Радость творчества. То, что дано по праву рождения всем без исключения.
И в моей жизни происходили события, которые шаг за шагом превращали мои занятия творчеством в радость. И сейчас я знаю, что там, где есть сила, там, где есть творческое вдохновение – не бывает бесплодных усилий. Там, где есть поток радости, никто не страдает от его пересыхания. Никто не говорит о том, что: «У меня нет сегодня вдохновения».
В мою жизнь пришло еще одно понимание – творец не оценивает свое творчество, он лишь создает. Более того, когда творец начинает заниматься оценкой, он нарушает некое «соглашение с Вселенной». Вселенная щедра. Она на каждого творца находит своего почитателя. Творец просто творит. Публика уже признает это шедевром. Может быть, это согреет ваши души, если вы боитесь критики. Да, конечно, критики тоже найдутся. Без них никуда, но находить своих почитателей легко. И все зависит от того, на кого вы будете делать ставку. Если вы будете хотеть найти критиков – Вселенная предоставит вам их в избытке.
Если вы будете искать почитателей и покупателей, фанатов своего творчества – тогда у вас будут именно они. Те, для кого ваше творчество станет источником вдохновения. Любому творцу необходима публика, необходимо признание. Когда люди говорят, что: «Я творю в стол, я делаю это не для кого-то» - то они, в первую очередь, обманывают сами себя. Во-вторых, так они портят свою карму. Любое творение должно быть признано. Самое интересное, что творцу для этого ничего не надо делать. Потому что Вселенная настолько щедра, что каждому, кто творит от души и чистоты сердца, она обязательно посылает вдохновенных почитателей.
Хочу рассказать историю. На один из своих мастер-классов я пригласила мою преподавательницу по стрип-пластике Елену Супрун.
В тот день мы осваивали роспись по стеклу. Группа была уже опытная, а Лена сказала, что рисовать не умеет, но всегда хотела попробовать. У меня не было возможности уделить Лене много времени. Так что о принципах рисования по стеклу ей объяснили быстро, в двух словах. И даже не я, а мои студентки. Лена стала рисовать две маленькие картинки. Она просто малевала кисточкой и контуром - не задумываясь, не анализируя. Лена действительно просто наслаждалась процессом, она не думала о результате, и о том, как его оценят другие. Характер ее творчества был абсолютно случайным и спонтанным. Он этого, наверное, и веселым. И в тот момент в класс вошла женщина, она зашла к хозяйке помещения, не на занятия. Но она увидела то, что нарисовала Лена – и пришла в восторг! Она искренне была заворожена результатом. При том, что мне, как человеку, который организовал этот мастер-класс, казалось, что рисунок интересен, но ничего шедеврального. Тут же сидели девушки, которые уже прошли несколько занятий, у них был опыт создания серьезных произведений. Но та гостья не обратила внимание ни на одну из них. Она увидела Ленины картинки и они тронули ее до глубины души. Она не останавливаясь, говорила, что это потрясающе.
А Лена взяла кисточку первый раз в своей жизни. Первый раз в жизни она стала рисовать по стеклу. Абсолютно несерьезно, но с удовольствием, в радости. И тут же, буквально не прошло и часа, и Вселенная прислала ей почитателей. Это говорит о том, что, когда человек очень искренне наслаждается процессом, признание приходит незамедлительно. Неважно, сколько лет вам, чем вы занимаетесь в жизни. Неважно, является ли искусство вашей профессией, хобби, мечтой. Самое главное, что никогда не поздно заняться творчеством. Я очень часто сейчас слышу фразы вроде такого: «Все свои таланты, все свои возможности я давно убрала в коробочки, надписала, и закинула на антресоли». Или такую фразу: «Я теперь стала мамой, и, конечно, у меня не доходят руки до творчества». Или даже так: «Да, в юности я играл на гитаре, но теперь у меня взрослая жизнь, и я понимаю, что все это то, что было, это всего лишь увлечение молодости, блажь и глупость».
