Коллекция миниатюрных объектов
Н.А.САКОВИЧ
Организация кабинета системной песочной терапии
Как только принято решение, что системная песочная терапия – это то, что Вы хотели бы освоить и использовать в практике, пришло время -обустроить рабочее пространство и собирать необходимые материалы.
Многие специалисты объясняют свое невнимание к системной песочной терапии неадекватностью рабочего пространства или недостаточным бюджетом. На самом деле можно начать с минимального пространства и расходов. Основные материалы, которые должны быть - песок, один или два подноса для песка, некоторые миниатюрные объекты, арт и строительные материалы, кувшин для воды, фотоаппарат, маленький стол, и несколько полок или контейнеров для хранения.
Важно познакомиться с книгами и статьями по данной теме. Так же рекомендуется поучаствовать в обучающих мастер-классах или пройти курсы повышения квалификации, способствующие квалифицированному использованию данной психотехнологии. Предпочтительно, чтобы мастер-классы были основаны на личном опыте построения миров в песке, давая возможность испытать себя в роли и клиента и психолога. Освоение будет на более глубоком уровне, если вы участвуете в системной песочной терапии. Это поможет определить, является ли системная песочная терапия подходящим для вас инструментом, дополняющим уже существующие в вашем распоряжении методы.
Подносы с песком
Существует разнообразие типов, форм, и размеров подносов или лотков, которые могут использоваться успешно как емкости для песка. Лучше иметь в своем распоряжении два контейнера. Это важно при использовании клиентом влажного песка, тогда песок в другом останется сухим. У клиента появляется выбор.
М.Ловенфельд использовала прямоугольные подносы, сделанные из цинка, размером 20" x 30" и был 3" (дюймов) в глубину. Подносы Д.Калфф были обычно сделаны из древесины и выровнены металлическим листом или твердой пластмассой. Чтобы моделировать небо и воду, она красила внутреннюю часть подносов в светло синий цвет. Ее лотки имели размеры 50 см (19.5") x 72 см (28.5") и были 8 см (3") в глубину.
У Д. Калфф было много причин для того, чтобы использовать именно этот размер контейнеров. Она чувствовала, что клиенты должны видеть весь мир одним взглядом, не перемещая глаз. Это позволяло клиентам полностью постигать и оценивать свои картины. Каждая область подноса должна была быть легко доступна (в пределах досягаемости рук). Размер сохранялся преднамеренно маленьким, чтобы ограничить место, в котором клиенты могли создавать свои «миры» в безопасности. Д.Калфф (1980) заявляла, что поднос фактически «ограничивает воображение игрока и таким образом действует как регулирующий, защищающий фактор». Д. Райс-Минухин (1992) писал, что «имеющая границы песочница позволяет фантазии клиента быть в этих границах, поддерживаться в определенных рамках и проявляться свободно». Исследования Де Доменико по использованию разнообразных размеров подносов также позволило сделать вывод, что маленькие подносы, которые предлагали М.Ловенфельд и Д.Калфф, помогли клиентам внимательно структурировать свои «миры». Дети играли в них большее количество времени и выражали свои внутрипсихические представления символическим способом более ясно, чем они делали это в больших контейнерах. При использовании песочниц или подносов, достаточно больших размеров, дети меньше удерживали внимание, увеличивалось количество физических движений и расширялась сфера альтернативных игр. По словам Де Доменико (1988), предложенные Д.Калфф размеры подноса создают границы для игрока и игры. Она полагала, что «душа проявляется наиболее полно в ограниченном, безопасном месте».
Наряду с классической формой подноса полезно иметь в кабинете круглые, квадратные и другие лотки с песком. Обычно клиентам предлагается самим выбрать форму подноса, для той или иной специфической процедуры. Бессознательное клиента сделает правильный выбор.
Прямоугольные и квадратные формы отражают противоположности и конфликты более ясно, чем круглые подносы и обычно процесс интеграции в них носит более медленный, естественный характер.
Круглые подносы облегчают сосредоточение на картине. Конфликты и дуальности часто находят места связи в круге. Де Доменико (1988) писала, что сцены в круглых подносах имеют тенденцию быть более идеалистическими и успокаивающими. Круглый поднос может быть предложен клиенту, чтобы способствовать снижению беспокойства и волнения. Если клиент часто выбирает круглый поднос, можно предложить ему поработать в прямоугольном или квадратном, чтобы способствовать усилению темы, связанной с его проблемами.
Подносы из дерева являются наиболее эстетическими и полезными. Его внутренняя часть окрашивается в светло синий цвет, позволяющий моделировать воду и небо, а также создается водонепроницаемая поверхность. Деревянные подносы могут быть сделаны на заказ производителями мебели, школьным столяром, если он имеет опыт по части работы с деревом. Краску лучше выбирать для фасадных работ, так как она обладает наибольшей устойчивостью к воде.
Подносы для песка из различных материалов могут также быть куплены в хозяйственных магазинах или на рынках. Это могут быть пластиковые емкости различной формы и размеров, алюминиевые лотки, ванночки для проявки фотографий и др.
Стоит упомянуть необычную модель подноса для песка, которую предлагают использовать Барбара Лабовитц и Анна Гудвин – комбинация подноса и ящиков для хранения, который как чемодан легко транспортируется. Этот контейнер особенно полезен для психологов, работающих с выездом на места, осуществляющих патронаж на дому, волонтерскую деятельность и др. Это также полезно в маленьких кабинетах, где минимум места для организации системной песочной терапии. Размеры предложенного ими варианта приблизительно 48см х 71 см х 8см (19" x 28" x 3"). На каждой стороне имеются маленькие закрытые ящички 48см х 46см х 8см (19" x 14" x 3") для различных категорий миниатюрных объектов. Песок может быть удален во время транспортации, если заполненный поднос слишком тяжел.
Большинство психологов предпочитают деревянные подносы, но крепкие пластмассовые лотки тоже неплохи в использовании. Они недороги и могут использоваться с применением большого количества воды без страха повреждения или протекания. Лучше выбирать поднос, который светло синего цвета, чтобы моделировать небо и воду. Они не должны быть слишком глубокими, чтобы работать было удобнее.
Опыт работы лучше всего подскажет наиболее необходимые в вашей работе формы и размеры лотков. Для начала можно обойтись только одним классическим подносом.
Столы
Некоторые маленькие дети, а иногда подростки и взрослые предпочитают работать с подносом на полу. Однако большинство клиентов любят сидеть или стоять. Поэтому важно иметь, по крайней мере, один стол, на котором будет стоять поднос с песком. Поверхность должна быть достаточно большой, чтобы поместился кувшин (пластиковая бутылка) с водой, рулон бумажных полотенец, корзинка с объектами, которые клиент выбрал, для размещения в подносе. Стол должен быть относительно талии так высоко, чтобы клиенты могли сидеть или стоять, в то время как создают мир в песке. В идеале стол должен иметь колеса, так как это даст возможность перемещать его в желаемое место.
Защищать поверхность стола или ковра от песка можно с помощью клеенки. Быстрая уборка лучше всего организуется с помощью пылесоса. Дополнительные лотки с песком удобно размещать под столом.
Наиболее удобный вариант размещения подносов с песком – это 2 стола разной высоты, размещенные один над другим и передвигающиеся с помощью колес. Один может иметь высоту, подходящую для детей, другой для взрослых. Так же это удобно в случае использования сухого и мокрого песка.
Если вы проводите песочную терапию не часто, поднос можно закрыть крышкой и использовать как универсальный стол.
Работая в школе, я использовала выдвижные ящики стола для системной песочной терапии. В одном ящике был песок. В другом – миниатюрные объекты. При необходимости, вытащив ящики, вы получаете все необходимое для системной песочной терапии.
Коллекция миниатюрных объектов
Когда Вы начинаете выбирать объекты для Системной песочной терапии, помните, что объекты, которые Вы собираете, будут символическим языком сознательных и бессознательных процессов клиента. Чем больше и разнообразнее объектов в вашей коллекции, тем более богатым и творческим может быть процесс строительства мира у клиента. Каждая используемая миниатюра расширяет символический язык клиента.
Большой выбор миниатюр поощряет клиента исследовать разнообразные возможности, доступные в жизни. При выборе объектов «…ваша цель - ясно показать весь диапазон символов, являющихся жизненным аспектом коллективного, индивидуального, расового, культурного, исторического, духовного, физиологического и эмоционального наследия человечества и планеты» (Де Доменико, 1988).
С другой стороны, некоторые специалисты предпочитают коллекцию простых объектов. Эта позиция объясняется большим пониманием того или иного объекта с точки зрения клиента. Сложные, незнакомые миниатюры иногда запутывают клиента, мешают процессу осознания.
Кроме миниатюр песочный терапевт должен обеспечить кабинет многоцелевыми материалами: тканью, нитками, тесьмой, глиной, пластилином, цветной бумагой и маркерами, чтобы клиенты могли создать свои собственные объекты, создавать то, чего на их взгляд нет в коллекции.
Начните вашу коллекцию с нескольких объектов каждой категории, требуемой в sandplay. «Помните, что Вы не создаете художественную галерею и при этом, не создаете ограниченный мир. Включите в коллекцию то, что отражает Вас; то, что притягивает как магнитом; то, что повергает в скуку; то, что является безвкусным; то, что ужасает; то, что является хорошим и то, что является плохим; то, что является гармоничным и то, что является абсурдным, и т.д.» (Де Доменико, 1988).
