Издательско-торговая корпорация 23 страница

В. Беркен, рассматривая место, функции и назначение атеизма в большевистской идеологии и обществе, отмечает, что советский атеизм по своему характеру коренным образом отличался от западных форм атеизма. Он противостоял не только теизму, но также идеологической индифферентности и философскому агностицизму в религиозной сфере. Государство терпело церковь как культовое учреждение и официально признавало свободу совершения религиозных обрядов. В то же время посредством системы образования, монополии в сфере культуры оно наступало на религию как мировоззрение. Советская идеология, считает Беркен, это уникальное сочетание философских и религиозных воззрений.

В 1922 году при Политбюро ЦК РКП(б) была создана специальная Комиссия по проведению отделения церкви от государства, позже переименованная в Антирелигиозную комиссию. Было организовано движение "воинствующих безбожников", в массовом порядке закрывались церкви, начались карательно-пропагандистские антирелигиозные акции. 23 февраля 1922 года ВЦИК издал декрет о принудительном изъятии церковных ценностей, начались судебные процессы над священниками. Религиозность стала рассматриваться как разновидность гражданской неблагонадежности и неполноценности. В результате отделения церкви от государства церковь приобрела столь желанную духовную свободу, но ее внешнему — институциональному существованию угрожало разрушение. Перед вопросом организационного выживания отступили все другие аспекты.

После смерти патриарха Тихона в 1925 году правительство запретило новые выборы патриарха. Послание митрополита Сергия (Страгородского) от 27 июля 1927 года определило отношение церкви к государству — она окончательно попала под его власть, смирилась с организационным уничтожением. Но начало войны с фашистской Германией открыло новый этап в истории церковно-государственных отношений.

Советское правительство пересмотрело свою антицерковную политику, а Русская православная церковь вступила в период существенного восстановления. В СССР была приостановлена антирелигиозная пропаганда. "Союз воинствующих безбожников" был распущен, запрещались антирелигиозные публикации, закрывались музеи атеизма. Вновь стали открываться старые бездействующие церкви. Поворот в политике Сталина по отношению к церкви происходит в 1943 году, когда состоялась его встреча с духовенством. Церковь как институт получила возможность восстановления, хотя и в известных пределах. Синоду было разрешено выбирать патриарха. В то же самое время СНК СССР учредил новый Совет по делам Русской православной церкви, который должен был представлять в правительстве интересы церкви. Был разрешен выпуск "Журнала Московской патриархии", хотя его распространение было ограничено, а содержание подвергалось цензуре. В январе 1945 года был принят новый устав, восстанавливающий организационную основу православной церкви, в 1946 году вновь открылись семинарии.

Русская православная церковь, безусловно, поддерживала политику правительства. Руководители церкви даже присвоили Сталину титул "духовного вождя" и "истинного защитника церкви". В 1945 году был созван Поместный собор, на котором был избран новый патриарх Алексий (Симанский). Дальнейшая деятельность Русской православной церкви была тесно связана с борьбой за мир. Ко времени смерти Сталина церковь вновь обрела в обществе и государстве духовную силу. Но затем последовали новые испытания. Эпоха ослабления напряжения в отношениях между государством и церковью закончилась, когда в 1959 году была развернута антирелигиозная кампания, санкционированная Н. С. Хрущевым. Новое наступление на церковь продолжалось до 1964 года и велось под лозунгом уничтожения "сталинских пережитков". В этот период церковь утратила 2/3 своих институтов. Но положительным моментом было возобновление в это время международных контактов Русской православной церкви с другими церквами. На конец 70-х годов приходится период "религиозного ренессанса", усиление интереса к русскому православию в интеллектуальных кругах. В православии вновь стали усматривать хранителя русской культуры и носителя национальных традиций.

