Особенности и порядок изучения дисциплины
Программа курса «Профессиональной этики» построена на проблемно-тематическом принципе обучения. Такой подход позволяет дать комплексное представление о феномене профессиональной этики, закономерностях и процессах её использования в профессиональной деятельности; при этом особое внимание уделяется выявлению основных норм этики психологического консультирования, а также вопросам этики психологического исследования и психодиагностики. В течение всего курса используются компаративистские методы.
Программа курса построена в соответствии с ФГОСВПО, таким образом, чтобы освещать не все, а только ключевые проблемы учебной дисциплины. Выделение разделов представляется неоправданным самим объемом учебного времени. Поэтому учебный материал курса структурирован по темам, отражающим базисные категории, понятия и принципы профессиональной этики, особенности применения этических принципов и норм в рамках определенного вида деятельности психолога.
№№ тем | Содержание тем дисциплины |
Базовые понятия и принципы профессиональной этики; роль профессиональной этики в совершенствовании и развитии общества на принципах гуманизма, свободы и демократии; | |
2-3 | История, принципы, нормы медицинской, экологической и организационной этики; |
4-6 | Этические проблемы психологической практики, принципы и нормы их урегулирования. |
Необходимо учитывать, что дисциплина базируется на знаниях, уже полученных в результате изучения студентами философии. Отсюда возможность сократить время на изучение некоторых дидактических единиц, общих для этих дисциплин, как то: религиозные истоки общественной морали и трудовой этики; коллективистская мораль и социалистическая этика; профессиональная этика как раздел этики; общее и отличия основных понятий этики: нравственность, мораль, профессиональная этика; содержание и форма морали; эмоциональное и рациональное в морали; золотое правило нравственности; функции морали; добро и зло как моральные понятия, как критерии различения нравственного и безнравственного.
Дисциплина изучается на I-ом курсе в течение одного семестра (2-го).
Общая трудоемкость учебной дисциплины «Профессиональная этика» распределена в соответствии с этапами и формами ее изучения и в целом составляет 2 зачетных единицы(72 часа).
Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, семинары, самостоятельную работу студента, консультации.
Образовательные технологии
В процессе изучения дисциплины комплексно используются традиционные и инновационные технологии, активные и интерактивные формы занятий: лекции-визуализации, лекции с элементами проблемного изложения, ситуационный анализ, коллоквиумы, вебинары, учебные конференции, семинары, проблемные семинары, тестовые задания, форумы, консультации он-лайн, самостоятельная работа с элементами научно-исследовательской и творческой деятельности; мультимедиа и компьютерные технологии.
При прохождении курса используется проблемный и интерактивный подходы, технические и электронные средства обучения. Инновационный характер обучения - в органичном сочетании лучшего опыта традиционной методики и современной интерактивной модели обучения.
Применяются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный (ОИ), репродуктивный (Р), проблемного изложения (ПБ) и эвристический (Э).
Матрица разнообразия методов и форм обучения