Почему дети скрывают свои ошибки?
00:13:04 Теперь давайте более подробно исследуем эти четыре проявления в поведении детей, в случае, если они не чувствуют себя в безопасности в отношении совершения ошибок. Когда дети чувствуют страх наказания, или чувствуют, что они могут быть лишены или ограничены в проявлениях любви, как реакции на их ошибки, они учатся скрывать свои ошибки. И вместо того, чтобы получить наказание, они скорее согласятся спрятать, скрыть то, что они сделали, надеясь, что этого все равно никто не узнает. В конечном счете, это приводит ко лжи, то что ребенку приходится лгать. И неблагоприятный психологический эффект, достаточно тяжелый психологический эффект, который имеет место в этом случае, в сознании ребенка, это то, что происходит, своего рода, раскол. Ребенок живет одновременно, как бы в двух мирах. В одном мире, то есть в том, где… это называется «синдром двух дневников». То есть, когда родителям предлагается один дневник, в котором все оценки стоят только самые лучшие, а во втором дневнике по-настоящему стоят те оценки, которые ребенок на самом деле получает в школе. И в одном из таких миров, в одном из дневников, он может получать… картина о ребенке более безупречна, более привлекательна, и он может получать любовь родителей, а в другом он видит, что на самом деле, если бы была раскрыто то, как он на самом деле учится, и так как он на самом деле себя ведет, то он бы непременно потерял любовь близких. И интересно, что это понимание, этот страх влияет на то, как… даже влияет на то, как принимает, точнее как отрицает любовь родителей ребенок, который испытывает этот страх раскрытия его каких-то ошибок, недостойного поведения и так далее.
01:15:30 Другими словами, ребенок принимает любовь, родители дают ему любовь, они видят, что наш ребенок настолько безупречен, насколько мы его хотели, он хорошо учится, он хорошо себя ведет, пребывает в своего, рода иллюзии, но и они дают ему в знак поддержки своей благодарности, дают определенное внимание, любовь, делают, может быть, какие-то покупки и так далее, удовлетворяют его желания, но ребенок сам теряет вкус, теряет способность принимать эту любовь. Потому что внутренняя сигнализация говорит ему о том, что если бы эти люди, твои родители, знали бы какой ты на самом деле, они бы не только не стали бы давать тебе все то, что ты получаешь, но при этом еще у тебя были бы серьезные проблемы. И ребенок начинает вести себя так, как будто бы он не достоин был бы любви родителей. Но внешне, со стороны родителей, это выглядит так, как будто бы он просто неблагодарен. Ребенок не может принять любовь и заботу родителей по той причине, что он знает, что как бы, это обусловлено только тем, что они не информированы о том, какой он на самом деле. Но родители, не зная этого, они считают, что ребенок пренебрегает любовью, или не воспринимает ее с полной радостью, не может принять их заботу и проявления поддержки вполне. Даже когда родители любят, когда поддерживают, когда хвалят, признают заслуги ребенка, маленькая часть внутри него, она всегда ему говорит: «Да. Но чтобы они сказали, если бы они узнали на самом деле, что я наделал?»
00:17:18 И часто эти проступки, или эти какие-то привычки, их поведение и так далее, они бывают гораздо менее значительными, чем ребенок в страхе своем рисует последствия таких своих поступков. Он считает себя намного хуже, чем… и считает, что он достоин большего наказания, чем в общем-то в реальности родители даже хотели бы, или могли бы хотеть применить по отношению к нему. Поэтому, поскольку есть любовь со стороны родителей, не смотря на то, что есть любовь, ребенок не способен пустить в свое сердце эту любовь. Поэтому, до той степени, какой они прячут свои ошибки, скрывают свои проступки, такой степенью они, как бы, обесценивают ту реальную любовь и поддержку, которая доступна для них. Дети зависят от поддержки родителей, чтобы чувствовать себя уверенными, способными, и когда, так или иначе, поток поддержки прерывается, ребенок начинает себя чувствовать очень небезопасно. Поэтому очень разрушительным бывает как именно такой способ, перекрыть этот канал поддержки, воодушевления и заботы родителей. Когда кто-то говорит: «Так! Ну матери ты чтобы не говорил!» или «Отцу не надо об этом говорить. Папе давай не скажем. Будет наш маленький секрет». И если ребенок не чувствует себя свободным в том, чтобы раскрывать те беспокойства, которые он чувствует внутри в отношении своих ошибок, или ошибок других, то тогда возникает стена между родителем и ребенком, которая отделяет их друг от друга.
00:19:24 Еще более разрушительным, более причиняющим страдание, проблемы для ребенка, когда один из родителей требует, чтобы ребенок держал в секрете произошедшее и сказанное от другого родителя. Даже может быть иногда такие, могут звучать такие фразы, что один из родителей говорит: «Хорошо! Мы идем кушать мороженое, но отцу об этом не говори». На самом деле такое отношение, с одной стороны, ребенка делает чрезмерно близким, например, одному из родителей, матери, но вместе с тем лишает его контакта и взаимодействия с другим родителем, в данном случае с отцом. И это может быть еще более разрушительно и болезненно для ребенка, если просьба или требование секретности, для того чтобы держать в тайне какие-то факты, подогреваются грозой наказания. Иногда, когда отцы, отец, например, относится дурно со своим ребенком и, можно сказать, что: «Если я тебе сделаю еще хуже, если ты скажешь матери. Попробуй только рассказать маме!» И до тех пор, пока ребенок не сможет поделиться и сказать об этом маме, то это изолированность его, она более разрушительно может быть, чем то наказание, которое ему пообещали в случае, если он проболтается.