И после Ц
1) в корне (цирк); 1) в окончании;
2) в словах на – ция (станция);
Ы после Ц
1) в окончаниях слов
2) в суффиксах прилагательных 3) в словах-исключениях: цыган, цыпочки, цыпленок, цыц.
Слайд11
Ученик читает:
В существительных на –ция
Мы всегда напишем –ия.
Да и в корне, посмотри,
Тоже пишем букву –и.
А в концовках –цын, -цый, -цы
Пишем только букву ы.
Исключение: цыган, на цыпочках, цыпленок, цыкнуть, цыц.
Учитель задает вопросы: Б) - Какие звуки после Ц слышатся в словах цирк, акация, улицы, цыплёнок? ([цы]) - А какие же буквы пишутся в этих словах? (ы, и) Какая задача стоит перед нами? - Сформулируйте тему нашего урока. Запись слов на доске и в тетрадях, определение орфограммы. Определение темы урока и постановка цели урока. а) – Возьмите карточку. – Прочитайте задание. Выделите морфемы, в которых встречается данная орфограмма . – Что непонятно? Работаем. - Ребята, чтобы разобраться, где пишут цы, а где ци, давайте просмотрим таблицу в учебнике на стр. 41 - § 48. Б) Проверка – На какие две группы вы разбили слова? в) Перечитайте слова по группам ИТОГ: Молодцы! Правильно нашли орфограмму и доказали её. Учитель спрашивает. Исполнение физминутки и анализ слов с данной орфограммой Открывает запись на доске. Слайд №8 – Прочитайте – Что интересного вы заметили? – Ребята, оказывается, в русском языке есть слова, которые не подходят под орфограмму. Написание этих слов надо запомнить. Эти слова – слова исключения. СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ – Чтобы легче запомнить слова, есть стишок, который поможет. (проговариваю) Где еще можно узнать о правописании этих слов? Найдите эти слова в учебнике. Допишите себе эти слова в таблицу. - Ребята, правило, которое мы сегодня изучаем, сложное, правило-инструкция, поэтому нам необходимо составить алгоритм, схему рассуждения. Прослушайте стихотворение. Вставьте и объясните правописание слов. Учитель читает стихотворение: (дети работают устно) Цыпленок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал, Где пишут ци, где цы. - Опираясь на рифмованный алгоритм, расскажите о написании ы, и после ц. -Итак, какой самый первый вопрос вы зададите себе, если надо писать слово с (ЦЫ)? /в какой части слова находится орфограмма/. | Познавательные (общеучебные – поиск и выделение информации , логические – построение логической цепи рассуждений), коммуникативные ( постановка вопросов), регулятивные ( планирование, прогнозирование) Познавательные УУД 1.Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу). Познавательные УУД 1. Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.). 2. Строить логические рассуждения. | IV. Первичное закрепление Цель этапа:проговорить новый способ действия во внешней речи; · установить состоятельность этого способа. | |
1)– Выполнение задания новым способом. Дети записывают и комментируют. Рац_я, цариц_но, афганц_, ц_гейка, мультипликац_я, взять под узц_. 2)Работа с толковым словарем. Работа с толковым словарем, выполнение транскрипции слова. | Комментированное письмо. Запись слов с объяснением способа действия. – Выполним задание новым способом, при этом проговорим новый способ действия Вставим пропущенные буквы и объясним, почему именно эту букву вставили. Рац_я, цариц_но, афганц_, ц_гейка, мультипликац_я, взять под узц_. - Используя толковый словарик, прочтите , что означает слово «цитата». Почему в этом слове пишется буква И? Запишите транскрипцию слова. | Регулятивные ( контроль, оценка , коррекция), познавательные( общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач), коммуникативные(умение выражать свои мысли). |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа:тренировать способность к самоконтролю и самооценке; · проверить свое умение применять изученный способ; · развивать умение самостоятельной проверки по эталону. | Работа с учебником, запись словосочетаний, выделение орфограмм, взаимопроверка работ. | Познавательные(обще-учебные- поиск информации), регулятивные (контроль, оценка, коррекция), коммуникативные (умение выражать свои мысли). |
Работа с учебником, запись словосочетаний, выделение орфограмм, взаимопроверка работ 1) Работа с упражнением в тетради из №488 запишите первые две строчки. Выделите орфограмму. Слайд № 12 2) Устная работа. Какие слова спрятались на рисунке? (Цирк, циркуль) | - Обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки. Объясните товарищу ошибки. Все согласны с замечаниями товарища? Были ли разногласия? | Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Работать в паре, договариваться и приходить к общему решению. 4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль |
VI. Итог урока. Рефлексия. Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности; · повторить способ нового знания; · сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание. | | |
Слайд 13 2.Тестовый контроль. 1. Укажите слово, в котором после Ц пишется буква Ы: А) ц..рк; Б) делегац..я; В) ц..ганочка; Г) ц..фра. 2. Укажите слово, в котором в корне пишем И: А) ц..кнуть; Б) ц..новка; В) ц..плёночек; Г) ц…ган 3. В какой группе слов пишется И: А) секц..я, репетиц..я, ц..нга, ц..трусовые. Б) умельц.., ц..ганский, ц..клон, птенц.. . V. Подведение итогов Дети отвечают. Слайд № 14,15 Домашнее задание: выучить правило о написании И-Ы после Ц, знать исключения из правила, выполнить № 489 ; объяснить значение слов цикада, корпорация. | - Что нового вы узнали на уроке? - С какой орфограммой мы познакомились на уроке? - Что нужно знать, чтобы правильно написать буквы и - ы после ц? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? – Оцените свою работу на уроке. – Продолжите предложение: - Мне было интересно…
- Мне захотелось…
- Я узнал, что ….
- У меня получилось…
Запись домашнего задания. | Коммуникативные( умение с достаточной точность выражать свои мысли), познавательные (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности),личностные ( смыслообразование). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Регулятивные УУД 5. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 6. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |