Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. 5 страница
Наблюдение
Под наблюдением подразумевается восприятие поведения людей с последующей фиксацией происходящих событий. Психолог при этом не вмешивается в действия людей, за которыми он наблюдает. Иногда наблюдение необходимо производить незаметно, поскольку поведение людей может измениться, если им станет известно, что за ними наблюдают.
Запись результатов наблюдений должна быть строго фактологической. Психологи просто фиксируют то, что видят и слышат, не делая никаких выводов и никак не интерпретируя происходящее. Например, если кто-то смеется, психолог просто отмечает сам факт смеха. При этом не выдвигается никаких предположений о причине этого смеха. С помощью одного лишь наблюдения нельзя определить, был этот смех вызван чем-то забавным, чувством радости и удовольствия, нервозностью или попыткой скрыть страх.
Наблюдение: целенаправленное, обусловленное определенными задачами восприятие психических явлении. Метод наблюдения — самый важный метод в работе психолога.
Внимание! Остерегайтесь поспешных заключений, сделанных на основе одних лишь наблюдений. Просто наблюдаемое поведение объяснению не поддается, поскольку наблюдение само по себе никакой интерпретации не предполагает. Допустим, вы заметили, что в некоем городе большинство мужчин предпочитают носить бороду. Исходя из этого вы можете сделать только тот вывод, что в этом городе много бородатых мужчин. Причин этого явления может быть множество. Быть может, бороды в моде, или женщины предпочитают бородатых мужчин, или бритвы дороги. А может быть, всех этих мужчин пробуют на роль Санта-Клауса. Перечень возможных причин может занять все оставшееся место в этой книге. Допустим теперь, что вы увидели, как женщина поднимает бумаги на столе и смотрит, что под ними. Затем она вытирает стол ладонью. Какое на этом основании можно сделать заключение? Ищет ли она какой-либо мелкий предмет, стирает пыль или пятно? Если вы хороший наблюдатель, то вы воздержитесь от каких-либо выводов. Вы просто отметите то-то и то-то в ее поведении.
Упражнение 1.3
Не приходилось ли вам слышать анекдот про психолога и лягушку? Психолог наблюдает за реакцией лягушки на звон колокольчика. Экспериментатор звонит в колокольчик, лягушка подпрыгивает. Психолог тут же записывает, что лягушка подпрыгнула. Затем ученый отрезает одну из лапок лягушки и снова звонит в колокольчик. Лягушка подпрыгивает. Вторая лапка отрезана, и колокольчик опять звенит. Психолог снова отмечает прыжок лягушки. Затем он отрезает третью лапку. Лягушка снова подпрыгивает в ответ на звонок. Экспериментатор регистрирует ее поведение. Наконец психолог отрезает четвертую лапку и опять звонит в колокольчик. Лягушка не двигается. Психолог записывает: «После отсечения четвертой лапки у лягушки слабеет слух».
Подвергните критике заключение психолога, опираясь на только что пройденный материал.
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Метод анализа конкретных ситуаций
Изучение конкретной ситуации или конкретного случая подразумевает всестороннее исследование: использование тестов, изучение биографий, проведение собеседований и т. п. Метод анализа конкретных ситуаций* используется, главным образом, психотерапевтами и психологами-исследователями. Также часто применяется при отборе кандидатур на ответственную должность. Это очень дорогостоящий метод, требующий много времени и сил. Проводится в несколько приемов.
* Название метода конкретных ситуаций происходит от англ. «case study» — «изучение случая»; в медицинской практике этому термину соответствует понятие «анамнез» — обстоятельный анализ личности на основе тестов, изучения биографии и собеседования. (Прим. ред.)
Рис. 1.2. Иной раз при наблюдении трудно удержаться от поспешных выводов.
Психологи, как правило, начинают с изучения биографических данных, имеющих непосредственное отношение к проблеме. Если объектом исследования является ребенок, психологи обычно беседуют с его родителями, а также с учителями и другими лицами, хорошо знающими ребенка. Затем, после устного опроса самого обследуемого, приступают к обширному тестированию. Тесты назначаются в зависимости от типа проблемы, уровня умственного развития, способностей, успехов, особенностей восприятия и черт характера тестируемого. Для выработки рекомендаций, помогающих справиться с проблемами, используются оценки результатов тестов, биографические данные и информация, полученная в результате собеседований. Рекомендации могут включать в себя предложения применить ту или иную форму психотерапии, сменить место учебы или работы, избрать новое направление занятий на досуге или уделить больше внимания общению с друзьями, знакомыми или членами семьи.