После 1985 года в отношениях церкви и государства открылась новая страница. Тенденции, наметившиеся в период "перестройки", усилились в 90-х годах, когда вопрос об идеологическом единогласии был решен в пользу плюрализма мнений. "Бум" по отношению к церкви и религиозным вопросам приходится на 1991—1993 годы, когда страна совершала поворот на пути своего социально-экономического развития и нуждалась в новой идеологии. В настоящее время снова подтверждаются исторические истины — в России церковь зависит от государства. При принятии закона о свободе совести и вероисповеданий, который регулирует деятельность религиозных организаций на территории Российской Федерации, в дискуссию по существу закона включились многие религиозные деятели традиционных конфессий. Русская православная церковь попыталась надавить на рычаги, существование которых оказалось иллюзорным. Протесты священнослужителей и представителей интеллигенции по поводу слишком свободного доступа в Россию "новых религий" не были учтены полностью. С одной стороны, таким образом, государство продемонстрировало мировому сообществу свою готовность обеспечивать права человека на выбор убеждений, вероисповеданий и доступ к информации. С другой стороны, государство сняло с себя ответственность за моральное и психическое здоровье своих граждан, которое может быть подорвано из-за пропаганды антигуманных взглядов, облеченных в религиозную форму. Православная церковь не могла остаться полностью довольной таким положением дел, но зависимость от расположения политических лидеров нашего государства лишает ее возможности независимых высказываний. Кроме того, внутри церкви просматриваются две партии, которые разделены по признаку своего отношения к сотрудничеству с политической властью. Партия, ведущая курс на добровольное сотрудничество с властью при условиях ограничения реальных прав церкви и верующих, в настоящее время более сильна. Несмотря на то что по новому закону о свободе совести власти лишены административных средств воздействия на деятельность религиозных организаций, значительно возросли по своему значению экономические способы регулирования деятельности религиозных организаций. Именно они и определяют характер и внешние проявления взаимоотношений церкви и государства.

Проблема сосуществования конфессий

Популярность и степень воздействия на сознание и поведение людей зависят, таким образом, от экономической мощи религиозной организации и от авторитета политической силы, избранной в союзники. На фоне этих проблем заметно возрастает конкуренция между различными вероучениями. Можно выделить два направления, по которым проходит конкурентная борьба: первое — организации традиционных для России религий конкурируют между собой, стремясь реализовать свои интересы; второе — традиционные религии объединение выступают против повышения влияния "новых религий".

О состоянии конкуренции между традиционными религиями можно сказать следующее. Опыт совместного сосуществования на территории многонационального государства делает в настоящее время невозможным открытое противостояние между руководителями религиозных организаций православия, ислама, буддизма, иудаизма. Но это не означает, что отдельные религиозные общины или религиозные деятели никогда не применяют агрессивных методов для реализации своих интересов. В целом, такие действия находят осуждение со стороны верующих и иерархов. Поэтому можно говорить о мирном сосуществовании религиозных организаций, традиционных для России.

Например, ислам можно по праву назвать, наряду с православием, исконной религией России, ибо эти две религии практически одновременно закрепились на территориях, впоследствии составивших целостную страну. Начиная с XVI века, с расширением Российского государства, в него включаются огромные пространства с мусульманским населением. Терпимое отношение к исламу в России сложилось не сразу, однако в 1773 г. Екатерина Вторая издала закон "о терпимости всех вероисповеданий", который запрещал православному духовенству вмешиваться в дела других конфессий и открывал мусульманским организациям довольно широкие возможности для самостоятельного развития. Согласно статистике, из всех религиозных общин в Российской Федерации 14% составляют мусульманские. Из областей традиционного распространения ислам после Великой Отечественной войны переместился в Сибирь (Тюменская область, Красноярский край) в связи с притоком в послевоенные годы в эти местности большого количества мигрантов, значительную часть среди которых составляли татары. В настоящее время отмечен возросший интерес к исламу среди той части населения, которая традиционно считается связанной с православием. Так, например, когда в 1996 году в Институте стран Азии и Африки открылось отделение исламоведения, созданное под патронажем принца Саудовской Аравии, то значительную часть его студентов составили русские, украинцы, белорусы, армяне и грузины.

