Структура индивидуального сознания включает три его составляющие.

Понятие о сознании.

План.

Понятие о сознании.

Структура сознания.

Сознание и бессознательное.

1.Понятие о сознании.Сознание – высший уровень развития психики, присущий только человеку. Его развитие обусловлено социальными условиями. Сознание человека носит всегда целенаправленный и активный характер.

Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга.

Сознание определяет разумное поведение человека, основанное на глубоком понимании законов объективного мира. Важное отличие сознания человека от психики животных заключается в наличии самосознания, т.е. способности познавать не только внешний мир, но и самого себя, свои типичные и индивидуальные особенности. Это открывает возможность совершенствовать самого себя, самоконтроля и самовоспитания.

Психика человека - качественно более высокий уровень, чем психика животных.

Высший уровень проявления психики, свойственный человеку, образует сознание:

- есть высшая, интегрирующая форм психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

- особая форма отражения, которая является общим качеством всех психических функций человека.

- высшая форма психики – результат общественно - исторического формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми посредством языка.

Отличительные признаки сознания.

- обусловлено социальными условиями.

- характерно творческое преобразование действительности

- отражение мира в его существенных связях и отношениях

- прогнозирующий характер деятельности

- наличие самосознания.

2.Структура сознания(по В.В.Богословскому)

1.Первая характеристика дана уже в самом его наименовании: со-знание.

Человек сознательно включает в себя совокупностьзнаний об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания.

2.Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различениесубъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит “ я” человека и его “ не-я”. Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различение. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание т.е. обратить психическую деятельность на самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение “я” от “не-я” – путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

3.Третья характеристика сознания – обеспечение целенаправленной деятельности человека. В функцию сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносится в него необходимые коррективы и т. д.

4. Четвертая характеристика сознания - включение в его состав определенного отношения. В сознании человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений.

Структура индивидуального сознания включает три его составляющие.

Чувственная ткань сознания,по словам А.Н. Леонтьева, «образует чувственный состав конкретных образов реаль­ности, актуально воспринимаемой или всплывающий в памяти. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или мень­шей устойчивости и т.д. ...Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реаль­ность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному со­держанию сознания мир выступает для субъекта как суще­ствующий не в сознании, а вне его сознания - как объек­тивное «поле» и объект его деятельности». Чувственная ткань - переживание «чувства реальности».

Значения- это то общее содержание слов, схем, карт, чертежей и т.п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный исторический путь. В значениях обобщается, кристаллизуется и тем самым со­храняется для последующих поколений опыт человечества. Постигая мир значений, человек познает этот опыт, при­общается к нему и может внести в нее свой вклад. Значе­ния, писал А.Н. Леонтьев, «преломляют мир в сознании человека... в значениях представлена преобразованная и свер­нутая в материи языка идеальная форма существования пред­метного мира, его свойств, связей и отношений, раскры­той совокупной общественной практикой»2. Универсальным языком значений является язык искусства - музыки, танца, живописи, театра, язык архитектуры.

Преломляясь в сфере индивидуального сознания, значе­ние приобретает особый, только ему присущий смысл. На­пример, все дети хотели бы получать пятерки. Отметка «пять» имеет общее для них всех значение, закрепленное соци­альным нормативом. Однако для одного эта пятерка - пока­затель его знаний, способностей, для другого - символ того, что он лучше других, для третьего - способ добиться обе­щанного подарка от родителей и т.п. То содержание значе­ния, которое оно приобретает лично для каждого челове­ка, называется личностным смыслом.

Личностный смысл, таким образом, отражает субъек­тивную значимость тех или иных событий, явлений, действий действительности к интересам, потребностям, мо­тивам человека. Он «создает пристрастность человеческого сознания».

Многие проблемы, связанные с воплощением своих мыслей в слова как раз и связаны с различием между лич­ностным смыслом и значением. Недаром воскликнул поэт: «О, если б без слова, сказать душой было можно!».

Несовпадение личностных смыслов создает трудности понимания. Случаи непонимания людьми друг друга, воз­никающие из-за того, что одно и то же событие, явление имеет для них разный личностный смысл, получило на­звание «смыслового барьера». Этот термин ввела психолог Л.С. Славина. Изучая младших школьников, она искала причины того, почему некоторые дети совершенно невос­приимчивы к воздействиям со стороны педагога. Выясни­лось, что во многом это связано с тем, что предъявляемое к ребенку требование имеет для него совершенно другой личностный смысл, чем для учителя. Например, учитель задает ребенку вопрос, пытаясь понять, что он знает или даже «вытянуть» его на лучшую отметку, а ученик счита­ет, что тот к нему придирается. Учитель ставит отметку, которая кажется ему правильной, а ученик полагает, что к нему несправедливы, и отметка занижена. Конечно, смыс­ловой барьер может возникать не только между учителем и учеником, но и между ребенком и родителями, между взрослыми людьми. Важно то, что при достаточно частом повторении такого взаимонепонимания, смысловой барь­ер может расширяться, захватывать все новые и новые области взаимоотношений, и тогда любые воздействия, идущие, например, от педагога перестают воспринимать­ся. Возникает то, что в житейской психологии, грубо, но точно описывается словами, «как от стенки горох». В рабо­тах Л.С. Славиной описаны конкретные способы профи­лактики и преодоления этого явления.

Все эти составляющие вместе и создают ту сложную и удивительную реальность, которая и есть человеческое сознание.

Наши рекомендации