Издательско-торговая корпорация 13 страница
Первоначальное христианство на Руси было радостным, не отрицавшим земных страстей, чуждым монашеского аскетизма. Во времена Владимира на Руси не было своих монахов, не существовало монастырей. Из проповедуемых христианских добродетелей наиболее ценилась любовь к ближнему, которая проявлялась, в частности, в практике пиров и милостыни бедным. Княжеские пиры знало и язычество. Владимир сохранил этот обычай, придав ему новое содержание. На пирах между представителями дружинной и племенной знати обсуждалась текущая политика, что служило сплочению нового класса феодалов. Что касается милостыни бедным, то на княжеском дворе любой киевлянин мог бесплатно поесть. По распоряжению Владимира пищу для глубоких стариков и больных развозили по домам. Одним из видов милостыни был и выкуп пленных с предоставлением им свободы.
Со временем, когда феодализм достигнет полного развития, церковь будет помогать правящему классу держать народ в повиновении и сама станет крупнейшим феодалом. А в правление Владимира его продуманная и энергичная политика ввела Русь в систему европейских христианских государств.
Быстрый темп преобразований все же не обеспечил окончание реформы при жизни князя. Дело завершил его сын — Ярослав Мудрый. Заняв киевский престол после тяжелой междоусобной борьбы, Ярослав не менее энергично продолжает реформу. В 1024 г., ставшем голодным для основной массы населения, вспыхнул бунт в Суздале, названный "восстанием волхвов". Под лозунгами возврата к старой вере предков язычники выступили против христиан, но по сути это было выступление против обогащающейся родоплеменной верхушки, которая, постепенно феодализируясь, закабаляла своих соплеменников. Восстание было Ярославом подавлено.
Ярослав занимался строительством, много сил отдавал налаживанию торговли (при нем стали чеканить не только золотые, но и серебряные монеты). Главной же его заботой стало создание собственной русской интеллигенции. В Средние века центрами развития культуры и науки были монастыри — Ярослав спонсирует русское монашество и строительство монастырей. В них велись летописи, создавались не только церковные, но и светские книги (философские, географические, военные трактаты), писались иконы. Монастырские врачи бескорыстно оказывали помощь мирянам. Здесь воспитывались русские священники, постепенно вытеснявшие приезжих византийцев.
В 1037 г. Византия вынудила Ярослава, испытывавшего трудности в борьбе с печенегами, учредить русскую митрополию во главе с греком. Но в 1051 г., после смерти митрополита-грека, произошло неслыханное: Ярослав сам впервые ставит митрополитом русского священника — Иллариона. Русская церковь укрепляет свою независимость от Византии. Труд Иллариона "Слово о законе и благодати" является острым политическим оружием того времени — он доказывает самостоятельность и высокую эффективность русского религиозного и политического развития.
При Ярославе продолжала распространяться грамотность среди всех сословий населения. Был создан свод законов "Русская Правда" и ряд других уставов. Главным же итогом княжения Владимира и Ярослава явилось то, что было создано новое феодальное государство, объединенное соответствующей идеологией — христианской религией. Получила государственное оформление единая древнерусская народность, из которой позже вышли русские, белорусы и украинцы. Русь встала вровень со всем остальным цивилизованным миром.
Такова краткая история начального периода христианизации Руси. С самого начала церковь и ее вероучение использовались государством в политических целях. Православные церковные деятели прекрасно осознавали свои задачи в государственном строительстве и разрабатывали соответствующие теории. Концепция "Москва — третий Рим" получила в свое время прочное религиозное обоснование и помогла уже в гораздо более поздние времена создавать российское централизованное государство с центром в Москве. Но отношения сотрудничества, в котором было больше подчиненности, не всегда выдерживались церковью. Время от времени православная церковь пыталась соперничать с государственной властью. Во-первых, это происходило во времена объективной слабости политической власти — в периоды феодальной раздробленности и иноземного гнета. Тогда церковь, по существу, оставалась единственным объединяющим нацию элементом, хранящим ее традиции и культуру. Во-вторых, это происходило во времена субъективной слабости власти — в периоды правления слабых или недостойных личностей, в периоды безвластия (смутные времена). Русские патриархи в такие периоды принимали на себя всю полноту ответственности за развитие политических и экономических событий, определяли судьбы правителей и народа.