Эти слова всегда произносятся с грустью. Спросите у любого человека о его первой любви, если эти люди сейчас не вместе, то вы увидите на его лице оттенок грусти. Так и творчество – это как первая любовь, вспоминать о которой и страшно и грустно. Страшно от мысли о том, как все могло бы сложиться «если бы…». И грустно от того, что уже это никогда не сложится.
Вот такие вот страхи терзают творческих личностей, не дают им спокойно дышать, не дают возможность творить.
ГОТОВЫ? Тогда ПОШЛИ!
10 шагов для «борьбы» со страхом.
Я не люблю использовать слово «борьба» потому что бороться со страхами бесполезно, они все равно победят. Ибо каждое действие рождает противодействие. И если пойти на страхи с топорами, ножами и вилами- то в ответной волне можно и захлебнуться от ужаса. Гораздо выгоднее со страхами работать и договариваться. Если пойти к страхам с любовью и пригласить их за стол переговоров, то, как минимум, можно получить кайф от процесса. Но, если вы сделаете все так, как написано в этой книге, если вы выполните все упражнения – вы сможете заключить со страхами сделку на весьма выгодных для вас условиях.
Итак, если вы хотите быстрых результатов, вам не терпится начать – я предлагаю вам пройти эти 10 шагов к творчеству без страха. Давайте уже отпустим наши страхи на свободу. Не представляете – они иногда тоже очень сильно от нас устают.
Значит, договорились? Мы не будем бороться со страхами, мы будем с ними договариваться. К слову, эти 10 шагов вы можете использовать не только для раскрепощения своего творчества, но и для других страхов
Предварительный шаг: ревизия страхов. Как понять, какая именно разновидность страха творчества вас терзает?
Иногда наши страхи начинают вести себя совершенно неожиданным образом. Они говорят: «Да это не ты мне нужна, а это Я тебе нужен. Это ты за мной прячешься и за мной скрываешься чтобы оправдать свою лень». В тренингах и личных консультациях с моими ученицами часто происходит именно так: страх говорит «Да я готов вообще отсюда уйти, но меня же держат».
Как понять, что это так?
Что это ВЫ в него вцепились мертвой хваткой, а не он в вас?
Даю алгоритм.
Напишите, чего же вы хотите достичь в творчестве. Например – вы хотите творить по выходным дням, чисто для себя. И с этим связаны могут быть одни страхи. Либо вы хотите творить на продажу – и это уже страхи иного плана.
Например, вы хотите творить так, чтобы в вашем родном городе ежегодно, проходили ваши выставки и концерты. И тогда все зависит от того – что у вас за город Ивано-Франковск или Москва.
Или вы хотите в творчестве добиться мировой известности, мирового признания.
Может быть, вы хотите признания родителей и близких. И есть страх никогда этого признания не получить. Допустим, вы хотите получить признание коллег по цеху, и у вас есть страх, что вас не признают эти люди.
Согласитесь, все перечисленные варианты подразумевают под собой какие-то совершено разные страхи.
Когда вы решите, какого результата вы хотите добиться, то запишите его конкретным образом: «Я хочу, чтобы в моем городе проходили ежегодно мои персональные выставки». И вы увидите перед собой весьма конкретный страх, познакомитесь с ним. Для дальнейшей работы – обязательно запишите, какой именно страх вы только что обнаружили.
Если вы хотите рисовать, например, на продажу и сдавать это все в сувенирные лавки – вам совершенно не нужно признание коллег по цеху. Или признание родных и близких – они об этом могут не знать. В процессе выполнения этого упражнения часть страхов отпадет за ненадобностью сразу же после обнаружения. Это будет самая легкая и приятная часть вашей работы.
ШАГ 1. Представьте свой страх. Усильте его. Испугайтесь его до чертиков!
Страшнаааааа??? Понимаю. Но надо.
