Нейро- и психодинамики у студентов ПГПУ в зависимости от профиля обучения
№ | Корреляции (психологи), N=117 | Показатели учебной активности | |||||||
Показатели | Потенциал активности | Регуляция активности | Реализация активности | Результат активности | |||||
пси | мат | пси | мат | пси | мат | пси | мат | ||
СТП (Система торможения поведения) по Грею-Уиллсону. | -0,33*** | -0,28* | |||||||
САПБ (система активации поведения «борьба») | -0,25** | -0,31*** | -0,21* | 0,26** | |||||
САПП (система активации поведения «приближение») | 0,19* | ||||||||
Пт (психотизм, по Айзенку) | 0,19* | 0,20* | 0,22* | -0,38*** | |||||
Ev(экстраверсия, по Айзенку) | 0,35*** | 0,31** | 0,36*** | 0,24* | 0,42*** | 0,38*** | |||
Nr (нейротизм, по Айзенку) | -0,24* | -0,57*** | -0,45*** | -0,23* | -0,38*** | ||||
Динамичность (по Смирнову) | 0,35*** | 0,24* | 0,57*** | 0,42*** | 0,36*** | 0,55*** | |||
Настойчивость | -0,41*** | -0,59*** | -0,53*** | ||||||
Сенсорная Чувствительность | -0,18* | ||||||||
Эмоциональная Реактивность | -0,39*** | -0,28** | -0,64*** | -0,47*** | -0,41*** | -0,46*** | 0,29** | ||
Выносливость | 0,46*** | 0,21* | 0,53*** | 0,19* | 0,42*** | 0,39*** | |||
Активность | 0,45*** | 0,21* | 0,36*** | 0,37*** | 0,46*** | 0,40*** | |||
Примечание: *** - p > 0,001
** - p > 0,01
* - p > 0,05
Рис. 1. Динамика средних значений показателей учебной активности
У студентов-психологов от I к V курсу обучения
Примечание: УМ- учебная мотивация, ОБМ – обучаемость, УАптц – потенциал учебной активности, КД ндч – контроль действий при неудаче, КД рлз – контроль при реализации, УА регуляция – регулятивный компонент учебной активности, ДИН исп – исполнительская динамика, ДИН творч – творческая динамика, УА дин – динамический компонент учебной активности, УА результат - результативный компонент учебной активности, УА – общий индекс учебной активности
Рис. 2. Динамика учебной активности у студентов
физико-математического профиля от I к V курсу обучения
Примечание: УМ- учебная мотивация, ОБМ – обучаемость, УАптц – потенциал учебной активности, КД ндч – контроль действий при неудаче, КД рлз – контроль при реализации, УА регуляция – регулятивный компонент учебной активности, ДИН исп – исполнительская динамика, ДИН творч – творческая динамика, УА дин – динамический компонент учебной активности, УА результат - результативный компонент учебной активности, УА – общий индекс учебной активности
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ:
1. Компоненты учебной активности статистически достоверно взаимосвязаны
с характеристиками нервной системы и темперамента, что поддерживает нашу Гипотезу 1.
2. Взаимосвязь (по силе и количеству взаимосвязей) учебной активности с нейродинамикой и темпераментом у студентов вуза не имеет выраженной возрастной динамики т.е. достаточно стабильна от 1 к 5 курсу обучения. Эта взаимосвязь также не зависит от специальности обучения.
3.Как у математиков, так и у психологов имеются некоторые общие тенденции в динамике учебной активности. Среди них: а) снижение учебной мотивации от 1 к 5-му курсу обучения; б) рост показателя результата учебной активности от 1 к 5-му курсу обучения.
4. Наряду с общими тенденциями в развитии учебной активности студентов разных специальностей, в этой динамике наблюдаются также статистически достоверные различия.
Так:
1) у психологов ПГПУ:
- от 1-го к 3-му курсу и от 3-го к 5-му курсу обучения наблюдается постепенное снижение учебной мотивации;
- также зафиксирован резкий спад произвольной концентрации внимания на учебных занятиях вопреки возможным соблазнам и препятствиям от 1 к 3 и 5 курсу;
- наконец, от 1 к 5 курсу обучения у психологов отмечается некоторое угасание стремления найти свой вариант решения, свой способ выполнения учебной деятельности.
2) у математиков ПГПУ:
- учебная мотивация студентов математического факультета относительно стабильна на протяжении от 1 к 3 курсу обучения:
- вместе с тем, у них ж к 5-му курсу зафиксирован статистически достоверный е показателя контроля действий при неудачах.
Конечно, следует сделать оговорку относительно того, что наши данные получены не в лонгитюде, а параллельными срезами. Возможно, они могут быть отнесены только к этим конкретным студентам-психологам и математикам. Это необходимо проверить в дальнейших исследованиях.
[1] Более подробно смотри в обновленном пособии «Положение о выпускных квалификационных работах: Методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301 – «Психология» - Пермь, 2012.
[2] Приведено оформление оглавления выпускной работы Солдатовой О.А. (выпуск 2011 г)Оно сгенерировано автором автоматически в течение нескольких секунд. Это возможно при условии предварительной работы по созданию Структуры документа в Режиме структуры текстового редактора Word.
Файл такого структурного макета ВКР студент должен сдать факультетскому руководителю исследовательской практики до 30 марта. Алгоритм создания Структуры документа и его Оглавления содержится в Приложении 7.