Внимание! Метод анализа конкретной ситуации позволяет выявить весьма ценную информацию о человеке, проходящем обследование. Однако, поскольку каждая личность уникальна, нельзя применять результаты, полученные при обследовании одного человека, к другим. Например, если некий Бильбо, будучи ребенком, еженедельно посещал концерты и у него развился значительный интерес к сочинению музыки, то из этого вовсе не следует, что другие дети, еженедельно посещающие концерты, тоже захотят сочинять музыку. Точно так же по-разному реагируют дети на алкоголизм родителей, семейные ссоры, жестокое обращение со стороны взрослых и прочие экзогенные влияния.
Опрос: метод изучения поведения определенных групп людей.
Опрос
Вас когда-нибудь спрашивали по телефону, какую программу телевидения вы в данный момент смотрите? Или, быть может, вы находили приложенные к купленному бытовому прибору опросные листы? Подобные анкеты могут содержать вопросы совершенно неординарные: вас могут спрашивать и о том, сколько ванных комнат в вашем доме, и о том, сколько времени вы тратите на отдых. И в том и в другом случае это означает, что кто-то проводит опрос общественного мнения. Быть может, вы попробуете теперь вспомнить, как вы ответили на эти вопросы, если и вообще отвечали на них. Целью социологического опроса.является определение предпочтений в поведении больших групп людей. Конечно же, опросить каждого человека невозможно, поэтому психологи работают только с определенной выборкой. Выборка может включать в себя половину опрашиваемой группы или всего лишь 5-10 %.
Если выборка охватывает лишь небольшую часть группы, то отбор должен производиться особенно тщательно. Должны быть приняты все меры предосторожности, для того чтобы выборка обладала теми же существенными свойствами, что и вся группа, которую эта выборка представляет. Например, администрация колледжа хочет выяснить отношение студентов к тенденции преподавателей завышать оценки. Допустим, администрация намерена опросить только 10 % студентов. В таком случае если в колледже обучается равное количество студентов мужского и женского пола, то этот факт следует учесть при составлении выборки. Подобным же образом выборка должна учитывать распределение студентов по уровням академической успеваемости и возрастным группам. Еще более важно, чтобы оценки студентов, попавших в выборку, отражали соотношение отличников, троечников и двоечников по всему колледжу в целом.
Возьмем для примера колледж со стобалльной системой оценивания успеваемости и предположим, что график распределения оценок представляет собой нормальную кривую, как показано на рис. 1.4, хотя в действительности такое идеальное распределение бывает весьма редко. Тем не менее предположим (для простоты), что большая часть студентов колледжа со стобалльной системой оценивания имеет баллы в пределах от 60 до 80. При этом одинаковое число студентов имеют
Выборка: группа людей, отобранных для опроса согласно определенным характеристикам.
Кривая нормального распределения Кривая, имеющая вид колокола
Репрезентативная выборка: группа людей, в которой равномерно представлено все исследуемое сообщество.
«А сейчас отвечайте со всей серьезностью.
Ваш ответ будет представлять мнение миллионов.»
Рис. 1.3. Остается лишь надеяться, что эта женщина отобрана при помощи тщательно продуманной процедуры.
баллы от 80 до 90 и от 50 до 60, и лишь очень немногие имеют баллы выше 90 или ниже 50. Выборка должна давать то же самое распределение баллов, дабы являться репрезентативной, то есть равномерно представляющей все типы учащихся (см. рис. 1.5).
Помимо тщательного отбора студентов, администрация должна быть очень внимательна и при формулировке вопросов. Студенты действительно могут считать, что их знания оцениваются слишком снисходительно. Однако они также могут опасаться, что их оценки в будущем снизятся, если они признаются администрации в своих истинных чувствах. Кроме того, исследователи давно пришли к выводу, что во время опросов люди не всегда отвечают искренне. Например, при опросе водителей 62 % из них заявили, что всегда надевают пристежные ремни. А при осмотре машин на случайно выбранных перекрестках оказалось, что это требование соблюдают только 30% водителей (Associated Press, 1987). Статья, помещенная в Приложении 1.4, дает еще один пример несовпадения ответов, полученных при опросе, с фактическим положением дел.
