Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ»
Дисциплина Б1.В.ДВ.2.1 Управление изменениями»
Направление подготовки 38.04.02 «Менеджмент»
Красноярск 2016
Рабочая программа дисциплины
составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент».
Программу составил__профессор Г.Ф. Каячев________________________
Заведующий кафедрой ________________________
«_____»_______________2016 г.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры _Экономики и управления бизнес-процессами_______________________________________
«______» _________________ 2016 г. протокол № _____________
Заведующий кафедрой ___________________
Дополнения и изменения в учебной программе на 201 __/201__ учебный год.
В рабочую программу вносятся следующие изменения: _____________
__________________________________________________________________
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______
«____» _____________ 201__г. протокол № ________
Заведующий кафедрой ____________________________
Внесенные изменения утверждаю:
Директор института __Васильева З.А._________________________________
Рабочая программа дисциплины
Цель преподавания дисциплины.
Целью преподавания дисциплины «Управление изменениями» является формирование у студентов системы знаний и устойчивых представлений о сущности, функциях и моделях управления изменениями, умений и практических и исследовательских навыков, необходимых для эффективной деятельности по управлению изменениями.
Обучение по курсу организовано с использованием активных методов, нацеленных на формирование знаний и навыков (разбор конкретных ситуаций и т.д.). В целях обеспечения целостного представления теории управления изменениями рассматриваются в процессе их эволюции в контексте развития научного знания.
Помимо лекционного курса и практических занятий, важнейшей составной частью изучения вопросов тем дисциплины «Управление изменениями» является самостоятельная работа магистрантов, включающая работу с рекомендованной литературой, изучение информационно-аналитических материалов, размещенных на сайтах российских и зарубежных компаний, анализ материалов информационных агентств, решение практических и ситуационных задач.
Задачи изучения дисциплины
Задачи изучения дисциплины «Управление изменениями» заключаются в формировании профессиональных компетенций, а именно способностей разрабатывать корпоративную стратегию, программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию (ПК-2).
1.3. В результате изучения дисциплины «Управление изменениями» обучающийся в магистратуре должен:
- знать основные теории и методологические подходы к управлению изменениями;
- уметь проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования;
- уметь оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений в процессе создания и реализации организационных изменений;
- владеть методами и процедурами реализации программы программы организационных изменений.
Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.
Дисциплина «Управление изменениями» является дисциплиной по выбору для подготовки магистров по направлению «Менеджмент» и предполагает наличие исследовательских компетенций, полученных обучаемыми при подготовке выпускных квалификационных работ в бакалавриате и специалитете в различных областях научных исследований, а также при написании курсовых работ и подготовке научных докладов и рефератов.
Дисциплина «Управление изменениями» является одной из дисциплин для подготовки выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).
Особенности реализации дисциплины.
Дисциплина «Управление изменениями» преподается на русском языке.
Объем дисциплины (модуля)
Вид учебной работы | Всего, зачетных единиц (акад. часов) | Семестр | |||
Общая трудоемкость дисциплины | 4(144) | 4(144) | |||
Контактная работа с преподавателем: | 0,67 (24) | 0,67 (24) | |||
занятия лекционного типа | 0,22(8) | 0,22(8) | |||
занятия семинарского типа | 0,45 (16) | 0,45 (16) | |||
в том числе: семинары | 0,45 (16) | 0,45 (16) | |||
практические занятия | |||||
практикумы | |||||
лабораторные работы | |||||
другие виды контактной работы | |||||
в том числе: курсовое проектирование | |||||
групповые консультации | |||||
индивидуальные консультации | |||||
иные виды внеаудиторной контактной работы | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2,3 (84) | 2,3 (84) | |||
изучение теоретического курса (ТО) | 1,3 (48) | 1,3 (48) | |||
расчетно-графические задания, задачи (РГЗ) | |||||
реферат, эссе (Р) | 1,0 (36) | 1,0 (36) | |||
курсовое проектирование (КР) | |||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | экзамен | экзамен |
В первом столбце таблицы приводится общий перечень видов аудиторной
и самостоятельной работы студентов по данной дисциплине. В строке «другие виды контактной работы» указываются конкретные виды работы, предлагаемые кафедрой (перечень может быть расширен).
