Нейро- и психодинамики у студентов ПГПУ в зависимости от профиля обучения

Корреляции (психологи), N=117 Показатели учебной активности
Показатели Потенциал активности Регуляция активности Реализация активности Результат активности
пси мат пси мат пси мат пси мат
СТП (Система торможения поведения) по Грею-Уиллсону.       -0,33***   -0,28*    
САПБ (система активации поведения «борьба») -0,25**   -0,31***   -0,21*   0,26**  
САПП (система активации поведения «приближение»)             0,19*  
Пт (психотизм, по Айзенку)   0,19*     0,20* 0,22*   -0,38***
Ev(экстраверсия, по Айзенку) 0,35*** 0,31** 0,36*** 0,24* 0,42*** 0,38***    
Nr (нейротизм, по Айзенку) -0,24*   -0,57*** -0,45*** -0,23* -0,38***    
Динамичность (по Смирнову) 0,35*** 0,24* 0,57*** 0,42*** 0,36*** 0,55***    
Настойчивость     -0,41*** -0,59***   -0,53***    
Сенсорная Чувствительность             -0,18*  
Эмоциональная Реактивность -0,39*** -0,28** -0,64*** -0,47*** -0,41*** -0,46***   0,29**
Выносливость 0,46*** 0,21* 0,53*** 0,19* 0,42*** 0,39***    
Активность 0,45*** 0,21* 0,36*** 0,37*** 0,46*** 0,40***    
                   

Примечание: *** - p > 0,001

** - p > 0,01

* - p > 0,05

нейро- и психодинамики у студентов ПГПУ в зависимости от профиля обучения - student2.ru

Рис. 1. Динамика средних значений показателей учебной активности

У студентов-психологов от I к V курсу обучения

Примечание: УМ- учебная мотивация, ОБМ – обучаемость, УАптц – потенциал учебной активности, КД ндч – контроль действий при неудаче, КД рлз – контроль при реализации, УА регуляция – регулятивный компонент учебной активности, ДИН исп – исполнительская динамика, ДИН творч – творческая динамика, УА дин – динамический компонент учебной активности, УА результат - результативный компонент учебной активности, УА – общий индекс учебной активности

нейро- и психодинамики у студентов ПГПУ в зависимости от профиля обучения - student2.ru

Рис. 2. Динамика учебной активности у студентов

физико-математического профиля от I к V курсу обучения

Примечание: УМ- учебная мотивация, ОБМ – обучаемость, УАптц – потенциал учебной активности, КД ндч – контроль действий при неудаче, КД рлз – контроль при реализации, УА регуляция – регулятивный компонент учебной активности, ДИН исп – исполнительская динамика, ДИН творч – творческая динамика, УА дин – динамический компонент учебной активности, УА результат - результативный компонент учебной активности, УА – общий индекс учебной активности

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ:

1. Компоненты учебной активности статистически достоверно взаимосвязаны

с характеристиками нервной системы и темперамента, что поддерживает нашу Гипотезу 1.

2. Взаимосвязь (по силе и количеству взаимосвязей) учебной активности с нейродинамикой и темпераментом у студентов вуза не имеет выраженной возрастной динамики т.е. достаточно стабильна от 1 к 5 курсу обучения. Эта взаимосвязь также не зависит от специальности обучения.

3.Как у математиков, так и у психологов имеются некоторые общие тенденции в динамике учебной активности. Среди них: а) снижение учебной мотивации от 1 к 5-му курсу обучения; б) рост показателя результата учебной активности от 1 к 5-му курсу обучения.

4. Наряду с общими тенденциями в развитии учебной активности студентов разных специальностей, в этой динамике наблюдаются также статистически достоверные различия.

Так:

1) у психологов ПГПУ:

- от 1-го к 3-му курсу и от 3-го к 5-му курсу обучения наблюдается постепенное снижение учебной мотивации;

- также зафиксирован резкий спад произвольной концентрации внимания на учебных занятиях вопреки возможным соблазнам и препятствиям от 1 к 3 и 5 курсу;

- наконец, от 1 к 5 курсу обучения у психологов отмечается некоторое угасание стремления найти свой вариант решения, свой способ выполнения учебной деятельности.

2) у математиков ПГПУ:

- учебная мотивация студентов математического факультета относительно стабильна на протяжении от 1 к 3 курсу обучения:

- вместе с тем, у них ж к 5-му курсу зафиксирован статистически достоверный е показателя контроля действий при неудачах.

Конечно, следует сделать оговорку относительно того, что наши данные получены не в лонгитюде, а параллельными срезами. Возможно, они могут быть отнесены только к этим конкретным студентам-психологам и математикам. Это необходимо проверить в дальнейших исследованиях.

[1] Более подробно смотри в обновленном пособии «Положение о выпускных квалификационных работах: Методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301 – «Психология» - Пермь, 2012.

[2] Приведено оформление оглавления выпускной работы Солдатовой О.А. (выпуск 2011 г)Оно сгенерировано автором автоматически в течение нескольких секунд. Это возможно при условии предварительной работы по созданию Структуры документа в Режиме структуры текстового редактора Word.

Файл такого структурного макета ВКР студент должен сдать факультетскому руководителю исследовательской практики до 30 марта. Алгоритм создания Структуры документа и его Оглавления содержится в Приложении 7.

Наши рекомендации