Иногда вопросы бывают поставлены в слишком общей форме, так что неизбежно вызывают у всех респондентов* один и тот же ответ. Например, большинство людей принадлежат к сторонникам мира и всеобщей грамотности и являются противниками насилия и загрязнения окружающей среды. На вопрос: «Являетесь ли вы сторонником мира во всем мире?» большинство всегда ответят утвердительно. Однако если спросить, каким образом можно было бы добиться такого мира, ответы могут оказаться совершенно разнообразными. А хорошие вопросы и должны вызывать разнообразные ответы.
* Респондент — человек, отвечающий на вопросы анкеты. (Прим. научн. ред.)
Рис. 1.4. Распределение оценок для всех учащихся колледжа.
Рис. 1.5. Распределение оценок для выборки.
Приложение 1.4. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ
ВИДЕОМАГНИТОФОН СПОСОБСТВУЕТ СПЛОЧЕНИЮ СЕМЬИ? НИЧЕГО ПОДОБНОГО!
Спросите любого владельца видеомагнитофона, чем именно ему больше всего нравится эта вещь, и чаще всего вы услышите, что видеомагнитофон — прекрасное средство для сплочения семьи. Но понаблюдайте за семьей такого владельца в действительности, и вы чаще всего обнаружите совершенно обратное явление: видеомагнитофон предпочитают смотреть в одиночку.
В Великобритании, где ситуация почти такая же, как и в США, видеомагнитофоны имеются более чем в 40% семей. В семьях с детьми эта цифра превышает 50%. Психолог Барри Гантер (Barrie Gunter) из Управления Английского независимого телевидения и социолог Марк Р. Леви (Mark R. Levy) из Мэрилендского университета обследовали более 400 семей в четырех регионах Англии, чтобы выяснить, «кто с кем и что смотрит».
Почти три четверти обследуемых присоединились к мнению, что «просмотр видеокассет является приятным способом совместного досуга для всей семьи». Однако исследование реального положения дел дает совсем иную картину. Почти 60% видеокассет «в течение последних двух недель» были просмотрены в одиночестве; 22 % были просмотрены совместно с другими взрослыми членами семьи, и всего 6% — вместе с детьми.
По сравнению с этим телевизор гораздо более располагает к общению: только 24% телевизионных программ были просмотрены в одиночестве; 42%— во взрослых компаниях, и 17% — вместе с детьми.
Источник: Grant, E. (1988, January). VCRs: No family affair. Psychology Today.
Но вот вопросы сформулированы и тщательно составлен список лиц, входящих в выборку, — как лучше всего провести опрос? Самый дешевый способ — сделать это по телефону. Однако в этом случае вам придется ограничиться людьми, имеющими телефоны с зарегистрированными номерами. Людей, не имеющих телефона или не зарегистрировавших номер, придется исключить. А их социальные установки, естественно, могут отличаться от установок прочих членов выборки.
Есть другой способ — разослать анкеты по почте. Но вспомните анкеты, которые присылали вам. Если вы не слишком отличаетесь от других людей, вы не заполнили и не вернули их. Как правило, менее 10% людей возвращают анкеты, присланные по почте. Если 15 % — это считается очень хорошим достижением. К сожалению, данные, полученные от столь малопредставительной выборки, не могут быть слишком уж полезными. Да к тому же и нет гарантии в том, что возвращающие анкеты являются вполне репрезентативными.
Конечно же, наиболее эффективным способом проведения опроса является личная беседа. Однако это и наиболее дорогостоящий и наиболее трудоемкий метод. В результате такие собеседования оказываются, как правило, либо чрезвычайно дорогими, либо проводятся на слишком малых выборках, что опять же не позволяет сделать особо надежных выводов.
Внимание! Анализируя результаты опроса, прежде всего обратите внимание на то, когда именно проводится опрос. Мнения людей и даже их образ мыслей время от времени меняются. Например, отношение американцев к Ираку было относительно нейтральным до его вторжения в Кувейт. Подобным же образом постоянно колеблются установки по отношению к моде, образованию, различным занятиям и социальным взаимоотношениям.
«Извините, сэр. Вам хотелось бы попасть в рай?»
Рис. 1.6. Пример общего вопроса, формулировка которого вызывает предсказуемый и однозначный ответ.
Затем оцените формулировки используемых вопросов. Не предполагают ли некоторые из них единственно возможный ответ? При постановке вопросов должны подбираться, по возможности, нейтральные выражения, не содержащие, в неявной форме, предвзятых мнений.