В коллекции должно быть достаточно объектов вызывающих отвращение и привлекательных объектов. Это обеспечит клиенту возможность выразить, а затем интегрировать полярности и внутренние конфликты.
Коллекция должна быть представлена объектами различных размеров, цветов, структур и материалов:
- большие и крошечные;
- без цвета и ярких цветов;
- прозрачные и непрозрачные;
- натурально грубые и сделанные из разнообразных материалов: металл, стекло, глина, древесина и пластмасса.
Каждый размер, цвет, структура и материал предоставят возможность уникального значения для клиента, в зависимости от того, что желает выразить в тот момент бессознательное состояние. Часто размер объекта обозначает уровень доминирования.
Естественные объекты: кости, морские ракушки, сосновые шишки, пруты, камни, и т.д. помогут клиенту, когда он чувствует себя неуютно с искусственными миниатюрами или хочет быть ближе к природе. Естественные объекты обеспечат среду, в которой клиент будет чувствовать устойчивость и мир.
Объекты могут быть собраны из разнообразных источников. Естественные объекты могут быть найдены во время экскурсий и поездок. Некоторые предметы, такие как боги и богини, иконы, кресты и т.п. приобретаются в специальных лавках и магазинах. Большинство объектов стоят недорого. Оптовые рынки располагают уникальными, дешевыми предметами. Друзья и знакомые будут с удовольствием находить для Вас фигурки, в которых нуждается ваша коллекция. Если Вы - школьный или дошкольный психолог, дети, родители и педагоги с удовольствием пополнят вашу коллекцию объектами, от которых они готовы отказаться.
Акриловые краски нужны в коллекции для покраски объектов, которые являются бесцветными. Поскольку трудно найти фигуры различных рас и возрастов, с помощью красок Вы можете изменить кожу и цвет волос. Иногда трудно найти металлические объекты. Бронзовая, золотая или серебряная краска могут имитировать металл.
При желании можно организовать работу в трех измерениях. Для этой цели к подносу прикрепляются крючки. Они сделаны из металлической проволоки и позволяют клиентам подвешивать над песочницей такие объекты, как: солнце, луна, самолеты, птицы и др.
Иногда клиенты вводят в процесс их собственные значимые объекты: культурные или религиозные экспонаты, объекты из детства, фотографии и многое другое. Например, одна девушка на каждую сессию приносила с собой новую фигурку дельфина, которую ставила в поднос. В процессе ее работы получилась целая коллекция дельфинов. Другой клиент, использовал в подносе свою коллекцию миниатюрных игрушек из детства, выстраивая отношения с матерью.
Когда Вы начнете собирать коллекцию объектов для системной песочной терапии, ваш взгляд на мир начнет изменяться. Почти все, что Вы будете видеть, будет потенциальным объектом системной песочной терапии. Всякий раз на экскурсии, в отпуске, на каникулах, или просто в воскресный день на рынке обращайте внимание на интересные с точки зрения характера, символической нагрузки и фактуры объекты. На отдыхе в лесу или на море порой можно найти очень много интересных и многофункциональных предметов.
Категории объектов
В системной песочной терапии используются миниатюры различных категорий. Практики системной песочной терапии предлагают различные варианты классификаций объектов. Так как это достаточно обширный список, только Ваш бюджет, возможности пространства кабинета и потребности клиентов определят количество и вид объектов, которые Вы выбираете. По крайней мере, в коллекции должно быть хотя бы несколько объектов из каждой категории.
Люди
Люди часто используются как символы реальных индивидуумов в жизни клиента или как символы значимых лиц, имеющих на него влияние (агрессивные или любящие). Люди также символизируют аспекты индивидуальности клиента.
В категории людей должны быть представлены миниатюры разных полов, рас, культур и возрастов, цветов и размеров. Меньшие по размеру фигуры должны вписываться (соответствовать по размеру) в игрушечные туалеты, кровати и ящики. Так же важно наличие таких групп, как: родитель и ребенок, пары (мужчина и женщина), семьи, влюбленные или свадебные пары.
Миниатюры могут быть стеклянными, глиняными, фарфоровыми, металлическими, деревянными, резиновыми или пластмассовыми. Они должны быть цветными и неокрашенными, прозрачными и непрозрачными. Хорошо, если в коллекции будут представлены безликие, аморфные и гермафродитные (бисексуальные) фигуры. Клиенты смогут приписывать им широкое поле разнообразных значений. Подавленные клиенты в начале работы часто используют бесцветных (деревянных, глиняных) или серых (оловянных солдатиков) людей в своем подносе и затем постепенно появляется цвет.