Представьте, что может произойти, если случится то, чего вы боитесь больше всего. Самое-самое страшное. Если вы боитесь, что над вами будут смеяться – представьте, что вы стоите в большом кольце людей, их много, и все они смеются в голос и показывают на вас пальцем. Они хохочут, мимо проезжают машины, они останавливается, начинают сигналить. Вас снимает телевидение, это записывают на радио, у тех, кто над вами насмехается, берут интервью. Все хохочут, гогочут и смеются над вами. Полный абсурд и «цирк с конями».
Увидели? Вы ЭТО увидели??? Как над вами ржет вся планета Земля и все космонавты на орбите.
… А теперь посмейтесь вместе с ними. Неужели вы действительно полагаете, что вы настолько важны, чтобы все люди в мире побросали свои дела и стали ржать над вами? У них что, других занятий нет?... Наверное, вам сейчас тоже стало смешно. Так и должно быть!
Итак, вообразите свой самый страшный страх и усильте его многократно.
А теперь побудьте в этой ситуации и подумайте, почувствуйте – действительно, ли она пугает вас настолько, что вы позволяете этому страху запирать свои творческие способности?
Или может быть это «привет» от вашего далекого предка, для которого оказаться в таком кругу было равно смерти? Переживание из тех времен, когда привлечь на себя внимание людей было равно смерти. Представьте свой самый страшный страх, усильте его. Почувствуйте себя так, как будто самое страшное уже случилось. И подумайте, сможете ли вы дальше с этим жить? Может быть вы можете дальше жить без этого страха?
Шаг 2. Поблагодарите свой страх. Поверьте, есть за что!
Опишите подробной свой страх на листе бумаги. Когда вы подробно расписываете свой страх – вы его признаете. Важно, чтобы мы видели и признавали свои страхи. Особенно если это страхи «по наследству», потому что если мы не признаем страх – мы забудем того предка, который оказал такое сильное влияние. Ведь благодаря этому страху его род получил продолжение. Ведь благодаря этому страху на свет появилась я.
К примеру, если бы мои предки не боялись в смутные послевоенные времена умереть от голода и не делали запасов, не выбирали бы надежных друзей, не выбирали бы надежную работу, которая прокормила семью - скорее всего они бы погибли. Появилась бы я в таком случае? Нет. А значит страх умереть от голода, который так не оправдан сейчас, в то время был важным критерием предупреждения тревожной ситуации. И именно благодаря наличию этого страха – та ситуация не состоялась.
Слова страЖ и страХ однокоренные. Просто буква на конце одного из них заблудилась, потеряла свою среднюю палочку и забыла о своей роли в этом слове. Из-за этой потери и происходит самое неприятное. У наших страхов есть важная жизненная функция - нас ОХРАНЯТЬ. Быть на страже. Быть верными сторожевыми псами, которые охраняют территорию ХОЗЯИНА.
Возьмите чистый, красивый, белый лист бумаги и напишите: «Страх Такой-то». Дальше напишите о чем он, распишите его подробно.
Напишите своему страху: «я признаю тебя, я благодарна тебе за то, что…» и дальше вы должны написать – за что же вы благодарны своему страху, отчего он вас оберегает. Если вы (будем рассматривать один и тот же пример) боитесь быть высмеянным в публике – напишите ему: «Спасибо тебе, страх, за то, благодаря тебе я никогда не выхожу на сцену и никогда не становлюсь посмешищем».
Скажите ему за это: «Спасибо». И тогда, удовлетворенный вашим признанием, вашей благодарностью, он сделает шаг назад.
Шаг 3. Говорите с ним! Интересуйтесь им, как любимым человеком. Узнайте, что он хочет.
Думаете легко жить на белом свете, когда тебя все ненавидят, боятся и мечтают от тебя избавиться?
Нашим страхам одиноко. Также, как все другие живые существа, они жаждут признания и любви. Спросите у своего страха – что он хочет взамен ваших страданий?
Скажите: «Мне тяжело быть под твоим гнетом. Я хочу, чтобы ты немного отступил. И я знаю, что для тебя важно оберегать меня. И я с благодарностью принимаю то что ты делаешь. Но при этом ты так увлекся своей работой- что заблокировал мои движения. Я хочу, чтобы ты исполнял то ради чего ты здесь. Но не душил меня! Тогда ты получишь важное место в моей жизни, а я получу возможность творить. Я знаю, что тебе важно мое внимание и благодарность- и я всегда буду помнить о тебе и знать. И ты значим для меня, как мой страж.