Добросовестно изучите результаты опроса. Проверьте объем выборки и состав ее представителей. Если он не совпадает с первоначально намеченным, велика вероятность того, что при опросе что-то осталось невыявленным. Утверждение типа «большинство, т. е. трое из четырех опрошенных домохозяек рекомендовали использовать для выпечки соду фирмы Slowpoke», может означать на самом деле, что только четыре домохозяйки и были опрошены. К тому же, возможно, все они являлись акционерами этой фирмы. Выводы должны основываться на более представительной выборке.
Кроме того, выводы из результатов обследования могут быть сформулированы таким образом, что вызовут совершенно противоречивые впечатления (см. Приложение 1.5). Поэтому, как правило, лучше знакомиться с результатами обследования непосредственно, нежели доверять чьей-либо интерпретации. Так что и здесь, как и при наблюдении, в первую очередь важны сами факты, а не сделанные на их основании выводы.
Приложение 1.5. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ
РЕЛИГИЯ В АМЕРИКЕ
Еще один статистический материал, который может быть объяснен по-разному, получен в результате нового исследования социальных установок и ценностей современных американцев. Слева приводится официальная версия, справа — альтернативная, столь же тщательно обоснованная и опирающаяся на те же самые данные, но предложенная Карин Рубенштейн (Carin Rubenstein), социальным психологом и соредактором журнала «Психология сегодня» (Psychology Today).
•49% американцев говорят, что обрели глубокую личную веру в Христа, причем это чувство изменило всю их жизнь.
• 26% американцев старше 14 лет (более 45 миллионов человек) являются весьма религиозными.
• Черные более религиозны, чем белые...
•Женщины более склонны к религии, нежели мужчины...
•Люди, менее обеспеченные и имеющие низкий уровень образования, имеют большую склонность к религии. С возрастом американцы становятся более религиозными.
•Более половины американцев (51%) утверждают, что не имеют серьезных христианских убеждений.
•50% американцев старше 14 лет, что составляет более 87 миллионов человек, не имеют серьезных религиозных убеждений.
• В целом наиболее религиозными являются неимущие слои населения и национальные меньшинства — черные, женщины, бедняки, люди без образования и престарелые.
• Как сказано в сообщении для печати, «последнее обследование выявило подъем религиозного движения в Соединенных Штатах;
оказалось, американцы — нация верующих людей».
• Альтернативное сообщение могло бы звучать так: «Обследование выявило наличие серьезных религиозных убеждений только среди неимущих слоев населения; оказалось, что привилегированные американцы в основном безразличны к религии».
Источник: Rubenstein, С. (1981, July). Religion in America: A Rashomon result. Psychology Today.
Упражнение 1.4
Сформулируйте основные различия между методом анализа конкретных ситуации и методом опроса.
Упражнение 1.5
Директор библиотеки добивается увеличения ассигнований из городских фондов на покупку книг. С этой целью он решил заручиться поддержкой большинства жителей города и провел обследование, спрашивая читателей библиотеки: «Хотите ли вы, чтобы в библиотеке было больше книг?» Этот вопрос он задал десяти читателям, девять из которых ответили утвердительно. Десятый не имел определенного мнения. На этом основании директор библиотеки сделал следующий вывод: «Девяносто процентов жителей нашего города высказались в пользу того, чтобы на покупку книг выделялось больше средств. Против выделения дополнительных средств библиотеке не высказался ни один человек». Каково ваше мнение по поводу примененного этим библиотекарем метода обследования с точки зрения:
а. Отбора реципиентов_______________________________
б. Объема выборки _________________________________
в. Формулировки вопроса _____________________________
г. Заключения____________________________________
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Метод корреляции
Допустим, вы хотите выяснить, получают ли студенты — любители путешествовать — более высокие оценки. Взгляните на список в Приложении 1.6 и представьте себе, что это — результаты ваших исследований. Может показаться, что между протяженностью маршрутов путешествий, предпринятых студентами в минувшем году, и их средним баллом есть явное соотношение (корреляция). Какой вывод вы можете сделать? Путешествия способствуют интеллектуальному развитию? Студенты, которые хорошо учатся, стремятся путешествовать? Или студенты из богатых семей больше путешествуют, а также и хорошо учатся? Все эти ответы могут оказаться верными. Просто в данном случае мы не имеем достаточного количества информации, чтобы установить истину.