Миниатюры этой категории должны так же различаться по возрасту: младенцы, дети, подростки, взрослые, старики и беременные. Символами смерти, несчастных случаев и болезни могут быть скелеты, черепа, зомби, гробы или саркофаги. Удостоверьтесь, что фигуры представляют весь диапазон человеческих эмоций: кричащие люди, хмурящиеся, улыбающиеся, смеющиеся и т.п. К сожалению, большинство фигур имеет очень небольшую экспрессию.
Такие объекты, как: одежда, инструменты и др. - предметы, относящиеся к группе людей, размещается как подкатегория, смежная с людьми. Сюда же войдут: орудия труда, музыкальные инструменты, спортивный инвентарь, символы профессий, символы власти (корона, держава) и т.п.
Важно наличие в коллекции дубликатов фигур, чтобы представить близнецов, триплеты, группировки, и т.д.
Включите в коллекцию фигуры людей из разных исторических периодов (древние, средневековые и т.п.), а так же мифологических (полуживотных, чудовищ, мутантов, гуманоидных существ, героев мультиков и научной фантастики, сказок, современного кино и книг). Такие фигуры, как Супермен, Спайдермен, Рейнджеры могут быть символами внутреннего сражения добра и зла, внутреннего конфликта. Психологу, работающему в системной песочной терапии важно знать историю и характеры современных героев, популярных среди детей и подростков. Кроме этого не менее важны гиганты, карлики и гномы, волшебники, ведьмы, феи, Дед Мороз и др. Взрослые клиенты часто используют точные копии известных скульптур или статуй, таких как «Весна» Родена, статуя Свободы и др. отражающие их состояние.
Для отражения войны или борьбы в коллекции людей должно быть достаточно большое количество солдатиков разных армий, индейцы и ковбои, космонавты и инопланетяне. Солдаты могут быть пешими или сидящими на лошадях, ранеными, стреляющими и т.п. К этой категории людей необходимо иметь оружие (копья, мечи, пистолеты и др.), а так же объекты порабощения (цепи, наручники, веревки и др.).
Отдельно в этой категории можно расположить фигуры людей, относящихся к религиозным и духовным культам: христианина, буддиста, индуса, иудея, мусульманина и т.д. Рядом с этими фигурами расположите ангелов, изображения или фигуры Марии и Иисуса, святых, священников, Шиву, Будду, древних богинь и богов, а так же религиозные объекты: крест, четки, африканскую маску, звезду Давида и др.
Сломанные фигуры людей тоже станут важной частью коллекции. Много клиентов чувствуют себя «сломанными», поврежденными и они обратят свое внимание именно на эти фигуры.
Животные
Животные могут символизировать интуитивную жизнь и инстинкт, а так же отражают различные аспекты характера человека. Например, лев может отражать сильную и агрессивную сторону, а ягненок - уязвимую сторону клиента. Однако важно помнить, что люди разных культурных традиций могут испытывать разные чувства, связанные с животными.
В категорию животных входят: животные различных размеров, цветов, пола, возраста, пород. По фактуре они должны быть от мягких и пушистых до твердых и гладких.
В группу хищных животных должны обязательно войти: динозавры, тигры, львы, волки, медведи, змеи, акулы, пауки. Хорошо, если животные будут представлены в агрессивных и мирных позах. В группу травоядных: большое количество обезьян и лошадей. Подростки любят использовать в своих подносах разных насекомых, вызывающих ужас и отвращение. Это может быть связано с экзистенциальными переживаниями и обращению к своим теневым аспектам.
Важное место в вашей коллекции займут домашние животные. Хорошо иметь несколько фигур котов, кошек, попугайчиков и т.п. Отдельно можно расположить мифологических животных: драконов, единорогов, Минотавра, Феникса, Покемонов, Микки-мауса и др.
Чтобы создать приближенную к реальности картину клиенту понадобятся гнезда для птиц, клетки или заборы для зоопарков, пещеры и др. Можно использовать еще сети (капканы, силки), чтобы клиент мог показать ситуацию охоты. Часто клиенты используют натуральные перья птиц, кости животных, яичную скорлупу, когти, мех, ракушки, морскую звезду, кораллы, окаменевших животных и др.
Растения
Растения для многих людей символизируют цикл жизни, силы жизни, смерть и восстановление. Сезоны (поры года) напоминают нам об изменяющихся качествах физического мира.
В эту группу входят растения: морские, горные, тропические, пустыни и той местности, где вы живете. Объекты должны отразить все аспекты цикла жизни растения от семени до умирания. Это могут быть естественные и искусственные формы.
Естественные формы: пруты, веточки интересных форм, ветки имеющие шипы, ветки с плодами, высушенные цветы, листья и сорняки, мох, лишайники на камнях и прутах, стручки, зерно и семена, сосновые шишки и каштаны. Можно использовать и живые растения, посаженные в маленькие емкости, а так же живые цветы. Цвет, аромат цветов и вечнозеленых растений часто вызывают у клиентов воспоминания специфических мест и событий. Используйте свежие веточки ели или сосны. Эти растения часто являются ресурсными для клиентов.
