Групповая психотерапия при алкоголизме и наркоманиях
Признание значимости в возникновении, течении и терапии алкоголизма психосоциальных факторов определяет ту роль, которую в его комплексном лечении занимает психотерапия в различных ее формах и в особенности — групповая психотерапия.
Б. М. Гузиков и соавт. (1980) рассматривают в качестве основных объектов воздействия групповой
5 Заказ У» 1244
психотерапии при алкоголизме анозогнозию, нежелание больного алкоголизмом признать себя больным, некритичность в оценке отрицательного влияния злоупотребления алкоголем на его жизнь, социальные отношения, взаимоотношения в семье и производственную деятельность, отсутствие установки на полное воздержание от употребления алкоголя, неспособность пациента самостоятельно выработать правильный план трезвеннической жизни, неадекватное представление о себе.
В исследованиях советских авторов, как и во многих зарубежных работах, подчеркивается, что групповая психотерапия при алкоголизме обычно включена в более широкую программу лечебно-восстановительных воздействий — купирование похмельного синдрома и последствий интоксикации путем использования медикаментозных и общеукрепляющих средств, индивидуальная психотерапия (рациональная, гипноз и др.)> трудотерапия, культурно-развлекательные мероприятия и т. п. [Гузиков Б. М. и др., 1980; Зоб-нев В. М., 1981; Мейроян А. А., 1981; Бокий И. В., Цыцарев С. В., 1982; Мелик-Парсаданов М. Ю., 1983; Kunda S., Blazejova-Voitkowa E., 1979, и др.].
Что касается форм и техник групповой психотерапии, то при алкоголизме основу её составляют дискуссионные (недирективные) формы работы с частым использованием дополнительных техник — пантомимы, разыгрывания ролевых ситуаций, проективного рисунка и др.
Определенной особенностью групповой психотерапии при алкоголизме, подчеркиваемой рядом авторов [Павлов И. С., 1980; Godwod-Sikorska С., К1о-decki A., 1979, и др.], является наличие в ней выраженного компонента рациональной психотерапии. Направляемое психотерапевтом взаимодействие пациентов в группе, способствуя улучшению взаимоотношений между ними, создает наиболее благоприятные условия для обсуждения истории жизни пациентов, нахождения путей решения конфликтных ситуаций, как связанных, так и не связанных с алкоголизмом. Важным элементом психотерапевтической тематики является формирование соответствующего реагирования на рецидивы болезни, т. е. быстрого установления контакта с лечащими учреждениями. При необходимости на последних занятиях обсуждаются перспективы дальнейшего общения больных
друг с другом, их встречи в клубе леченых больных алкоголизмом, в летнем лагере и т. п.
Занятия групповой психотерапией проводятся 2— 4 раза в неделю по 1'/2—2 ч в группах по 7—9 человек. Некоторые авторы считают предпочтительными занятия в закрытых группах, включающих пациентов с различными клиническими проявлениями алкоголизма, различных по возрасту, профессии, образовательному уровню, с различными сроками злоупотребления алкоголем. Работа в гомогенных группах — рабочих, лиц с техническим или гуманитарным образованием, близких по возрасту — менее эффективна. Занятия проводятся одним или двумя психотерапевтами (в качестве котерапевта могут выступать врач-нарколог и психолог).
Важным показанием для групповой психотерапии пациентов с алкоголизмом является наличие мотивации к выздоровлению и особенно к участию в работе группы. Основными противопоказаниями могут быть явно негативное отношение больного к групповой психотерапии, выраженная деградация личности, проявляющаяся в неадекватных формах межличностного взаимодействия.
Необходимо также подчеркнуть, что эффективность групповой психотерапии при алкоголизме тесно связана с семейной психотерапией, выступающей в качестве важного дополнения к собственно групповой психотерапии лиц, страдающих алкоголизмом, и проводимой обычно с самого начала лечения больного (психотерапия супружеских пар, в группах жен больных алкоголизмом и др.).
В настоящее время групповая психотерапия используется в различных структурно-организационных формах, существующих в здравоохранении для лечения этих больных: в амбулаторных условиях, в том числе заводских психотерапевтических профилакториях [Рожнов В. Е., 1979], полустационарных и стационарных видах помощи, клубах леченых больных алкоголизмом.
Преемственность между групповой и семейной психотерапией, добровольность участия в них в рамках различных организационных форм — важные предпосылки эффективности всей системы лечебно-восстановительных воздействий при алкоголизме.
При групповой психотерапии женщин, страдающих алкоголизмом, прежде всего приходится учитывать
заинтересованность пациенток в разрешении таких проблем, как социально-психологическая изолированность, нарушения женской роли, трудности в общении с противоположным полом, в воспитании детей и др. Что же касается вопросов, связанных с преодолением алкогольной анозогнозии, то они, сохраняя свое значение, отступают на второй план. Подчеркивается специфика отношений между психотерапевтом и группой пациенток: особое значение здесь приобретает наличие у психотерапевта достаточно выраженной эмпатии, отказ от осуждающих моральных оценок и т. д. [Бокий И. В., Цыцарев С. В., 1982; Corrigan E., 1980, и др.].
В настоящее время весьма возрастает актуальность проблемы неалкогольных токсикомании, связанных с употреблением как хорошо известных «традиционных» наркотиков — опиатов, гашиша, кокаина, так и других лекарственных средств, в том числе появившихся в медицинской практике относительно недавно — барбитуратов, мепробамата, диазепама. Число токсикоманов постоянно увеличивается практически во всем мире.
Невысокая эффективность лечения токсикомании побуждает к поискам новых терапевтических путей и, в частности, к все более широкому использованию психотерапии (индивидуальной и групповой) в связи с возрастающим вниманием к личности наркомана, роли наркотика в его жизни и пониманием того, что лекарственная зависимость является часто выражением личностных проблем пациента [Retterstol N., Sund A., 1965; Brill L., 1977].
Лица, страдающие многими видами лекарственной зависимости, особенно нуждаются в психотерапии из-за постоянного чувства психического дискомфорта и наличия аффективных нарушений, которые не находятся в непосредственной связи с состоянием абстиненции; контакт с-ними затруднен с самого начала, так как, боясь лишения наркотика, они скрывают сам факт привязанности к нему [Котлова Л. М,, 1973]; проблема самооценки — критической при наркомании — также является объектом психотерапевтического воздействия: наркоман презирает себя, и его мысли, чувства и поведение отражают это «опустошительное самосознание» [Foulke W., Keller Т., 1976].
Т. Doktor и соавт. (1975) указывают на положительный опыт групповой психотерапии больных с лекарственной зависимостью. Группы включали по 8—10
больных в возрасте от 18 до 25 лет. Занятия проводились по 2 раза в неделю. Дополнительно 1 раз в неделю проводилось занятие по освещению проблем лекарственной зависимости. В работе с больными использовались распространенные вербальные и невербальные методы.
Из-за указанных выше особенностей поведения наркоманов, при наличии выраженной недоверчивости пациента и затруднений контакта групповой психотерапии часто предшествует индивидуальная психотерапия как подготовительный этап к работе в психотерапевтической группе [Grunebaum H., Kates W., 1977].