Еще один пример. Допустим, некий психолог обнаружил корреляцию между количеством церквей в данном округе и количеством потребляемого в этом округе алкоголя. Маловероятно, что люди пьют в церкви. Не более вероятно и то, что люди после хорошей выпивки принимаются строить церкви. Один фактор не обязательно влечет за собой другой, хотя это и возможно. Вероятнее всего, в данном конкретном случае имеется некоторый скрытый фактор, связанный как с количеством потребляемого алкоголя, так и с количеством церквей, — а именно число людей, проживающих в этих округах.
А теперь прочтите статью в Приложении 1.7. Несмотря на то что исследователи обнаружили положительную корреляцию между временем, проводимым молодыми людьми перед телевизором, и их уровнем холестерина, они не сделали вывода, что телевизор вызывает повышение уровня холестерина или что высокий уровень холестерина вызывает у молодежи пристрастие к телевизору. Предположение, что люди, проводящие много времени перед телевизором, меньше двигаются или имеют больше времени, чтобы есть жирную пищу, кажется более правдоподобным и склоняет к более тщательной проверке, а также к дальнейшим исследованиям.
Для расчета степени корреляции психологи используют формулы математической статистики. В приведенном выше примере корреляция между успеваемостью и длиной проделанного в прошедшем году маршрута является положительной. Но и отрицательная корреляция несет в себе важную информацию. Например, имеется отрицательная корреляция между количеством выпитого алкоголя и способностью вести машину. По мере увеличения количества выпитого результаты тестирования водителей ухудшаются. Впрочем, хотя метод корреляции и является полезным для изучения многих зависимостей, он имеет и свои ограничения.
Метод корреляции (от англ. correlation — взаимосвязь, взаимоотношение, связь) – математический метод обнаружения взаимосвязей между явлениями.
Положительная корреляция: при увеличении значения одной переменной другая тоже увеличивается.
Отрицательная корреляция: при увеличении значения одной переменной другая уменьшается.
Приложение 1.7. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ
ХОЛЕСТЕРИН И ТЕЛЕВИЗОР
Курт В. Голд и Томас К. Хей (Curt V. Gold, Thomas Hei) из Калифорнийского университета (Ирвин) обследовали 1066 лиц мужского и женского пола в возрасте от 2 до 20 лет и обнаружили, что половина тех, у кого уровень холестерина в крови выше 200 миллиграммов на децилитр (высокий уровень по мнению Американской педиатрической академии), перед телевизором сидят не менее двух часов в день. Предшествующие исследования показали, что повышенный уровень холестерина в юности может привести к закупорке артерий и сердечным заболеваниям в более позднем возрасте.
Хей подчеркивает, что само по себе сидение перед телевизором не является причиной повышения уровня холестерина в крови и лишь может указывать на малоподвижный образ жизни. Дети, которые часто смотрят телевизор, по его словам, потребляют больше пищи, в особенности — готовых кулинарных изделий, содержащих много жиров и способствующих повышению содержания холестерина.
В связи с этим он советует педиатрам во время профилактических осмотров интересоваться тем, сколько в среднем часов в день просиживает ребенок перед телевизором, и проводить тестирование на холестерин в тех случаях, когда существуют дополнительные факторы риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний.
Источник: (1990, November 24). Television's cholesterol connection. Science News.
Внимание! Корреляция не означает причинно-следственную связь. Слишком часто при наличии явной зависимости между двумя переменными делается поспешный вывод, что один фактор является причиной другого. На самом деле может быть много других объяснений подобной зависимости. Здесь можно привести один курьезный случай из мировой научной практики. Некая весьма серьезная группа исследователей проработала огромный объем статистических данных, пытаясь таким образом выявить причину раковых заболеваний, и обнаружила, что остров Кипр — единственное место в мире, где не зарегистрировано ни одного случая заболевания раком. При дальнейших исследованиях им удалось выявить еще и то, что от всех прочих регионов человеческого обитания остров Кипр отличается лишь тем, что на нем совершенно нет асфальтированных дорог. Вывод был неизбежен: причиной раковых заболеваний является применение асфальта...
Эксперимент
Эксперимент — это единственный метод, позволяющий достоверно установить, что наличие какого-либо одного фактора влечет за собой обязательное проявление другого. Хотя все прочие методы также могут выявить взаимосвязь явлений, они тем не менее не дают никакой информации о причинах такой взаимосвязи. Условия психологического эксперимента контролируются таким образом, чтобы можно было обнаружить эти причины.
