Развитие эффективных навыков

Ясность — специфичность, конкретность, точные слова

Навык

Прояснение значе

ния путем сужения

смысла слова от общей

категории к частной

группе внутри катего

рии, путем обращения

к ощущениям или вы

бора слов, передаю

щих ваши чувства и

мысли.

Использование

Помочь слушателю

создать картину, анало

гичную мыслям гово

рящего.

Процедура

1. Определите, явля

ются ли используемые

слово или фраза менее

специфичными, конк

ретными или точными,

чем должны быть.

2. Прервитесь, чтобы

продумать альтерна

тивные идеи. 3. Выбе

рите более специфич

ное, конкретное или

точное слово.

Пример

Вместо выражения

«принесите мне мате

риалы для ревизии»

скажите «Принесите

мне для проверки до

кументы и накладные

за последний год».

Или вместо выраже

ния «Было очень хо

лодно» скажите «Я

промерз до костей».

Глава 3 · Вербальная коммуникация



ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Определенно, конкретно и точно

1. Для каждого внесенного в список слова найдите три слова или фразы, которые будут более определен

ными или более конкретными:

инструменты строение приятный образование

одежды цвета

стул плохой

счастливый

материал вещи автомобиль

2. Сделайте следующие утверждения яснее, проверяя слова, которые не точны или не определенны и не

конкретны:

— Вы знаете, что я люблю баскетбол. Ну, я много тренируюсь, потому что хочу играть лучше.

— Паула, я действительно бездельничал. Все пускаю на самотек. Вы понимаете, что я имею в виду?

— Ну, она так поступает, чтобы разорить меня. У нее полно вещей — и она знает это!

— Я только что купил классный прикид. Тебе понравится.

— Я завяжу узелок, чтобы не забыть принести свои вещи в следующий раз.

ятно, ухудшается. Люди иногда думают об одном, а

говорят диаметрально противоположное. Например,

профессор математики:

Вы можете сказать: «Все мы помним, что числи

тель находится внизу, а знаменатель дроби наверху,

тогда, если мы делим число...» «Профессор, — преры

вает голос из третьего ряда, — Вы говорили, что зна

менатель находится внизу и...» «Я так сказал? — не

доумевает профессор. — Ну, вы ведь знаете, что я

имел в виду!» Каждый ли в классе знал? Вероятно,

нет.

Вы действительно поймете, что сделали успехи в

усилении определенности, точности и конкретности,

когда увидите, что можете создавать ясные сообще

ния даже под давлением обстоятельств.

Датировка информации

Датировка информации — уточнение вре

мени, когда информация была истинной.

Поскольку почти все меняется со временем, важ

но датировать сообщаемую информацию, указывая

время, когда она была истинной. Отсутствие дати

ровки ведет к опасным последствиям. Например,

Паркер говорит: «Я собираюсь перевестись в Гендер

сон Сити». Лаура отвечает: «Желаю удачи, — но у

них были какие то неприятности в школах». На ос

нове утверждения Лауры Паркер может обеспоко

иться, как переезд отразится на его детях. Он не зна

ет, что информация Лауры пятилетней давности!

В Гендерсон Сити все еще могут быть некоторые

проблемы, но неприятности, о которых идет речь, ос

тались в прошлом. Если бы Лаура ответила: «Пять

лет назад, по моим сведениям, у них были какие то

серьезные неприятности в школах. Я не знаю, како

ва ситуация теперь, но вы можете проверить», то

Паркер воспринял бы на информацию по другому.

Рассмотрим два дополнительных примера:

Недатированное сообщение: Профессор Пауэлл

относится с большим энтузиазмом к обучению.

Датированное сообщение: Профессор Пауэлл от

носилась с большим энтузиазмом к обучению, по

крайней мере, в теории коммуникаций всю послед

нюю четверть.

Недатированное сообщение: Вы полагаете, что

Мария в депрессии? Я удивлен. Когда я говорил с

нею, мне показалось, что она в своем обычном при

поднятом настроении.

Датированное сообщение: Вы полагаете, что Ма

рия в депрессии? Я удивлен. Когда я говорил с ней

позавчера, мне показалось, что она в своем обычном

приподнятом настроении.

При датировке информации: 1) рассматривают

или выясняют, когда информация была истинна;

2) вербально подтверждают это. Мы не можем пре

дотвратить изменение. Все, что мы можем, — увели

чить эффективность наших сообщений через вер

бальное подтверждение реальности изменения, ког

да мы его датируем.

Индексация обобщений

Обобщение — вывод на основе отдельных

фактов.

Индексация — интеллектуальная и вер

бальная практика признания того, что от

дельные случаи могут отличаться от общих

тенденций, хотя они позволяют нам делать

обобщения.

Обобщение — вывод на основе отдельных фактов —

позволяет людям использовать полученные на соб

ственном опыте знания и применять их в других слу

чаях. Например, когда Гленда узнала, что помидоры

и тыквы растут лучше, если удобрить землю, она сде

лала вывод, что внесение удобрений поможет всем ее

овощам расти лучше. Гленда воспользовалась тем,

чему научилась на одном опыте и применила это в

другом случае.

Индексация обобщений — интеллектуальная и

вербальная практика показывает, что отдельные слу

чаи могут отличаться от общих тенденций, и мы не

всегда можем сделать обобщения. Например, мы мо

жем иметь обобщенное понятие «мужчины». Но мы

должны признать, что хотя Фред, Дарнелл и Уиль

ям мужчины, они, вероятно, будут иметь индивиду

альные различия. Итак, как мы проиндексируем их

в обычном разговоре? Давайте рассмотрим два при

мера:

Обобщение: Поскольку мужчины сильнее, чем

женщины, Макс более сильный, чем Барбара.

Индексированное утверждение: В основном муж

чины сильнее женщин, значит, Макс, возможно,

сильнее Барбары.

Обобщение: Ваш Шевроле должен пройти не ме

нее 50 000 миль, прежде чем вам понадобится чинить

тормоза. Джерри делал это.

Индексированное утверждение: Ваш Шевроле

должен пройти 50 000 миль, прежде чем вам понадо

бится чинить тормоза. Джерри делал это, но, конеч

но, не все Шевроле одинаковы.

При индексации: 1) указывают, идет ли речь об

определенном объекте, лице или месте или это обоб

щение относится к классу, к которому принадлежат

данные объект, лицо или место; 2) если вы хотите

использовать обобщение через класс, квалифицируй

те его соответственно тому, чтобы ваше утверждение

не шло вразрез с фактами, а поддерживало их. Все

люди обобщают время от времени, но, индексируя

утверждения, мы можем избежать проблем, которые

иногда создает поспешное обобщение.

Наши рекомендации