Династия Романовых воцарилась по решению Филарета, который на царский престол усадил своего сына и правил через него российским государством. Набрав силу в период Смутного времени, приучив царя слушаться совета патриарха, церковь пожелала усилить свое влияние на управление страной. Первый же конфликт из-за степени политического влияния между Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном привел к глубочайшему идейному расколу русского общества, потянувшему за собой огромное количество жертв. Царь Петр Алексеевич, чтобы лишить церковь возможности влиять на стратегию государственной политики, упразднил патриаршество и создал Святейший Синод, назначив его руководителем светского чиновника. Кладовые и закрома монастырей не раз использовались российскими правителями для пополнения казны в периоды войн и неурожаев. С другой стороны, царская власть всегда создавала возможности для обогащения церкви, верно служащей ее интересам.
История Русской православной церкви изобилует примерами и замечательного мужества ее представителей в периоды испытаний, выпавших на долю русского народа (например, Куликовская битва), и самоотверженного служения долгу, идеалам нравственности, высокой духовности. Но в истории православной церкви есть и постыдные страницы: сфабрикованный и купленный суд над Никоном, жестокие расправы с еретиками и иноверцами, гонения на представителей науки и передовой политической мысли.
В настоящее время Русская православная церковь (РПЦ) по-прежнему занимает в нашей стране ведущее место по числу сторонников вероисповедания, хотя уже с 1917 года является отделенной от государства. РПЦ является автокефальной, то есть самостоятельной церковью. Ее возглавляет патриарх, избираемый 'поместным собором пожизненно. При патриархе существует синод, который состоит из шести постоянных членов и трех непостоянных, вызываемых на сессию по списку. В административном отношении РПЦ подразделяется на экзархаты, епархии, викариаты, благочиния и приходы. Приходы возглавляются избираемыми на общих собраниях верующих церковными советами, которые выполняют все административно-хозяйственные функции общины. Православные церкви не проводят Вселенских соборов с 787 года (Второй Никейский собор). РПЦ проводит поместный собор, который может утверждать канонические правила, пересматривать или дополнять списки святых, определять формы отношения к ересям и расколам. Например, в 1971 г. на поместном соборе была снята анафема старообрядцам. Для православной церкви характерен иерархический принцип управления, то есть последовательное подчинение низшего духовенства высшему. Все духовенство делится на высшее, среднее и низшее. Кроме того, на черное (монашествующее) и белое (женатое). Среди монастырей особенно известны Троице-Сергиева лавра, Почаевская лавра, Псковско-Печерский, Жировицкий, Успенский, Одесский Успенский, Горницкий (г. Иерусалим) монастыри. Есть духовные академии, семинарии, заочное обучение и аспирантура. Московская патриархия издает ежемесячные журналы и еженедельные газеты, богословские труды, богослужебную и пропагандистскую литературу. В производственных мастерских ведется изготовление предметов культа (свечей, крестиков, лампад и т. п.).
Основу православного вероучения составляет Никео-царьградский символ веры, утвержденный на двух первых Вселенских соборах 325 и 381 годов. Это представления о триединстве Бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, крещении, загробной жизни и т. д. Все основные положения веры объявляются богоявленными и вечными. РПЦ ведет постоянный спор с католиками и протестантами по поводу догматов, в которых наблюдается расхождение между этими христианскими направлениями. Православие критикует католицизм за догмат о чистилище, о непогрешимости папы и о телесном вознесении девы Марии на небо.
Догматы христианства получают свое воплощение в таинствах — культовых действиях, во время которых "сообщается верующим невидимая благодать божья", то есть происходит оживление религиозного сознания путем напоминания содержания и смысла основных положений вероучения. Православная и католическая церковь признают семь таинств: крещение, причащение, покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение, священство.