Во втором столбце указывается общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах (часах), объем контактной работы и самостоятельной работы с разбивкой по видам в соответствии с учебным планом.
В третьем столбце производится разбивка дисциплины по семестрам, если дисциплина преподается более чем в одном семестре, и вид промежуточного контроля по дисциплине с указанием зачетных единиц (часов).
Содержание дисциплины (модуля)
3.1. Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план занятий).
№ п/п | Модули, темы (разделы) дисциплины | Занятия лекционного типа (акад.час) | Занятия семинарского типа | Самостоятельная работа, (акад.час), | Формируемые компетенции | |
Семинары и/или Практические занятия (акад.час) | Лабораторные работы и/или Практикумы (акад.час) | |||||
1. | Тема 1. Теоретические основы изменений в организации. | ПК- 2 | ||||
2. | Тема 2. Управление изменениями в организации: сущность, классификация, закономерности, подходы к реализации. | ПК- 2 | ||||
3. | Тема 3. Выявление потребности в изменениях в организации. | ПК- 2 | ||||
4. | Тема 4. Модели реализации организационных изменений. Оценка реализации организационных изменений | ПК- 2 | ||||
5. | Тема 5. Сопротивление изменениям: сущность, причины, методы преодоления | ПК- 2 |
В таблице указываются наименования модулей (тем, разделов) в соответствии с обязательным минимумом содержания, изложенным в ФГОС ВО (формируемые компетенции). В столбцах, обозначающих предусматриваемые виды занятий, проставляется количество часов.
3.2. Занятия лекционного типа.
Указывается название модулей, тем (разделов) лекционных занятий дисциплины, их содержание и объем.
№ п/п | № раздела дисциплины | Наименование занятий[1] | Объем в акад. часах | ||
всего | в том числе в инновационной форме | ||||
11. | 1. | Теоретические основы изменений в организации. Природа и необходимость организационных изменений. Изменения в структуре ресурсов. Изменения внешней среды. Изменения внутренней среды. Жизненный цикл организации. Высокая динамика неопределенности. Связь организационных изменений и изменений внешней среды. Определение изменений. Уровни изменений в организации. Организационные факторы, влияющие на процесс реализации изменений в организации. Формирование теории изменений. Значение работ К. Левина. Количественные и качественные изменения. Трансформация организации. «Изменения с большой буквы» Т. Куна. | |||
22. | 2. | Управление изменениями в организации: сущность, классификация, закономерности, подходы к реализации. Понятие управления изменениями. Закономерности изменений. Классификация изменений.«Модель большой тройки». Три типа развития организации: I. Макроэволюционный; II. Микроэволюционный; III. Революционный. Три формы изменений: I. Изменения в идентификации организации внешней средой; II. Изменения в координационных механизмах; III. Изменения в контроле над организацией. Три роли участников процесса изменений: I. Стратеги; II. Внедренцы; III. Реципиенты. Модель организации как объекта управления; Характеристика развития организации;Модель жизненного цикла организаций Ларри Грейнера. Модель жизненного цикла организации Ицхака Адизеса.Сравнение моделей Грейнера и Адизеса. Организационное развитие − комплекс мероприятий, направленных на осуществление крупных изменений в организации. | |||
33. | 3. | Выявление потребности в изменениях в организации. Диагностический анализ макросреды организации; исследование отраслевого бизнес-ландшафта; внутренний анализ системы управления и ее подсистем; социально-психологические аспекты в потребности изменений. Внутренний анализ системы управления и ее подсистем. Компоненты внутреннего диагностического анализа. Социально-психологические аспекты в потребности изменений | |||
44. | 4. | Модели реализации организационных изменений. Оценка реализации организационных изменений Модели реализации организационных изменений. Модель управления организационными изменениями К. Левина; Модель управления организационными изменениями Л. Грейнера; Модель управления организационными изменениями Б. Хайнингса; Теория Е и теория О организационных изменений; Модель преобразования бизнеса Ф. Гуияра и Д. Келли; | |||
55. | 5. | Сопротивление изменениям: сущность, причины, методы преодоления . Личные и организационные барьеры. Методы сопротивления преодоления организационным изменениям. | |||
3.3. Занятия семинарского типа (названия тем – одинаковое, содержание – авторское).
