Плохая успеваемость приводит к кризису самооценки
За этой тревожащей статистикой стоит, я считаю, неопровержимый, хотя и замалчиваемый факт: у мальчиков серьезные проблемы с восприятием себя как учеников.
Несколько получивших широкую огласку масштабных исследований свидетельствуют о кризисе низкой самооценки у девочек-подростков. Они показали, что неуверенность в себе в школе заглушает уникальные голоса девочек, они страдают эмоционально и страдает их успеваемость. И хотя внимание к этой проблеме радует, я боюсь, что оно может привести нас к убеждению, что пока у девочек трудности, у мальчиков все прекрасно, пока девочки страдают от низкой самооценки, мальчики уверены в себе и в своих учебных способностях.
Я считаю, что другой причиной того, что мы не сумели увидеть низкую самооценку мальчиков, является то, что наши тесты на выявление самооценки не дают точных ответов именно о мальчиках. Они задают слишком прямые вопросы о самооценке, такие, как: "Ты думаешь, тебе хорошо дается математика?" или "Как бы ты оценил свою способность читать?" Мальчики в большей степени, чем девочки, склонны отвечать на эти вопросы, исходя из представления о чужих ожиданиях. Другими словами, мальчики знают, какие ответы будут говорить об их уверенности в себе (это го, что диктуется кодексом) и отвечают соответственно.
В исследовании Эдита Нотлмана из Национального института психического здоровья мальчиков и девочек просили оценить их успеваемость в течение переходного периода подростковости. Учителей также попросили оценить их успехи. Больше всего несоответствий между ответом ученика и оценкой учителя было в случаях с мальчиками. Мальчики завышали свои оценки, хвастались и преувеличивали, возможно, потому что стыдились своей учебной слабости. Самооценка девочек, наоборот, были очень близка к учительской. Но существует много способов измерения самооценки, и некоторые из них могут обойти стремление мальчиков бравировать и переоценивать свои способности. Шкала оценки Я-концепции ученика (Self-Concept as Learner Scale), разработанная Уильямом Перки из Университета Северной Каролины, использует непрямые методы оценки образа себя как ученика, то есть показывает, насколько комфортно дети чувствуют себя в школьной обстановке.
Когда Перки провел этот тест с самыми разными учениками - одаренными и ординарными, городскими и деревенскими, в шестом, седьмом и восьмом классах - он обнаружил два важных факта. Во-первых, он заметил, что у всех учеников - одинаково у мальчиков и у девочек - самооценка снижается, как только они достигают середины подросткового возраста, с шестого по восьмой класс. Но он также заметил значительную разницу "учеников мужского и женского пола". На всех уровнях, по всех категориях девочки набирали больше баллов, чем мальчики. Перки попросту показал, что учебная самооценка мальчиков более подвержена риску, чем учебная самооценка девочек.
Джон Фингер, один из аспирантов Перки, провел похожее исследование среди афроамериканских учеников средней школы. Он не обнаружил значительной разницы в самооценке белых мальчиков и афроамериканцев. Однако он заметил, что мальчики-афроамериканцы в целом имели более низкую самооценку, чем девочки-афроамериканки. Иными словами, самооценка скорее связана с полом, нежели с расовой принадлежностью.
Результаты Перки отличаются от выводов широко известной публикации "Обделенные девочки", выпущенной Американской ассоциацией женщин в университетах (AAUW - American Association of University Women). В этой работе утверждается, что у девочек самооценка ниже, чем у мальчиков, в то время как исследование Перки показывает, что именно девочки, а не мальчики, считают себя достаточно умными, чтобы добиться успеха. Перки считает, что причиной несоответствия является склонность мальчиков к бахвальству. По его словам, "мальчики много рисуются, чтобы произвести впечатление на друзей", в то время как девочки "хвалятся меньше, а учатся лучше". Мальчики, подчеркивает он, просто своей бравадой "прикрывают глубоко укоренившуюся неуверенность". Это прикрытие, разумеется, именно то, что я называю маской, механизм эмоциональной защиты, с помощью которого мальчики прячут свой стыд.
Выводы Перки совпадают с моими работами. Я тестировал группу мальчиков, используя методику Куперсмита (Coopersmith Self-Esteem Inventory). Это ряд вопросов, цель которых - определить самооценку ребенка. Я обнаружил, что хотя мальчики в моей группе внешне держались хорошо и их самооценка была по большей части средней, многие из них давали ложно-положительные ответы. Ложно-положительный ответ означает, что внешне ответ на вопрос показывает высокую самооценку, а на самом деле из него проистекает вывод, что подлинные чувства ребенка иные. Когда ребенок дает несколько ложно-положительных ответов в тесте на самооценку, исследователь знает, что ребенок не может, по той или иной причине, отвечать искренне. Не случайно ложно-положительные ответы называют "мерой лжи".
Хотя мальчики в моем тестировании показали среднюю самооценку, не запредельно высокую и не катастрофически низкую, не только многие из них давали ложно-положительные ответы, но количество респондентов, дающих ложно-положительные или защитные ответы значительно возрастало у мальчиков постарше. По восьмибалльной шкале (где 1 означает искренние ответы, а 8 - ложно-положительные) мальчики поднимались все выше и выше по мере взросления. В частности, мальчики 7-9 классов находились в промежутке 1,53 -1,95; десятиклассники получали 2,45 балла, одиннадцатиклассники - 3, и ученики двенадцатого класса - 5.
Это наводит на мысль, что чем старше мальчики-подростки, тем более они склонны показывать свою уверенность в собственной мужественности в ложном свете. Иными словами, по мере взросления у подростков растет потребность говорить, что они соответствуют общественному идеалу "мужской" уверенно сти в себе (даже если внутри они вовсе не чувствуют себя уверенно).
Эта маскировка реальных чувств, которая становится все более распространенной с годами, согласуется с данными исследования профессора Нотлмана из Национального Института психического здоровья. Он исследовал подростков в период перехода в старшие классы, оценивая то, как они сам определяли свои способности и свою самооценку в сравнении с тем, как их характеризовали учителя. "Мальчики,- пишет Нотлман,- постоянно оценивали себя выше, чем их оценивали учителя". Его материалы, как и мои, показывают, что мальчики прибегают к позерству, чтобы избежать стыда, который они могут испытать, если покажут свой страх несоответствия. Вместо того, чтобы принять или выразить свое чувство неуверенности, мальчики "делают хорошую мину". Эта "хорошая мина" обманывает многих взрослых и самих мальчиков, по крайней мере, на какое-то время.
Эти исследования также показывают, что чем дольше мальчики живут в обществе, то есть чем сильнее на них воздействуют его двойные стандарты тендерных ролей и мужественности, тем сильнее они чувствуют, что должны скрывать свое замешательство, "заставить поверить", что они себя ощущают прекрасно, когда на самом деле это не так, и притворяться, что все отлично, хотя на самом деле это не соответствует действительности. Годы идут, и маска стягивает лица многих мальчиков все сильнее и сильнее.
Итак, хотя это не всегда легко заметить, мальчики-подростки, как и девочки-подростки, переживают кризис самооценки, который серьезно угрожает их способности учиться, добиваться целей и быть успешными.