Ранний этап развития Я-концепции

Я-концепция — это воспринимаемое индивидом «Я» или то, что человек имеет в виду когда говорит «Я» или «мне». На начальном этапе Я-концепция обычно формируется по большей части на основании личного опыта, событий, происходящих в феноменально сфере и выделяемых индивидуумом в качестве «Я» или «самого себя», хотя бы и на довербальном уровне. Например, младенцы, которые обнаруживают пальцы своих ног могут включать тот факт, что у них есть пальцы ног, в свою Я-концепцию. Таким же образом голодные младенцы могут включать в свою Я-концепцию тот факт, что они негативно оценивают голод. По мере того как молодые люди взаимодействуют со средой, все больший объем опыта может в символической форме представляться в сознании в качеств личного опыта. Также индивиды разрабатывают Я-концепцию при взаимодействии другими людьми, которые имеют для них значение и обращаются с ними как с отдельными «Я». Я-концепция включает в себя как восприятие людьми самих себя, так и изменяй

Условия ценности

Потребность в положительном отношении со стороны других — это потребность, приобретенная и развитая в раннем младенчестве. Под выражением «положительное отношение» в этой книге подразумевается ощущение индивидом того, что он не без­различен другому (в положительном смысле) в эмпирическом поле этого другого. Впол­не вероятно, что во многих случаях поведение молодых людей и переживание этого поведения вызовут положительное отношение со стороны других и, следовательно, данные люди удовлетворят свою потребность в положительном отношении. Например, улыбка ребенка, адресованная родителям, может как отражать приятный полученный опыт, так и порождать положительное отношение.

Однако в других случаях молодые люди могут чувствовать, что их переживания вступают в конфликт с их потребностью в положительном отношении со стороны дру­гих людей, имеющих для них значение. Роджерс приводит следующий пример. Ребе­нок чувствует удовлетворение, когда бьет своего младшего брата, но испытывает на себе воздействие со стороны родителей, которые заявляют: «Ты плохой, твое поведе­ние плохое, тебя никто не будет любить и все будут считать тебя непривлекательным, если ты будешь вести себя подобным образом». В результате ребенок может не при­знать, что нанесение побоев младшему брату связано с получением удовольствия, что вытекает из его собственного опыта, но этот ребенок, скорее всего, придаст отрица­тельную ценность данному опыту, приняв точку зрения, которой придерживаются его родители, с целью удовлетворения своей потребности в положительном отношении с их стороны. Таким образом, вместо точной символизации опыта («Мое поведение вы­зывает у меня чувство удовлетворения, однако мои родители считают такое поведение неприемлемым»), может возникнуть искаженная символизация («Я воспринимаю та­кое поведение как неудовлетворительное») (Rogers, 1951, р. 500). Оценки, в основе которых лежит скорее мнение других, чем собственный организмический оценочный процесс индивидуума, называются условиями ценности. Условия ценности распро­странены чрезвычайно широко, так как слишком часто «поведение индивидуумов явля­ется культурно обусловленным, и людей вознаграждают и поощряют за поведение, которое фактически является извращением естественных директив унитарной тенден­ции актуализации» (Rogers, 1977, р. 247).

Концепция условий ценности очень важна, так как она подразумевает, что у людей развивается второй вид процесса оценки. Первый вид — это организмический процесс оценки, который верно отражает тенденцию актуализации. Второй вид — это процесс, связанный с условиями ценности, основанный на интернализации или «интроекции» оценок других людей (оценок, в искаженном виде отражающих тенденцию актуализа­ции, служащих для того, чтобы препятствовать выражению этой тенденции). Однако люди неправильно понимают суть и значение этого второго вида оценочного процесса, так как они полагают, что основанные на нем решения фактически основаны на их организмическом процессе оценки. Таким образом, люди часто стремятся к определенным переживаниям или избегают их с целью удовлетворения своих скорее ложных, чем реальных, потребностей.

Семейная жизнь

От степени адекватности Я-концепций родителей зависит то, как родители уста­навливают отношения со своими детьми. Гордон, соавтор опубликованной в 1951 году книги Роджерса «Клиент-центрированная терапия» (Client-centered Therapy), подчер­кивал, что уровень самопринятия или выраженность чувства собственного достоин­ства родителей может коррелировать со степенью принятия ими поведения своих де­тей, хотя эта корреляция не представляет собой нечто статическое. На рис. 2.2 схема­тично изображены, хотя и в упрощенном виде, механизмы возможного воздействия родителей на детей. Роджерс обнаружил, что родители способны безусловно позитив­но относиться к ребенку только в той мере, в какой они безусловно уважают самих себя. Под «безусловным позитивным отношением» Роджерс подразумевал способность родителей высоко ценить ребенка даже тогда, когда они не могут одинаково оценивать все его поступки. Чем выше степень безусловного позитивного отношения родителей к

Ранний этап развития Я-концепции - student2.ru

ребенку, тем меньше условий ценности у ребенка и тем выше уровень его психологи-) ческой адаптации. Проще говоря, хорошо функционирующие родители создают уело-! вия для развития хорошо функционирующих детей. В 1970 году Гордон опубликовал книгу «Тренинг эффективности родителя» (Parent Effectivness Training), при напи­сании которой он основывался на принципах Роджерса. В этой книге Гордон пытается научить родителей слушать и говорить с детьми так, чтобы в сознании детей укорени­лась мысль, что они достойны высокой оценки.

Наши рекомендации