То же самое можно сказать и о буддизме. Официально последователей буддизма насчитывается около миллиона — в Бурятии, Калмыкии, Туве, Читинской области. Особое место в "буддийской России" занимает Санкт-Петербург, где находится старейший в Европе буддийский храм, построенный в 1915 году (всего в Санкт-Петербурге несколько десятков буддийских общин различных направлений). По оценкам некоторых исследователей, не согласных с официальной статистикой, буддистов на территории России гораздо больше — 1 610 000 человек.

Все эти религиозные общины и организации находят силы и желание вести мирный диалог между собой и по вопросам вероучений, и по проблемам реальной экономической, политической и культурной деятельности. Но эффективного диалога с "новыми религиями" пока не получается.

Все представители традиционных для России вероисповеданий занимают позицию неприятия по отношению к деятельности миссий западных вероучений протестантского толка и миссий организаций нетрадиционных культов. Именно традиционные религиозные организации поддерживают общественные объединения, которые противостоят тоталитарным сектам, поскольку государство занимает позицию невмешательства. Православные и мусульманские общины организуют центры помощи людям, ставшим жертвами антигуманных религиозных вероучений, организаций. Проблема восстановления морального и психического здоровья тем более остра, что жертвами сект становятся молодые люди. Тенденция "помолодения" религиозности в целом характерна для нашей страны. Социологи отмечают резкий всплеск интереса к вопросам религии среди поколения, родившегося после 1980 года. Это можно объяснить тем, что юность данного поколения пришлась на годы "дикого рынка", поставившие молодого человека перед решением сложных моральных вопросов и не давшие хотя бы предположительных ответов в рамках светской морали. Но тогда не понятно, почему у поколения, родившегося в 1970 году, наблюдается "провал" религиозности, ведь их юность пришлась на не менее сложные годы "перестройки", когда, кроме религиозной морали, не было ничего постоянного, не подвергаемого критике или осмеянию. Закономерность процессов, определяющих состояние религиозности в обществе, очевидно, еще только предстоит выявить. Пока же ясно одно — человек имеет право на свободный выбор вероисповедания, системы убеждений. И общество не вправе вмешиваться в духовный мир личности. Ограничение вмешательства общества заканчивается тогда, когда личность, сообразуясь с собственными религиозными убеждениями, начинает поступать антиобщественным образом, подрывать жизнедеятельность общества. В качестве последнего может рассматриваться не только отказ от выполнения законного долга, от правил общежития, посягательство на чужие права и свободы, но и отказ от саморазвития, нанесение себе непоправимого ущерба. Поэтому государство и общество должны не вмешиваться в дела религиозных организаций только тогда, когда их деятельность направлена на раскрытие духовного потенциала личности, на действительную реализацию интересов и потребностей человека.

Заключение

Современное общество предоставляет личности свободу реализации духовных потребностей, поощряет мировоззренческий плюрализм, провозглашает веротерпимость. Уважительное отношение к внутреннему миру человека предполагает заинтересованность в таких формах самовыражения личности, которые объективно направлены на оптимизацию общественных отношений и всех видов жизнедеятельности. Основным законом государства гарантируются права личности на выработку, выражение и отстаивание своих убеждений, если они не ущемляют прав и свобод других граждан. Для того чтобы эти принципиальные положения закона стали составной частью правосознания людей, необходим синтез научных знаний и гуманистических по сути убеждений. Проблема нашего общества состоит не в том, какую систему мировоззрения предпочитает человек, а в том, как он реализует свои убеждения в существующей социальной действительности. И верующие, и атеисты могут эффективно сотрудничать в деле построения справедливого общества. Предлагаемый для изучения курс — одна из попыток помочь учащимся сделать свой выбор жизненных целей и путей их реализации.