И я заключаю с тобой контракт. Не блокировать все мои действия, а предупреждать о действительно опасных ситуациях, которые угрожают моей жизни. А также вместе со мной искать пути, по которым можно пройти к нашей с тобой цели. В обход опасных мест. И да - твой любимый рецепт «успеха» из прошлого: «никуда не ходить и сидеть взаперти» - я больше не принимаю. Работай.»
Станьте ХОЗЯИНОМ своих сторожевых псов!
Но не стоит обольщаться. Не все страхи готовы отступить в ответ на благодарность, с некоторыми можно поторговаться. Это вы тоже сделаете с помощью ручки и бумаги.
Спросите страх– «чего он от вас хочет»? Напишите свой вопрос! Я еще раз хочу подчеркнуть, что мысленно такие упражнения делать не стоит, эффект будет многократно меньше.
Может так оказаться, что он хочет, действительно, только признания? А может быть он хочет, чтобы вы передали его своим детям? Вам совершенно необязательно выполнять то, чего хочет от вас ваш страх. Но дело в том, что любое упражнение, которое направлено на взаимодействие вас с вашим страхом – вас сближает.
Может так оказаться, что он хочет, действительно, только признания? А может быть он хочет, чтобы вы передали его своим детям? Вам совершенно необязательно выполнять то, чего хочет от вас ваш страх. Но дело в том, что любое упражнение, которое направлено на взаимодействие вас с вашим страхом – вас сближает.
Со страхом можно только разговаривать и договариваться, и если страх хочет от вас чего-то, что вы не готовы ему дать – вы так ему и отвечайте: «Дорогой страх, ты просишь от меня слишком многого».
Например, «Это является угрозой для меня, угрозой для моего внутреннего состояния, поэтому я тебе этого дать не могу. Но спасибо за то, что ты согласился со мной провести переговоры». Все-таки найдите, за что вы можете поблагодарить свой страх.
Возможно, вы будете еще не раз возвращаться к переговорам со своим страхом. Это нормально, это правильно. Ведь и с любимым человеком, если у вас настал разлад, вы разговариваете снова и снова. И с деловым партнером вы тоже можете садиться за стол переговоров неоднократно. Страх – тот же самый партнер. И в вашей власти довести переговоры до приемлемого для вас результата.
Шаг 4. Воплотите своего внутреннего критика. Явите его миру – и он скажет вам кое-что важное.
Этот шаг крайне важен для тех, у кого силен внутренний критик, кто боится реакции и оценки, боится успеха. Возьмите лист бумаги, возьмите любое рисовальное средство – карандаш, краски. Можете взять цветной пластилин и намазать его на лист бумаги.
Вам важно создать образ своего внутреннего критика, – какой он, кто это, чего он от вас хочет. И когда вы создаете этот образ, когда вы его рисуете – вы как бы концентрируетесь на этом образе. Это достаточно сильное и серьезное упражнение. И страшное. Непросто потом смотреть на эту картину. Но пусть какое-то время она побудет в вашей жизни.
Может быть, ее не стоит вешать на стену, но после того, как вы ее нарисовали, в течение недели вам нужно будет каждый день взаимодействовать с ней. Смотреть и просто прислушиваться к своим ощущениям, к тому, что будет происходить внутри вас. А внутри вас будут происходить перемены, потому что вы увидели этого внутреннего критика.
Может быть, он начнет с вами говорить. Вполне возможно, вы услышите много нелестного и неприятного о себе. Он расскажет вам все, что он о вас думает. Какая вы на самом деле бездарность, и что вы ничего не достигли. И в этот момент, когда вы начнете слушать голос этого критика – подумайте, кому из ваших родителей и близких принадлежит этот голос.
Запишите свои выводы!