Первоначально в христианстве было всего два таинства — крещение и причащение. Все семь были признаны официально только в 1279 году на соборе в Лионе. Все таинства являются заимствованными из дохристианских культов, получившими в христианстве некоторые специфические черты.
Крещение является одним из главных таинств и символизирует принятие человека в христианскую церковь. Во многих языческих религиях практиковали обряд омовения водой как очищение от злых духов. Христианство толкует крещение как смерть для жизни греховной и возрождение для жизни духовной, святой. В православной церкви младенца трижды окунают в воду, в католической — просто обливают водой. Православная традиция говорит о том, что вода должна быть без примесей. Примесью считается и подогрев, поэтому если крещение происходит зимой, по строгим требованиям канона, вода должна быть естественной (уличной) температуры. В ряде протестантских церквей крещаемого обрызгивают водой. Баптисты и адвентисты седьмого дня крестят своих приверженцев в естественных водоемах. При крещении происходит имянаречение. Обычно имя выбиралось священником исходя из имен святых, которым посвящен тот или иной календарный день. Недобросовестный священник мог дать младенцу такое имя, которое уже вышло из обихода или звучит странно для современников.
Причащение, или святая евхаристия ("благодарственная жертва"), занимает важное место в христианском культе. По легенде, этот обряд был установлен самим Христом на тайной вечере. В память об этом событии верующие вкушают причастие — хлеб и вино, веря, что вкусили тела и крови Христовой. Истоки этого обряда лежат в древних верованиях и основаны на симпатической магии (путем поедания части объекта придать себе качества этого объекта). Впервые обряд вкушения хлеба и вина как способа приобщения к божественным силам возник в Древней Греции. Ранние христиане этого обряда не знали. Только в 787 году Никейский собор официально закрепил это таинство в христианском культе.
Покаяние вменяется православным и католикам в качестве обязательного регулярного действия. Исповедь является сильнейшим способом контроля за мыслями и поведением верующего. В результате исповеди и покаяния должно следовать прощение грехов. Отпущение грехов — прерогатива священника, который накладывает наказание или предлагает путь исправления грехов (отлучение от церкви — полное или временное, предписание поститься, молиться в течение определенного времени). В раннем христианстве исповедь была публичной — вся община судила о степени проступка верующего. Только с XIII века вводится тайная исповедь, при которой верующий кается в своих грехах одному священнику. Тайна исповеди гарантируется. Процедура исповеди у православных и католиков различна. Католики исповедуются в закрытых кабинках, при этом они не видят священника, а священник — исповедующегося. Таким образом, священник говорит с "душой" человека, не обращая внимания на его внешний облик, который может вызывать разные чувства. Православный верующий исповедуется в притворе церкви. Священник покрывает его голову покрывалом и возлагает на нее свои руки. Личность исповедующегося для него не является тайной, как и для других присутствующих.
Проблема соблюдения тайны исповеди всегда решалась непросто. Нарушение тайны исповеди для "предотвращения большего зла" допускалось в случаях, когда на исповеди раскрывались сведения о противоправительственных действиях. В 1722 году Петр Великий издал указ, по которому все священники были обязаны доносить властям о каждом выявленном случае бунтарских настроений, замыслов против государя и прочего подобного. Духовенство с готовностью выполняло этот указ. С другой стороны, церковь присвоила себе право решать вопросы о прощении за антисоциальные проступки — убийства, воровство и т. д. В ряде стран обсуждается вопрос о привлечении к уголовной ответственности священников, получивших сведения о тяжких преступлениях на исповеди, но не уведомивших власти. Католическая церковь активно отстаивает тайну исповеди в этом отношении, так как предлагаемые меры просто отпугнут огромную часть прихожан от церкви. В истории уже были периоды, когда католическая церковь спекулятивно использовала свое исключительное право на отпущение грехов, — продажа индульгенций и последовавшие за этим злоупотребления священнослужителей привели к церковной Реформации.