Надежное функционирование и выживание общества предполагает непрерывность и устойчивость его жизнедеятельности и социально целесообразное поведение его членов. Это достигается системой запретов, табу, норм, ценностей, которые способны придать совершенный вид социальным процессам, "восполнить" разрывы в социальной ткани, в общей ориентации людей, обеспечивая тем самым условия для предельной интенсификации "внутреннего мира человека: целеустремленности, уверенности, последовательности. В обстановке, когда такие механизмы не могут быть сконструированы из реальных элементов жизни, из наличных, очевидных фактов и доводов, предельно надежные регуляторы и ценности предполагают соотнесенность со сверхъестественными силами. Именно в этом случае религия усиливает стабильность и выживаемость общественного организма. В нашем обществе люди испытывают потребность в решении фундаментальных смысловых проблем, которые являются вечными. Поиск идет в разных направлениях, в том числе и в русле религии. Поэтому будущее религии в нашем обществе зависит от того, насколько скоро будут созданы условия для решения подобных проблем светским путем, не требующим обращения к идее Бога, к религиозной мотивации нравственных ценностей и норм.

Литература для углубленного изучения тем курса

1. Атеизм и религия. М., 1974.

2. Антология мировой философии. М., 1969.

3. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.

4. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.

5. Безант А. Древняя мудрость. СПб., 1910.

6. Белякова Г. С. Славянская мифология. М., 1995.

7. Бердяев Н. Философия неравенства. М., 1990.

8. Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Рига, 1937.

9. Богданов А. П. Перо и крест. М., 1990.

10. Бойл Дж. Дж. Секты — убийцы // Иностранная литература. 1996. № 7.

11. Бокар А. Греческая цивилизация. М., 1962.

12. Бонгард-Левин Г., Герасимов А. Мудрецы и философы Индии. М., 1980.

13. Бородай Ю. М. Пути становления национального единства (общий теологический корень христианских национальных культур) // Наш современник. 1995. № 1.

14. Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность // Вопросы философии. 1989. № 10.

15. Буганов В. И., Богданов А. П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. М., 1991.

16. Буриан Я., Моухова В. Загадочные этруски. М., 1970.

17. Васильев Л. История религий Востока. М., 1983.

18. Вебер М. Протестантская этика и "дух капитализма" // Вебер М. Избр. произв. М., 1990.

19. Белецкая Н. Н. Языческая символика. М., 1978.

20. Виппер Р. Рим и раннее христианство. М., 1964.

21. Войтыла К. Основания этики // Вопросы философии. 1991. № 1.

22. Галъковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Харьков, 1916.

23. Гараджа В. И. Религиоведение: Учеб. пособие. М., 1995.

24. Гече Г. Библейские истории. М., 1988.

25. Гольбах П. Священная зараза: Разоблаченное христианство. М., 1936.

26. Гусева Н. Индуизм: История формирования. Культовая практика. М., 1977.

27. Данилов В. Грядет ли "Великий Туран"? // Наш современник. 1995. № 2.

28. Джеймс В. Многообразие религиозного опыта. М., 1910.

29. Донини А. Люди, идолы, боги. М., 1962.

30. Древняя Русь и славяне. М., 1978.

31. Евсюков В. В. Мифы о мироздании // Мироздание и человек. М., 1990.

32. Знойко А. П. Русь и этруски. М., 1984.

33. Иллюстрированная история религий // Под ред. Д. Л. Шентепи де ля Соссей. М., 1992.

34. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Русь соборная: Очерки христианской государственности // Наш современник. 1994. № 8, 11—12; 1995. № 2—4.

35. История китайской философии. М., 1989.

36. Как была крещена Русь. М., 1990.

37. Карташев А. В. Очерки по истории Русской церкви. М., 1993.

38. Коростовцев М. Религия Древнего Египта. М., 1976.

39. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1954.

40. Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. М., 1992.

41. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930.

42. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, мышление. М, 1975.

43. Мавродин В. В. Происхождение русского народа. Л., 1978.