Искусственные растения: кусты, комнатные растения, кактусы, вечнозеленые и пальмы в различных стадиях их жизни. Бутоны и мертвые растения, плоды и цветы, весенние и осенние деревья, декоративные и плодовые деревья, овощи и фрукты. Шелковые и пластмассовые цветы различных цветов и размеров так же как серебряные, бронзовые и золотые цветы, деревья, кусты и листья используются в создании волшебных миров. Сюда же можно отнести и Рождественские елки.
Полезные ископаемые
Металлы и драгоценные камни могут символизировать стабильность, постоянство, основательность и защиту. Для некоторых клиентов ограненные подобно драгоценному камню минералы символизируют душу. В процессе постоянной работы над собой, не имеющий формы грубый камень превращается в сокровище, драгоценный камень.
Представленное на полках разнообразие камней, металлов и драгоценных камней (искусственных драгоценных камней) различных размеров, цветов, форм, структур, и материалов поможет клиентам отобразить различные пейзажи. Это могут быть: простые и экзотические камни, камни, которые содержат отверстия или окаменелости, жеоды, полированные куски скалы, кристаллы (отдельный и группы), полудрагоценные камни, такие как аметист, тигровый глаз и др. В отдельной емкости можно расположить собрание небольших обработанных минералов, относящихся к знакам зодиака. Многие клиенты находят в таких минералах ресурс, защиту и поддержку
Здания
Для людей здания часто имеют большое значение. Например, дом может быть символом убежища и защиты или уединения. В расширенном масштабе, дом может быть символом самости.
Объекты этой категории должны быть сделаны из различных материалов и иметь отношение к различным культурам: вигвамы, деревенские избы, замки, крепости, пещеры, космические станции, сараи, магазины, церкви, школы, тюрьмы, больницы, детские площадки, маяки и пирамиды. Важно иметь поврежденные и разрушенные дома и здания. Это может быть символом пережитого бедствия или чувств саморазрушения.
Домашняя обстановка должна быть представлена: столами, стульями, кроватями, туалетами (горшок и унитаз), электробытовыми приборами, инструментами и орудиями для прополки, уборки и ремонта.
Кроме этого понадобиться достаточно большое количество заборов (символ защиты и отгороженности), ворота, мосты, столбы, арки, светофор и др.
Транспорт
Транспорт может быть метафорой для психофизиологического состояния клиента. Транспортные средства могут символизировать движение и изменение. Они могут представлять контроль (самоуправление), свободу, спасение и власть в жизни клиента.
Эта категория включает в себя все виды транспорта, а так же поврежденные транспортные средства.
Наземные транспортные средства: автомобили, грузовики, автобусы, такси, сельскохозяйственная техника, телеги, велосипеды, мотоциклы, салазки, фургоны, поезда, трамваи, почтовые дилижансы, фургоны, колесницы, пожарные машины, полицейские автомобили, санитарные машины, танки и другие бронированные военные транспортные средства.
Водные транспортные средства: гражданские и военные суда, лодки, теплоходы, каноэ, плоты, субмарины, авианосцы и линейные корабли.
Воздушные транспортные средства: реактивные самолеты, истребители, гидросамолеты, вертолеты, воздушные лайнеры, воздушные шары и космические суда.
Разное
Эта категория включает те предметы, которые не легко отнести в какую-либо категорию.
Планетарные символы иногда представляют взаимодействие всех фундаментальных сил вселенной и природы. Это солнце, луна, земля и другие планеты, звезды, снежинки и радуга. Чтобы установить эти объекты могут использоваться специальные крючки, прикрепляемые к краю песочного подноса.
Рефлексивные объекты, такие как зеркала, могут символизировать правду, самореализацию, мудрость, душу и готовность к самоотражению (саморефлексии). Зеркала должны иметь различную форму. В дополнение к зеркалам можно использовать стеклянные или хрустальные шары и сферы.
Освещающие объекты: свечи различной формы и подсвечники, электрические фонарики или маленькие масляные лампы. Свет часто символизирует проявление божественного, способного рассеять зло и силы темноты. Свет передает правду, славу, блеск, и радость. Для свечей понадобятся спички (лучше каминные).
Ароматические объекты: старые бутылки с остатками духов, набор арома-масел, арома-лампа, веточки ароматных трав и сухие лепестки цветов, лаванды и мяты Обоняние, так же как и визуальный образ или звук, является важным для полноты описания жизненной ситуации клиента.
Символы зависимостей и привычек: сигареты и пустые пачки, маленькие пустые бутылки из-под алкогольных напитков, шприцы и иглы, пластиковые имитации пилюль и таблеток. Зависимости и вредные привычки - часто центральные элементы в подносе клиента. Клиенты имеют право ввести в песочную картину любые специфические предметы, отражающие их актуальное состояние.