Вслед за крещением в православной церкви совершается миропомазание. Тело человека смазывают ароматическим маслом (миро), с помощью которого якобы передается благодать божья. Древнее магическое происхождение этого обряда не вызывает сомнений. Помазание же, как посвящение, практиковалось уже в Древнем Египте и у иудеев. В Новом Завете нет ни слова о миропомазании, но оно было введено в христианский культ, очевидно, с учетом его психологического воздействия.
Брак как таинство утвердился только в XIV веке. Обряд этот в христианских церквах относится к самым красивым и торжественным действиям, призванным оказать глубокое эмоциональное воздействие. Очень многие неверующие люди идут на совершение этого обряда из-за его красоты и торжественности.
Елеосвящение совершается над больным человеком и состоит в смазывании его деревянным маслом — елеем, которое якобы является священным. Православная церковь считает, 'что с помощью этого обряда совершается исцеление болезней. Католики проводят его как благословение умирающего. Связь с древними магическими обрядами прослеживается в церемонии елеосвящения — читается семь апостольских посланий, произносится семь эктений (прошений), совершается семь помазании больного елеем.
Таинство священства совершается при вступлении человека в духовный сан. Епископ передает "благодать" новому священнику, возложив на его голову свои руки. В отдаленном виде этот обряд напоминает обряды инициации в древние времена. Подобные действия проводили и проводят различные закрытые общества (рыцарские ордена, масоны). Торжественность церемонии призвана подчеркнуть роль священников в выполнении миссии церкви. Посвящаемый дает клятву беззаветного служения и получает соответствующие облачения.
Христианские обряды. Церковь требует постоянно молиться, обращаясь к Богу или святым за помощью. Утверждается, что молитва каждого будет услышана и исполнена по вере его. Корни молитвы — в магических заклинаниях, которыми древний человек призывал духов на помощь или заклинал оставить его. Некоторые христианские молитвы просто заимствованы их более ранних религий — у древних греков, римлян, иудеев. Обязательность каждодневного молитвенного обращения к Богу с соответствующим каноническим текстом усугубляется тем, что Бог понимает только определенный язык, используемый церковью. У католиков это латынь, у православных — церковнославянский язык. Поэтому обычно после обязательного молитвенного зачина верующий обращается к Богу уже на своем родном языке и беседует с ним "без протокола".
Католическая и православная церковь придают большое значение культу икон. В раннем христианстве шли ожесточенные споры об иконах, которые расценивались как пережитки язычества и идолопоклонства. Действительно, в культе икон сохраняются пережитки фетишизма. Это проявляется в тех правилах, которые нормируют уход за иконой и оговаривают случаи ее уничтожения. Сжигать или как-то по-другому уничтожать икону нельзя. Если она пришла в ветхость и из-за этого больше вводит в искушение, чем придает святости, ее надо ранним утром пустить по речной воде — Бог сам распорядится ее судьбой. Именно так и поступили с идолом бога Перуна в Киеве, когда князь Владимир с дружиной впервые крестил своих подданных. Фетиши-идолы должны были творить чудеса, это же требуется от икон — они "плачут", покрываются "кровавым потом", "сами собой" светлеют или темнеют и т. д. В католицизме больше скульптурных изображений божеств и святых, а в православии именно иконопись является ведущим религиозным искусством. Поэтому чудесных историй, связанных с иконами, в православии больше.
Поклонение кресту является самым вариативным обрядом. Крестом увенчаны храмы, одежды священников. Его носят на теле верующие, без него не обходится любой обряд. По утверждению церкви, крест почитается как символ мученической смерти Христа, распятого на кресте. До христиан крест почитали как священный символ в Древнем Египте и Вавилоне, в Индии и в Иране, в Новой Зеландии и Южной Америке. Древнеарийские племена почитали вращающийся крест — свастику (символ Хорса, бога солнца). А вот ранние христиане не почитали крест, считали его языческим символом. Только с IV века в христианстве утверждается образ креста. Так до сих пор до конца и не ясно, почему у католиков крест четырехконечный, а у православных — шестиконечный. Почитаются также восьмиконечные, одиннадцати- и восемнадцатиконечные кресты.