Психолог начинает с гипотезы, или основанного на фактах предположения по поводу определенной зависимости. Гипотезы могут быть выдвинуты на основе результатов, полученных при исследовании конкретного случая во время социологического опроса или в процессе корреляционного исследования. Допустим, изучается корреляция успеваемости учащихся с количеством потребляемых ими витаминов. Если обнаружена значимая положительная корреляция, психолог, возможно, пожелает выяснить, не способствуют ли витамины повышению успеваемости. Можно выдвинуть следующую гипотезу: «Дети, получающие витамины, учатся лучше, нежели те, которые их не получают».
Для проверки этой гипотезы психологу потребуются две группы: экспериментальная и контрольная. Эти группы в начале эксперимента должны быть репрезентативными по успеваемости и всем другим показателям. Учащиеся распределяются по группам случайным образом. Это означает, что выбор участников для каждой из групп осуществляется посредством использования каких-либо случайных факторов. Экспериментатор может сложить бумажки с именами учащихся в шляпу и, не глядя, вынимать их оттуда для распределения по группам. Самим учащимся при этом не сообщается, в какую из групп они попали.
Затем психолог каждое утро дает учащимся из экспериментальной группы по витаминной таблетке. Контрольная группа получает таблетки, которые по виду и вкусу ничем не отличаются от витаминных, но на самом деле являются плацебо, то есть содержат лишь нейтральные вещества. Если бы контрольная группа не получала никаких таблеток, психолог не мог бы с уверенностью утверждать, что витамины сами по себе способствуют успеваемости. Возможно, что, даже получая каждое утро по нейтральной таблетке, учащиеся также начинают лучше заниматься. Все остальные условия, кроме содержимого таблеток, должны быть совершенно одинаковыми.
На работу учащихся может оказать влияние сам факт их уверенности в том, что они получают витамины. Бичер (Beecher, 1959) описал эксперименты, которые показали, что эффективность инъекций плацебо (физиологического раствора), вводимого для снятия боли, достигала 70 % эффективности инъекций морфия. Таким образом, очень важно, чтобы члены контрольной группы тоже что-то принимали.
В конце эксперимента сравниваются результаты успеваемости экспериментальной и контрольной групп относительно начала и окончания исследований. Если все остальные условия эксперимента тщательно контролировались, а различия оказались статистически значимыми, психолог может сделать вывод, что прием витаминов, с большой долей вероятности, и в самом деле может являться причиной подобных изменений.
Внимание! Контроль является важнейшим фактором в эксперименте. Нужно контролировать все факторы, а не только те, которые, собственно, исследуются. К тому же очень важно, чтобы обследуемые не знали, к какой группе — экспериментальной или контрольной — они принадлежат. Кроме того, нередко только одно то обстоятельство, что человек участвует в эксперименте, может привести к исключительным результатам!
Эксперимент (or лат. ехреrimentum — проба, опыт). метод исследования и проверки мотивов поведения. Проводится в заранее заданных условиях. От наблюдения отличается активным вмешательством исследователя в ситуацию.
Гипотеза (oт греческого upoqesix — предположение): основанная на фактах догадка, предполагающая, с некоторой долей вероятности, существование взаимозависимости.
Экспериментальная группа: Группа людей, отобранная непосредственно для эксперимента.
Контрольная группа: группа людей, выделенная из участвующих в эксперименте для контрольного исследования.
Случайное распределение распределение, основанное на случайном выборе.
Плацебо: нейтральное вещество или видимость «лечения», используемые для контрольной группы при проведении эксперимента.
При проведении эксперимента наличие контрольной группы обязательно. Без контрольной группы нельзя с уверенностью констатировать наличие причинно-следственной связи. Возьмем, например, описанный выше эксперимент. Само по себе улучшение общего результата успеваемости среди учащихся, получавших витамины в течение месяца, не является доказательством влияния витаминов на успеваемость. Возможно, через месяц успеваемость повысилась бы у всех детей! Или их успехи можно было бы объяснить воздействием каких-то иных факторов, а не приемом витаминов.
Упражнение 1.6
Установите основные различия между выводами, которые можно сделать на основе анализа корреляции, и выводами, сделанными на базе эксперимента.
Упражнение 1.7
Перечислите пять обязательных этапов психологического эксперимента.
а. ___________________________________________
б. ___________________________________________
в. __________________________________________
г. _____________________________________________
д. _________________________________________
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Контрольные вопросы
Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал данного раздела главы. Найдите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос.
14. Как поступает хороший наблюдатель?
а. Вмешивается в поведение наблюдаемого
б. Ищет причины явления
в. Фиксирует поведение