Символы коммуникации: крошечные книжечки, блокнотики, ручки, карандаши, телефоны, телевизоры, фото и видеокамеры, компьютеры и др. Мы живем в эпоху всеобщей информатизации и коммуникации. Данные символы могут стать носителями информации, которую клиент будет постепенно открывать.
Хорошо иметь в коллекции различные контейнеры и емкости. Они обеспечат специальное место для тайн и сокровищ, либо ограничат что-либо, помещенное в них. Некоторые контейнеры должны быть водонепроницаемы, так как некоторые клиенты захотят создавать бассейны или озера не в песке, а в специальной емкости.
В коллекции должны быть объекты, связанные с питанием. Продукты символизируют ресурс, любовь и подпитку. Это - плоды, овощи, сыры, молоко, мясо и хлебные злаки, сладкие и соленые пищевые продукты, пицца, леденец и печенье. В некоторых источниках рекомендуют иметь настоящие конфеты или леденцы на палочках (они не портятся) и в процессе работы над подносом позволять клиенту съедать их. Реальный вкус может увеличить смысл терапевтической работы. Например, работая над очередным подносом, клиентка, молодая девушка, использовала принесенные с собой мандарин, яблоко и вафлю. Фрукты располагались по центру подноса (яблоко в центре, вокруг дольки мандарина), вафли в корзинке в области будущего. В процессе строительства мира девушка надкусывала яблоко, возвращая каждый раз его на место, постепенно съедала вафли. Она буквально на глазах психолога «осваивала» свои внутренние ресурсы.
Иногда клиенты не могут найти объекты, которые полностью отражают то, что они желают изобразить. Если предложить клиентам различные материалы, то многие из них создадут свои собственные миниатюры. Процесс работы над образом сам по себе целителен. Клиент фактически преобразует свой мир своими руками. Необходимые для этого материалы: бумага различных цветов, пластилин, глина, нити (разной фактуры), ткани, блестки, конфетти, куски меха, поролон, карандаши, ножницы и клей. В процессе создания миниатюры можно уточнить у клиента, какие еще материалы ему понадобятся.
Кроме этого, для просеивания песка понадобиться решето. Маленькие части природных объектов (крупа, лепестки цветов, ракушки и др.), оставшиеся после работы, должны быть удалены до использования подноса с песком, следующим клиентом. Решето иногда используется клиентами, чтобы просеять песок сверху на свой созданный мир (эффект песчаной бури или эффект пепла). В процессе выбора фигур клиенту понадобиться корзинка или другая удобная емкость для сбора понравившихся объектов. Барбара Лабовитц (2000) рекомендует так же иметь в кабинете словарь символов, который клиент может использовать самостоятельно (по желанию) для разъяснения значения объекта.
Предложенный список объектов обширен и представлен для того, чтобы описать разновидности предметов, которые будут постепенно добавляться в коллекцию. Системная песочная терапя может быть эффективна даже с несколькими объектами в каждой категории. Символический язык объектов – это подарок для психолога и клиентов. Каждая миниатюра, которая добавляется к коллекции, расширяет возможности экспрессии клиентов. Собирая предметы экспериментируйте с ними. Строительство собственных подносов с новыми объектами дает глубокое понимание их возможностей. «Накопление миниатюр для Системной песочной терапии - не просто сосредоточение важных символов. Это - отражение отношений индивида (психолога) к этим символам». Помните, «…коллекция растет и изменяется вместе с Вами. Через Ваше самоисследование формируется и Ваша коллекция. События и опыт, происходящие с Вами в процессе накопления, столь же важны, как и то, что находится в коллекции» (Hegeman, 1992).
Есть несколько способов размещения коллекции миниатюрных объектов. Объекты должны быть размещены по категориям, чтобы облегчить выбор и свободный доступ для клиентов. М. Ловенфельд (1935) полагала, что клиент не должен быть поражен разнообразием выбора объектов. В своей работе с детьми, она обнаружила, что самая удовлетворительная форма хранения - это ящики с крышками. М.Ловенфельд предпочитала, чтобы один ящик закрывался полностью, перед тем как позволить другому открываться. Таким образом, уменьшалась возможность гиперстимуляции. С другой стороны, Д. Калфф, подобно другим юнгианским аналитикам, использовала открытые полки. Миниатюрные объекты (вся коллекция) сгруппированы по категориям и расставлены на полках.
Открытые полки с объектами привлекают клиентов и поэтому им легче предложить песочную терапию. Объекты активизируют любопытство и творческий потенциал каждого. Чтобы полки с фигурками не отвлекали клиента в процессе построения мира, рекомендуется располагать стол с подносом и полки в разных частях кабинета. Если Вы часто работаете с маленькими детьми, клиентами с дефицитом внимания, вариант хранения объектов в закрытых ящиках М. Ловенфельд более адекватный. Так же можно установить на открытые полки роллеты или прикрепить занавески, позволяющие при желании закрыть объекты.