Культ реликвий широко распространен в православии и католицизме. Но особенно велика его роль в католичестве. Реликвии — это различные предметы, принадлежавшие Иисусу Христу, Богородице, апостолам и святым. Среди средневековых реликвий можно было увидеть части одежды Иисуса, волосы Богородицы, ребро Николая Чудотворца, капли крови Иисуса, зуб святого Петра, молоко Божьей Матери. Доходило до того, что в храмах демонстрировались "палец святого духа" и "дыхание Иисуса". В Европе в XIX веке в разных монастырях и храмах показывали более 200 гвоздей, которыми якобы был прибит к кресту Христос. Демонстрировались и части самого креста, которых было так много, что можно было бы из них соорудить целое строение. В наше время католическая церковь в разных странах демонстрирует верующим 18 бутылок молока Богородицы, 12 погребальных саванов (плащаниц) Христа, 13 голов Иоанна Крестителя и 58 пальцев его рук, 26 голов святой Юлианы.
Культ мощей соседствует с культом реликвий. Здесь православная церковь не отстает от католической. Мощи — это останки умерших, сохранившиеся нетленными и обладающие даром чудотворения. Нетленность останков человеческого тела сильно действует на воображение — это знали еще древние египтяне, совершенствуя свое искусство мумифицирования. Условия, при которых тело не разлагается, существуют в природе в местах с низким содержанием влаги в воздухе и почве. Киево-Печерская лавра является таким особым климатическим заповедником, в пещерах которого тела умерших высыхают, но не разрушаются, и даже сохраняют индивидуальные черты. Естественно, этот монастырь пользовался и пользуется до сих пор самой широкой славой. Когда в конце XIX века "запас" вновь обретаемых мощей был исчерпан (а без него невозможно поддерживать живое увлечение верой), церковь обосновала новое представление о мощах. Ими объявлялись не только целиковые останки человеческого тела, но и его фрагменты. Это значительно оптимизировало процесс обретения новых святых мощей.
Святые места — это места, связанные с событиями церковной истории, с чудесами божьими, служащие объектом паломничества верующих. В православии и католичестве почитается множество гор, водоемов, могил "божьих угодников". Обычно в святом месте появляется образ Богородицы или другого ответственного лица христианского пантеона и обращается к верующим. С этими появлениями связывают наступление поворотных событий в жизни человечества или особую целительную силу данных мест. Иногда вместо самой Богородицы или другого святого появляется изображение — икона, выполненная на различных материалах, или предмет из разряда священных (легендарная Чаша Грааля, предметы старинной церковной утвари). Святые места привлекают к себе людей, отчаявшихся найти исцеление, поэтому масса паломников обычно представляет инфекционную и эпидемиологическую опасность.
Культ святых основан на вере в то, что некоторые люди, достойно проявившие себя в жизни, получают божий дар чудотворения и способность влиять на судьбы людей после своей смерти. Культ святых берет начало в культе героев, присущем древним религиозно-мифологическим представлениям. Мало того, многие святые христианства были просто заимствованы из древнегреческого культа (древнеримский бог Сильван превратился, в святого Сильвана, бог Аполлон — в святого Аполлона), даже их храмы просто приспосабливались под христианский культ. Каждому святому присвоена особая "специальность" — святой Петр покровительствует рыболовству, святая Елена — льноводству, святой Модест оберегает скот от падежа, святой Фалалей заведует урожаем огурцов. При головной боли следует обращаться к Иоанну Предтече, при болезнях глаз — к святому Никите и Симеону Праведному, при зубной боли — к священномученику Антипе, при желудочных заболеваниях — к Артемию Великомученику. В связи с развитием космонавтики католическая церковь объявила покровителем космонавтов святого Христофора. Канонизация конкретной исторической личности в ранге святого или мученика обусловлена всегда политическими соображениями (как в случае с последним российским царем).