44. Малиновский Б. Магия, наука, религия // Магический кристалл. М., 1982.

45. Мень А. (протоиерей). История религии: В 7 т. М., 1992.

46. Мифология и верования народов Восточной и Южной Азии. М., 1973.

47. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М., 1982.

48. Моммзен Т. История Рима. М., 1949.

49. Мюллер-Хилл Б. Наука, истина и другие ценности // Знание — сила. 1995. №10.

50. На пути к свободе совести. М., 1989.

51. Никольский Н. М. История русской церкви. М., 1985.

52. Ницше Ф. Злая мудрость. М., 1990.

53. Оппенхайм А. Древняя Месопотамия. М., 1990.

54. Основы религиоведения: Учебник / Под ред. И.Н. Яблокова. М., 1994.

55. Панова В. Ф., Бахтин Ю. Б. Жизнь Мухаммеда. М., 1990.

56. Пигулъская Н. Ближний Восток, Византия, славяне. М., 1976.

57. Письма Елены Рерих. 1929—1938. Рига, 1940.

58. Работы М. Вебера по социологии религии и идеологии. М.: ИНИОН РАН, 1985.

59. Ранович А. Б. Очерки истории древнееврейской религии. М., 1937.

60. Ранович А. Б. Христианская идеология, организация христианской церкви. — М., 1990.

61. Ранович А. Б. Эллинизм и его историческая роль. М.; Л., 1950.

62. Религия общества: Хрестоматия по социологии религии. М., 1994.

63. Розенберг О. О. Проблемы буддийской философии. Пг., 1918. 380

64. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1987.

65. Савицкая Т. Заговор эпохи Водолея // Знание — сила. 1995. № 10.

66. Самыгин С. И., Нечипуренко В. Н., Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов н/Д, 1996.

67. Свободомыслие и атеизм в древности, Средние века и в эпоху Возрождения. М., 1986.

68. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

69. Сумерки богов. М., 1989.

70. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.

71. Токарев С. Религия в истории народов мира. М., 1964.

72. Угринович Д. М. Искусство и религия: Теоретический очерк. М., 1982.

73. Утопия и утопическое мышление. М., 1991.

74. Федосик В. Церковь и государство. Минск, 1988.

75. Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955.

76. Филатов С. Современная Россия и секты // Иностранная литература. 1996. № 8.

77. Филатов С., Щипков А. Языческий вызов христианству // Дружба народов. 1996. № 3.

78. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

79. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1980.

80. Фрэзер Д. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1990.

81. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1991.

82. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

83. Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. М.; Киев, 1994.

84. Штаерман Е. Кризис античной культуры. М., 1975.

85. Штайнер Р. Теософия: Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека. Ереван, 1990.

86. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

87. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.

88. Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии. М., 1995.

Дизайн обложки — М. А. Хавторин;

Корректор — Е. Л. Качалова;

Верстка — Е. В. Самочетова.

Ольга Федоровна Лобазова

Религиоведение

Учебник

Санитарно-эпидемиологическое заключение

№ 77.99.02.953.Д.002261.04.01 от 26.04.2001

Изд. лиц. ИД № 06473 от 19 декабря 2001 г.

Подписано в печать 22.04.2002. Формат 60х84 1/16.

Печать офсетная. Бумага газетная. Печ. л. 24,0.

Тираж 5000 экз. Заказ 1207

Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»

129347, г. Москва, Ярославское ш., д. 142, кв. 732.

Для писем: 129347, Москва, п/о И-347

Тел./факс: (095) 182-01-58, 182-11-79, 183-93-01.

E-mail: [email protected] - отдел продаж.

[email protected]

[email protected] - офис

http://www.dashkov.ru

Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП

«Производственно-издательский комбинат ВИНИТИ»,

140010, г. Люберцы Московской обл.. Октябрьский пр-т, 403.

Тел. 554-21-86

Издательско-торговая корпорация

«Дашков и К°»

Наши рекомендации