Наравне с открытыми полками удобно использовать контейнеры для хранения мелких или многочисленных объектов (бусинок, ракушек, маленьких камушков, цветов и др.). Контейнеры размещаются так же на полках и остаются открытыми, чтобы объекты были видимы.
Если говорить о размерах полок, то в идеале они должны быть не глубже чем 10-15 см. Ограниченная глубина позволяет клиентам выбирать и заменять миниатюры с меньшим количеством рассредоточения внимания на окружающие объекты. Это также позволяет клиентам полностью видеть объекты.
Большинство объектов имеет размер 8-10 см. Их можно располагать на средних полках Объекты большего размера удобно расположить на нижних полках. Если ваш стеллаж высокий, то необходимо иметь табурет для детей, не достающих до верхней полки.
Чтобы ограничить беспорядок и способствовать легкому поиску необходимого объекта, фигурки одной и той же категории должны быть расположены вместе.
Рабочее пространство
Некоторые специалисты, использующие песочную терапию, предпочитают иметь отдельную комнату, где располагается поднос с песком и коллекция миниатюр. Это делает процесс системной песочной терапии независимым и интимным. Особенно это актуально для психологов, которые имеют отдельную игровую комнату.
Расположение подноса и миниатюр открыто в кабинете психолога с одной стороны может быть отвлекающим фактором. Например, при проведении диагностических или консультационных процедур. С другой стороны, вопросы на тему: «А что это у Вас?» со стороны клиентов могут стать началом процесса системной песочной терапии.
В реальности выбор расположения песочницы у большинства психологов ограничен. Если Вы - один из немногих, кто хочет организовать отдельную комнату для игр и системной песочной терапии, разместите полки вдоль стен. Поднос с песком располагается в отдельном, свободном от полок углу или в центре комнаты. В игровой комнате должно быть как минимум два стула. Если возможности отдельного помещения нет, песочницу можно располагать в углу кабинета, накрывая ее крышкой. Фигурки можно хранить в ящиках стола. Тот же ящик стола может стать вынимаемой, в случае необходимости, песочницей.
Для протоколирования работы вам понадобиться фотоаппарат. О том, что вы будете фотографировать песочную картину, зарисовывать ее, записывать комментарии клиент должен быть предупрежден заранее. Он может использовать свой фотоаппарат, если хочет сохранить результат своей работы на память. Так же и психолог может по договоренности делать 2 фотографии: для протокола и для своего клиента.
Если ребенок или взрослый хотят работать с песком на полу или перенести поднос в другой угол они могут это сделать, потому, что основной принцип такой работы – «Никаких правил не существует!». Психолог должен идти за потребностями клиента, прислушиваться к его пожеланиям. Игра с подносом на полу склонна поощрять регрессивное поведение в клиентах. Если клиент выбирает пол, не забудьте присоединиться к нему так, чтобы двое из вас находились на равном уровне. Понимание такой позиции может дать рассказ Герберта Уэлса «Игры на полу».
Эти руководства - только рекомендации, основанные на практическом опыте и анализе литературы. Используйте варианты, наиболее полно соответствующие Вашим потребностям и потребностям клиентов. Главное – держать рабочее пространство опрятным и организованным. Легче чувствовать внутренний порядок, когда поддерживается внешний.
Фотоаппарат
Фотокамера должна быть в наличии на всех процедурах системной песочной терапии. В большинстве случаев фотографируются только законченные песочные картины. Если клиенты желают, они могут принести на занятие свой фотоаппарат и самостоятельно сделать снимок своей картины.
Фотографирование процесса построения мира в песке может мешать клиенту. Поэтому при необходимости съемки процесса работы над песочным миром, такая возможность согласовывается с клиентом.
Обычно снимок делается после построения и обсуждения песочной картины, иногда после того, как клиент уйдет. Для этой цели лучше всего использовать 35mm фотокамеру.
Песок и Вода
Песок и вода являются очень символическими и соединяют людей с планетой Земля. Водные потоки очищают и восстанавливают жизнь. Часто вода является символом бессознательного состояния и эмоций. Так же это метафора женского, плодовитости и «фонтана» жизни. Вода - источник всех возможностей. Песок часто символизирует землю. Дети и взрослые часто подсознательно работают или играют на земле, чтобы ощущать себя в физической реальности. Земля это женский символ, она обеспечивает питание, плодовитость, и любовь. Согласно Де Доменико, «Песок - основа для создаваемого мира. Песок поддерживает, скрывает или уничтожает образы в подносе» (1988). Песок и вода помогают людям регрессировать к ранним детским воспоминаниям. Эти элементы способствуют индивидуации. В зависимости от того, является ли песок влажным или сухим, мир сохраняет форму вещей, или течет и изменяется бесконечно.