Праздники занимают важное место в христианском культе. В церковных календарях нет ни одного дня в году, в который не отмечалось бы то или иное событие, связанное с именем Христа, Богородицы, святых, чудотворных икон, креста. В честь этого лица или события установлены особые песнопения, молитвы и обряды.
Во главе "праздничного круга" Русской православной церкви — Пасха, наиболее почитаемый христианский праздник. Затем идут так называемые двунадесятые праздники — двенадцать главных празднеств. Из них — три переходящих, выпадающих каждый год на разные числа, в зависимости от того, когда отмечается Пасха, исчисляемая по лунному календарю. Это Вознесение, Троица, Вход Господен в Иерусалим (Вербное воскресенье). Девять праздников — непереходяших, за каждым из них закреплен определенный день в календаре. Это Крещение Господне, Сретение, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Воздвижение креста и Рождество Христово.
За двунадесятыми праздниками следуют по своему значению пять великих праздников — Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, Праздник святых Петра и Павла, Усекновение головы Иоанна Предтечи, Покров святой Богородицы. Они тоже пользуются большим почтением в православной церкви.
Повсеместно отмечаются престольные праздники. Так называются праздники, посвященные тем образам и событиям, в честь которых построен данный храм или его престол. Это праздники местные, хотя они могут отмечаться и как общехристианские.
Есть праздники, которые широко отмечаются только в России и потому называются русскими праздниками — Николин и Ильин день, спасы, праздники Владимирской иконы Божьей Матери, Казанской иконы Божьей Матери. В этих праздниках отразились особенности русского менталитета и значимые исторические события.
Пасха.В этом празднике отразились следы языческих верований, связанных с культом умирающих и воскресающих богов. Первоначально в христианстве этот день сопровождался скорбными службами. Только в 325 г. на соборе в Никее была установлена дата празднования Пасхи и обряды приняли законченный вид, который сохраняется до сих пор. Собор установил, что Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния, после истечения полной недели со времени иудейской Пасхи. На русской земле Пасха слилась со славянским праздником весны, из которого были заимствованы многие ритуалы (красить куриные яйца и печь куличи). Подготовка к празднику Воскресения Христа проводится в течение семи недель (Великий пост) и состоит в покаянии в собственных грехах и переживании вины за испытанные Христом мучения. Богослужения последней недели поста ("Страстная седмица") отличаются особенной печалью, которая сменяется торжественными литургиями в честь Воскресения.
Рождество Христово празднуется в православной церкви 7 января, а в католической — 25 декабря. Расхождение старого и нового календаря толкуется православной церковью в свою пользу — как свидетельство верности священным правилам и установлениям. Новый стиль летоисчисления был введен в России большевистским правительством — это только лишний аргумент для РПЦ в пользу того, что новый календарь ущербен. В основе праздника лежат евангельские мифы о рождении Иисуса от непорочного зачатия Девы Марии. Ранние христиане не отмечали этот праздник, он был установлен только в III веке н. э. и совмещал Крещение, Рождество и Богоявление Христа. До этого 6 января отмечали рождение Озириса и Диониса в Египте и Греции. Христианство восприняло уже готовые образцы. Официальная дата праздника была установлена в 354 г. — 25 декабря (в Римской империи в этот день отмечали рождение Митры). Долгие колебания по поводу даты рождения Христа были вызваны тем, что в евангелиях нет однозначного, непротиворечивого указания на дату рождения (да и смерти) Христа. Попытки вычислить эти даты, осуществленные гораздо позднее предполагаемых событий, были основаны на имеющихся документах. Но в вычисления вкралась ошибка. Установленные хронологические рамки земной жизни Христа считаются церковью истинными, но современные сравнительные исторические исследования показывают, что в процессе установления дат жизни Христа было гораздо больше желания утвердить христианскую веру, чем обнаружить истину.
