается с вниманием, благоговением и покаянием. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что «без внимания молитва – не молитва. Она мертва! Она – бесполезное, душевредное, оскорбительное для Бога пустословие».
Духовная жизнь невозможна без решимости христианина жить по всем заповедям Евангелия, без искреннего покаяния в их нарушении. Если же этого нет, если о заповедях не помним, а выполняем лишь внешние церковные обычаи и обряды, если не боремся с завистью, тщеславием, неприязнью и прочими страстями, которым нет числа; если, как кажется, каемся, но потом спокойно продолжаем жить по-прежнему, – то, естественно, никакого духовного изменения в нас произойти не может. Не может быть добрых изменений, когда вместо исповеди предлагаем Богу письменный «отчёт о проделанных грехах», без покаяния, без решимости не повторять их. Ничто не изменится в душе, если причащаемся не с желанием изменить себя и приблизиться ко Христу, а просто по обычаю, в праздник. А где же борьба со страстями, где любовь к ближнему, в которой наше спасение, как пишет святой апостол Иоанн Богослов: Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?[21]. Потому и остаёмся без плода.
В самое большое сокрушение меня приводит то, что, будучи врождённой эгоисткой со слабым характером, я никогда не могу выполнить заповедь Господа нашего: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Но если дела ближних мне неинтересны, мне никогда не стать настоящей христианкой, хоть я и пытаюсь. Как выйти из такого положения?
– Вы открыто сказали то, о чём обычно умалчивается и не говорится. Но нужно понять, что никто не достигал той нормы идеального человека, которая дана нам: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный[22]. Однако мы должны делать то, что можем, смиряться в том, чего не можем, и каяться в том, что нарушаем. И если бы мы действительно искренне хотели совершенства и делали то, что в наших слабых силах, то увидели бы, как Господь освобождает нас от страстей и даёт силы противостоять им. Так что не будем опускать руки и будем помнить, что Царство Небесное силою берётся[23].
***
Содержание
Духовное образование человека
Зачем человек живёт?
Новая реальность: агрессивное навязывание безнравственности
О духовности человека
Божественность христианства и что оно даёт человеку
Вопросы и ответы
– Зачем современному человеку Православие?
– Возможно ли сохранить свою душу и мысли чистыми?
– Какой должна быть правильная духовная жизнь?
– Как выполнить заповедь Господа нашего: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»?
***
АЛЕКСЕЙ ОСИПОВ
ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕК ЖИВЁТ?
Тексты статей предоставлены автором.
Составитель, редактор: Луговой Е.Е.
[1]Метафизический – изначально свойственный, неизменно сущностный.
[2] См. Ин. 8, 34.
[3] Секулярный – безрелигиозный, утративший веру в Бога, живущий лишь земными интересами.
[4] Диффамация – публикация сведений (действительных или ложных), позорящих какого-либо человека, организацию, идею и т.д.
[5] См. Ин. 14, 6.
[6] Ин. 8, 34.
[7] Гал. 5, 13.
[8] 1 Кор. 13, 1–3.
[9] Из выступления на XIV Епархиальных Богородично-Рождественских образовательных чтениях в г. Калуге 22.09.2011.
[10] См. Кол. 3, 14.
[11] 1 Кор. 2, 9.
[12] См. 1 Тим. 4, 10.
[13] Ин. 12, 32.
[14] См. Мф. 6, 33.
[15] Мф. 24, 12.
[16] Юнг К. Психология бессознательного. М., 2003. С. 24–34.
[17] Мф. 23, 12.
[18] Письма Валаамского старца схиигумена Иоанна. Клин. 2004. С. 206.
[19] Ин. 5, 44.
[20] Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1858. Сл. 55.
[21] 1 Ин. 4, 20.
[22] Мф. 5, 48.
[23] Мф. 11,12.