Песок выбирается тщательно. Различный песок, его структура вызывают уникальные чувства. Чем мельче песок, тем лучше. Более мелкий песок обычно успокаивает и имеет тенденцию вызывать более глубокое измененное состояние, чем крупный песок. У некоторых клиентов крупный песок вызывает тревогу. Грубый песок более основателен. По возможности, в кабинете системной песочной терапии должно быть несколько видов песка, из которых клиенты могут выбрать. Они могут использовать более мелкий песок на первой процедуре и более грубый, на следующей, в зависимости от своего эмоционального состояния.
Можно наполнить поднос смесью из нескольких сортов песка. Преимущество такой песочницы состоит в том, что она позволяет клиенту быстро регрессировать к детству. Недостаток – в том, что часть песка является очень мелкой и поэтому очень пыльной. Такая пыль представляет проблему для людей с аллергиями.
Де Доменико говорила о важности цвета при отборе песка. Если у Вас в кабинете больше чем один поднос, можно использовать несколько цветов песка. Естественные цвета песка это: от светлого до темного бежевого, белого, черного, красного граната, зеленого и коралла. Различные цвета вызывают различные чувства. Клиент выберет цвет согласно своей потребности.
Хорошо иметь в кабинете ресурс песка, на случай, если клиент захочет использовать в песочнице больший объем или наоборот уменьшить уже имеющийся. Хранить песок для этих целей можно в пластиковых мешках или ведрах. Детская лопатка поможет Вам и Вашему клиенту регулировать объем песка в песочнице. Кроме того, в кабинете должен быть большой кувшин чистой воды. Обычно он располагается рядом с подносом так, чтобы клиенты могли увлажнять поднос, опрыскивать, просто лить воду или заполнять водой контейнеры. Так же понадобиться распылитель для воды или водяное оружие.
Некоторые клиенты хотят играть только с песком или с песком и водой. Доверяйте бессознательному процессу вашего клиента, чтобы выбрать материал, которым он должен манипулировать, решая свои проблемы.
Итак, место для системной песочной терапии должно быть оборудовано:
• Подносы с песком: один, два (один для сухого, и один для влажного) или больше. Размер: 50х72х8 и другой (побольше) для работы с семьями и парами. Форма: классический прямоугольный, для развивающих занятий - квадратный, круглый (возможны другие варианты). Материал: древесина, металл или пластмасса со светло синим дном и внутренними сторонами.
• Столы: один или больше. Размер достаточно большой, чтобы расположить на нем подносы, воду и объекты. Высота: возможна различная высота, если стол только один, то он должен быть на уровне талии.
• Оборудование для коллекции символов: открытые полки, контейнеры для хранения, ящики в столе.
• Рабочее пространство: отдельная зона системной песочной терапии в кабинете психолога или кабинет системной песочной терапии, опрятный и профессионально организованный.
• Песок и вода: белый или естественный кварц, черный, красный, и т.д. Кувшин чистой воды для увлажнения песка и мытья рук.
• Другие материалы: миниатюрные объекты и материалы для строительства; салфетки или полотенце для рук, емкость для воды; непромокаемый брезент или клеенка, чтобы защитить пол и поверхность стола; фотоаппарат.
• Миниатюрные объекты
- Соберите несколько объектов из каждой категории.
- Объекты должны вызывать отвращение или быть привлекательными.
- Диапазон размеров, цветов, структур, и материалов достаточно широк.
- Должны быть дубликаты объектов.
- Объекты должны быть аморфные и определенные.
- В коллекции должны быть натуральные (естественные) и искусственные предметы.
- Создайте рисунки объектов, которые не смогли найти или предложите клиентам в процессе создать недостающие миниатюры.
- Инициируйте клиентов к тому, чтобы ввести подходящие личные объекты в процесс системной песочной терапии.
• Многоцелевой материал: нитки, пластилин, глина, конструктор, бумага, ткань, конфетти, ножницы, клей, емкости для воды, сито, маленькие корзинки для фигур, словари символов.
• Где взять миниатюрные объекты для коллекции: елочные и кондитерские украшение, «блошиные» рынки, специальные и игрушечные магазины, старые игрушки и статуэтки ваших знакомых и друзей, китайские наборы миниатюр в ларьках на рынках, магниты на холодильник, брелоки для ключей, старая сломанная бижутерия, наборы глиняных нецке, киндер-сюрпризы, различные природные материалы (камни, ракушки, перья, шишки и др), которые можно найти в природе или купить в цветочном магазине.
• Категории объектов: люди, животные, растения, полезные ископаемые, строения, транспорт, разные объекты.