Теория иерархии потребностей А .Маслоу
Мотивация как функция менеджмента
Мотивация –совокупность внешних и внутренних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы этой деятельности и придают ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
Для понимания сущности мотивации необходимо рассмотреть следующие основные понятия.
Мотив – то, что вызывает определенные действия человека. Он имеет персональный характер и зависит от множества факторов. Мотивы «включаются» под влияние стимулов. В качестве стимулов могут выступать не только материальные предметы, но и действия других людей, предоставляющиеся возможности, надежды и т.д.
Мотивы можно разделить на 2 группы: экономические и неэкономические.
Экономические мотивы могут быть прямыми (зарплата, премии, льготы) или косвенными, облегчающими получение прямых (дополнительное свободное время, сокращенный рабочий день, гибкий график работ, увеличенный отпуск.)
Неэкономические мотивыделятся на организационные (мотивация целями, привлечение к участию в делах организации, обогащение труда) и моральные (личное и публичное признание, похвала и критика).
Потребность – осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию.
Простейшая модель мотивационного процесса
Вознаграждение– то, что человек считает для себя ценным.
Оно бывает внутренним (его дает сама работа) и внешним (дается организацией).
Методы мотивации:
1) метод поощрения и наказания;
2) психологические методы мотивации.
Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существует большое количество различных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению. В науке менеджмента все теории мотивации подразделяются на содержательные и процессуальные.
Содержательные теории мотивации делают основной акцент на определение перечня и структуры потребностей.
Среди содержательных теорий мотивации выделяют:
- теорию иерархии потребностей А. Маслоу;
- теорию приобретенных потребностей Д. МакКлелланда;
- теорию 2-х факторов Ф. Герцберга.
Теория иерархии потребностей А .Маслоу
5. Потребности самовыражения
|
и самоутверждения
3. Потребности
|
и причастности
2. Потребности
безопасности
1. Физиологические
потребности
1. Физиологические потребности.К этой группе потребностей относятся потребности в пище, воде, воздухе и т.д., т.е. потребности, которые человек должен удовлетворять, чтобы поддерживать организм в жизнедеятельном состоянии.
2. Потребности безопасности связаны со стремлением и желанием людей находиться в стабильном и безопасном состоянии.
3. Потребности принадлежности и причастности.Человек стремится к участию в совместных действиях.
4. Потребность признания и самоутверждениясвязана с желанием людей, чтобы окружающие признавали их компетентными, способными и уважали их за это.
5. Потребность самовыражениясостоит в стремлении человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умений и навыков.
По мнению А. Маслоу, для человека приоритетны потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации.