Эмоционально-волевые свойства личности
Воля – обобщенное понятие, обозначающее определенный класс психических процессов, действий, объединенных единой функциональной задачей – сознательным и преднамеренным управлением поведением и деятельностью человека. Воля присуща только человеку, она возникла в процессе коллективного труда вместе с развитием сознания.
Воля – способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы для достижения поставленных целей. |
Воля человека проявляется в действиях (поступках), выполняемых в соответствии с заранее поставленной целью. Особенностями воли, реализуемыми в действиях, являются: осознанная целеустремленность, связь с мышлением (планирование) и движением (активность) (схема 12).
Побуждение к совершению волевого действия |
¯
Представление и осмысление цели действия |
¯
Представление средств, необходимых для достижения намеченной цели |
¯
Намерение осуществить данное действие |
¯ ¯
Решение осуществить Действие | Волевое усилие |
¯ ¯
Привычные решения Решения без основания Осознанные решения | Группы трудностей: · объективные · субъективные |
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРИНЯТОГО РЕШЕНИЯ |
Схема 12. Психологическая структура волевого акта
Основными критериями воли являются осознанность и преднамеренность действий, мобилизация сил. Воля выражается в целеустремленности, самостоятельности, решительности, настойчивости, выдержке и самообладании, дисциплинированности, мужестве и смелости.
Эмоции и чувства – определенный способ отношения человека к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, проявляющийся в форме непосредственного переживания.
В более узком смысле эмоции(от лат. emovere– волновать, возбуждать)–элементарные переживания, выражающие реакцию удовлетворения или неудовлетворения органических потребностей в пище, тепле и т.д. Как психические процессы эмоции и чувства имеют свои особенности: носят субъективный характер, вызывают удовольствие или неудовольствие, успокоение или возбуждение, отражают характер взаимодействия организма со средой, отличаются большим многообразием.На схеме 13 представлены виды эмоций и чувств.
Схема 13. Виды эмоций и чувств
В результате обобщения и конкретизации эмоций формируется особый их вид – чувства. Чувства носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Чувства выполняют мотивирующую роль. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться, хотя в ряде случаев в силу своей специфики не без трудностей. Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие человека.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие компоненты выделяют в структуре личности?
2. Как темперамент и характер влияют на стиль и содержание профессиональной деятельности?
3. Какова роль познавательных процессов личности в достижении профессиональной успешности?
4. В чем проявляются индивидуальные различия в восприятии?
5. Назовите факторы, ослабляющие внимание?
6. Можно ли тренировать память? Какие существуют мнемонические приемы и способы?
7. Какова роль воли в достижении профессиональных целей?
8. Какова роль эмоций и чувств в профессиональной деятельности?