№ п/п | № раздела дисциплины | Наименование занятий[2] | Объем в акад. часах | ||
всего | в том числе в инновационной форме | ||||
11. | 1. | Теоретические основы изменений в организации. Природа и необходимость организационных изменений. Изменения в структуре ресурсов. Изменения внешней среды. Изменения внутренней среды. Жизненный цикл организации. Высокая динамика неопределенности. Связь организационных изменений и изменений внешней среды. Определение изменений. Уровни изменений в организации. Организационные факторы, влияющие на процесс реализации изменений в организации. Формирование теории изменений. Значение работ К. Левина. Количественные и качественные изменения. Трансформация организации. «Изменения с большой буквы» Т. Куна. | |||
22. | 2. | Управление изменениями в организации: сущность, классификация, закономерности, подходы к реализации. Понятие управления изменениями. Закономерности изменений. Классификация изменений.«Модель большой тройки». Три типа развития организации: I. Макроэволюционный; II. Микроэволюционный; III. Революционный. Три формы изменений: I. Изменения в идентификации организации внешней средой; II. Изменения в координационных механизмах; III. Изменения в контроле над организацией. Три роли участников процесса изменений: I. Стратеги; II. Внедренцы; III. Реципиенты. Модель организации как объекта управления; Характеристика развития организации;Модель жизненного цикла организаций Ларри Грейнера. Модель жизненного цикла организации Ицхака Адизеса.Сравнение моделей Грейнера и Адизеса. Организационное развитие − комплекс мероприятий, направленных на осуществление крупных изменений в организации. | |||
33. | 3. | Выявление потребности в изменениях в организации. Диагностический анализ макросреды организации; исследование отраслевого бизнес-ландшафта; внутренний анализ системы управления и ее подсистем; социально-психологические аспекты в потребности изменений. Внутренний анализ системы управления и ее подсистем. Компоненты внутреннего диагностического анализа. Социально-психологические аспекты в потребности изменений | |||
44. | 4. | Модели реализации организационных изменений. Оценка реализации организационных изменений Модели реализации организационных изменений. Модель управления организационными изменениями К. Левина; Модель управления организационными изменениями Л. Грейнера; Модель управления организационными изменениями Б. Хайнингса; Теория Е и теория О организационных изменений; Модель преобразования бизнеса Ф. Гуияра и Д. Келли. | |||
55. | 5. | Сопротивление изменениям: сущность, причины, методы преодоления . Личные и организационные барьеры. Методы сопротивления преодоления организационным изменениям. | |||
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Эссе по темам дисциплины (Приложение № 1).
2. Контрольные вопросы к экзамену (Приложение № 2).
3. Тестовые здания (примерные тестовые задания – Приложение № 3).
Оценка результатов обучения магистрантов проводится по результатам работы на семинарах, выполнения эссе и контрольного экзаменационного теста.
Эссе
Требования к эссе – краткое, самостоятельное и аргументированное раскрытие в письменном виде содержания выбранной темы на основе изучения нескольких литературных источников (монографий, научных статей, законодательства и т.д.). Автор раскрывает содержание выбранной темы в свободном изложении с использованием дискуссионных материалов и примеров из современного фондового рынка. При этом автор эссе имеет право на свою редакцию формулировки выбранной темы, а также самостоятельно инициировать тему с целью комплексного изложения изучаемого вопроса. Объём эссе должен быть 4-5 страниц компьютерного текста шрифтом 12 с интервалом 1,5.
Структура эссе определяется логикой выбранной темы. В конце должен быть приведен список использованной при написании эссе литературных и электронных источников. На приводимые цитаты, положения, цифровые и статистические данные должны приводиться ссылки с указанием источника, его автора, страницы, издательства, места и года издания (электронного адреса).