Праздник Рождества Христова на Руси пришелся на то время, когда славяне отмечали зимний многодневный праздник — святки. Именно святочные обряды и наполнили русское Рождество светлым и радостным содержанием — пиршества, увеселения, украшенная елка, гадания, хождение ряженых, колядование и т. д. Рождеству предшествует пост, во время которого верующие вспоминают святых, чья жизнь прославляется в качестве образца служения христианству.
Троица, или пятидесятница, празднуется на пятидесятый день после Пасхи. Этот праздник установлен в честь сошествия святого духа на апостолов, которые после этого смогли заняться проповедями христианства на любых языках среди всех народов. В христианстве Троица появилась под влиянием иудаизма. В русской же традиции троица слилась со славянским праздником семиком. Семик отмечался древними земледельцами как окончание весенних полевых работ. Это были радостные дни, в то же время проникнутые заботой умилостивить духов природы и гарантировать себе хороший будущий урожай. Именно из славянского язычества остался обычай украшать на Троицу дом зеленью, украшать и величать березы, водить вокруг них хороводы. Поскольку мать-земля мыслилась женским божеством, то и обращаться к ней должны были девушки, одетые в одежды священных, магических расцветок. Этот обычай в христианстве видоизменился, но до сих пор Троица — "бабий праздник", на который каждая девушка должна обязательно надеть что-нибудь красное. Культ природы всегда был тесно связан с культом предков, именно поэтому на Троицу сохранился обряд поминовения умерших родственников, так называемая "родительская Суббота". Подарки, которые верующие приносят на могилы, и обязательные чарочные поминовения представляют собой видоизмененную языческую поминальную жертву.
Праздник Сретения Господня отмечается 2 февраля по ст. стилю. Он посвящается тому событию, которое описано в евангелиях как представление Иисуса родителями его настоящему отцу — Богу. Это первое "знакомство" состоялось в иерусалимском храме и было памятным не только для семьи Иисуса — священник Симеон, временно лишенный Богом возможности говорить (за сомнения), именно при виде чудесного младенца вновь обрел дар речи. Поэтому этот праздник еще называется "светом во откровение языков". В язычестве февральский праздник был связан с подготовкой к весенним работам и задабриванием духов просыпающейся природы. В иудаизме был обычай "очищаться" после рождения ребенка: если родился мальчик, то на 40-й день, если девочка — на 80-й день. Очищение происходило в храме, требовало приношения жертв. Именно за очищением от "греха" рождения ребенка и отправилась Мария (зачавшая непорочно — безгреховно) в храм. Обычай "воцерковления" младенцев, то есть очищения матери, сохранился и в православной церкви, причем с теми же временными рамками.
Крещениепразднуется православной церковью 6 января по ст. стилю. По церковной легенде, этот праздник отмечается в честь крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан. Крещение было проведено Иоанном Предтечей (Крестителем), который до этого момента уже практиковал крещение водой всех желающих. Когда Иисус согласился на крещение, с небес слетел светящийся голубь, давший знак появления святого духа (поэтому праздник носит и второе название — Богоявление). Ранние христиане не знали этого обряда и праздника, крещение пришло в христианский культ только во II веке н. э. Омовение водой в качестве очищения от злых духов и посвящения в высшую духовность проводилось в Древнем Египте, у греков и римлян, даже у индейцев Америки. В христианстве этот обычай был переработан и дополнен ритуальным инструментарием. Главное событие праздника Крещения начинается с "освящения" воды. Поскольку климатические условия России значительно отличаются от условий жаркой Палестины, вода в естественных водоемах в это время находится подо льдом. Прорубались проруби, через которые вода в реке (путем погружения в нее креста) освящалась. Проруби носили название "иорданей". Изо льда сооружались скульптурные изображения креста и голубя. Кроме того, изыскивался доброволец, желающий принять водное крещение в "иордани" по примеру самого Христа — обычно такой всегда находился.