Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Итоговый контроль по дисциплине (промежуточная аттестация) осуществляется в форме зачета.

Текущий контроль по дисциплине осуществляется в устной и (или) письменной форме и связан в т. ч. с проверкой самостоятельной работы бакалавров. Формы текущего контроля:

- коллективное / парное / групповое /, индивидуальное собеседование по выполненным домашним заданиям, анализ результатов самостоятельной работы студентов;

- проверка законспектированной литературы, подготовленных выписок, таблиц, схем и др.;

- проверка и обсуждение подобранных материалов, выполненного предметного анализа;

- анализ презентаций, подготовленных студентами;

- написание эссе.

Фонд оценочных средств согласуется с дескрипторами, представленными в таблице 1.

6.1 Задания для самостоятельной работы:

1) Сгруппируйте по четырем направлениям приведенные ниже афоризмы. Направления:

- история – занятие полезное;

- история – занятие вредное и опасное;

- история – воспитательница души;

- история – просветительница ума.

Афоризмы:

1. «История – свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины» (Цицерон).

2. «Глядя в историю, словно в зеркало, я стараюсь изменить к лучшему собственную жизнь и устроить ее по примеру тех, о чьих доблестях рассказываю…» (Плутарх).

3. «Наука истории не есть та неопределенная и бесплодная наука фактов и чисел, которая ограничивается знанием того, когда умер тот или другой бесполезный или вредный миру человек, – наука словаря, отягчающая память, не просвещая ума…» (Вольтер).

4. «Познание минувших времен и познание стран мира – украшение и пища человеческих умов» (Леонардо да Винчи).

5. «Историк напоминает деяния… Картины его полезны для всех веков, для всех народов, для всех состояний: злодей трепещет его пера и нередко обращается на путь добродетели» (Н. М. Карамзин).

6. «Иль в зеркало времен, качая головой,

На страсти, на дела зрю древних, новых веков,

Не видя ничего, кроме любви одной

К себе, – и драки человеков» ( Г. Р. Державин).

7. «Мыслящий исследователь вглядывается в памятники прошедшего для того, чтобы найти в этом прошедшем материалы для изучения человека вообще, а не для того, чтобы погрозить кулаком покойнику Сидору или погладить по головке покойника Антона» (Д. И. Писарев).

8. «В истории мы узнаем больше фактов и меньше понимаем смысл явлений» (В. О. Ключевский).

9. «Уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают из уроков истории» (Олдос Хаксли).

10. «История не только откровение Бога, но и ответное откровение человека Богу» (Н. А. Бердяев).

11. «История является самым опасным когда-либо произведенным продуктом интеллекта. Она делает нации желчными, спесивыми, невыносимыми и пустыми» (Поль Валери).

12. «Преподаватели истории должны были бы взять на себя часть ответственности за развязывание Первой мировой войны. И действительно, война в значительной мере явилась результатом чрезмерного националистического и патриотического пыла всех противоборствующих сторон – результатом “отравления историей”» (Х. Г. Уэллс).

13. «Среди факторов национального сплочения ведущую роль, похоже, все-таки играет история… Каждый народ придает своему прошлому более или менее легендарный имидж, призванный оправдать его деяния и притязания. Преподавание истории во всех странах является, по сути дела, воспитанием патриотизма, средством развития националистических чувств в душах молодого поколения» (Морис Дюверже).

2) Проанализируйте приведенные ниже высказывания современных ученых об исторической науке. Какие устоявшиеся в обществе представления они подрывают? Какие новые идеи формулируются их авторами? Результаты занесите в таблицу. С какими утверждениями Вы согласны, с какими нет?

Устойчивые представления Новые идеи
История – это объективная наука  
Задача историка – открыть правду (истину)  
История – это постепенное накопление и передача потомкам правильных знаний  
Заниматься историей должны только профессиональные историки  

1. «Истории нет – есть только историки» (Люсьен Февр).

2. «История – это то, что делают историки» (Антуан Про).

3. «История определяется как результат концептуальных построений и толкований историков, всегда незавершенных и открытых для обсуждения» ( Ю. Н. Афанасьев).

4. «История – это то, что мы можем сделать с тем, что дошло до нас из прошлого, с учетом трех главных ограничений, накладываемых на слово “можем”. Прежде всего, прошлое не открывает свои тайны, несмотря на то, что каждый день мы, казалось бы, что-то узнаем о нем… Второе ограничение связано с тем, под каким углом зрения мы смотрим на наш материал… Мы постоянно отбираем сведения о прошлом, и, несмотря на все наше стремление к тщательному отбору, сам этот процесс означает отказ от большого количества материалов. Третье ограничение связано с нашим умением понять прошлое…» (Джон Файнс).

5. «Историк – дитя своего времени, и его труд не может не нести на себе отпечатка эпохи… Меняется перспектива, смещается “точка отсчета”, и история приобретает иной облик, получает новую оценку… » (А. Я. Гуревич).

6. «Чтобы обрести собственное прошлое, мы будем должны рассказать о нем себе заново» (Ян Гросс).

3) Проанализируйте приведенные ниже определения истории. Подумайте, какие определения соотносятся с объектом исторического исследования, какие – со способами изучения. Результаты оформите в таблицу:

История как объект исследования История как способ исследования
   

«История (греч. historia – рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано): а) процесс развития природы и общества; б) комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии; в) ход развития чего-либо; г) прошлое, сохраняющееся в памяти людей; д) рассказ; е) происшествие» [1].

В каждой группе определений ранжируйте объекты исследования по их масштабам, а способы исследования – по уровням обобщения.

Подумайте, какие проблемы возникают при использовании слова «история» в связи с многозначностью его значений.

В каких значениях использовано слово «история» в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?

«Правдин (Митрофану). А далеко ли в истории?

Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесятое царство.

Правдин. А! так этой-то истории учит вас Вральман?..

Митрофан. Нет. Наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать.

Г-жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью».

4) Какие виды исторического познания вам известны? Продолжите их перечень:

научное, ….

5) Выясните на основе литературы, что такое исторический источник, каково его значение в исторических описаниях и объяснениях, какие виды исторических источников имеются в распоряжении историка.

6) Опишите, с какими историческими источниками вы уже знакомились на уроках истории в 10–11 классах? О чем они вам «поведали»?

7) Есть ли в современном вашем окружении (в городе/селе, дома и т.д.) исторические источники? О чем они могут рассказать историку?

8) Установите соответствие: укажите рядом с фамилией историка букву(ы), обозначающую(ие) написанные им произведения.

ИСТОРИКИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1. В. Н. Татищев 2. Н. М. Карамзин 3. С. М. Соловьев 4. В. О. Ключевский 5. М. Н. Покровский 6. Л. Н. Гумилев 7. И. Я. Фроянов A. «История государства Российского» в 12 томах Б. «История России с древнейших времен» в 29 томах B. «История российская с самых древнейших времен» Г. «Курс русской истории» Д. «Русская история в самом сжатом очерке» Е. «Записка о древней и новой России» Ж. «Киевская Русь: очерки социально-политической истории» 3. «Древняя Русь и Великая Степь» И. «Этногенез и биосфера Земли»

9) Познакомьтесь с приведенной ниже подборкой фрагментов текстов из справочной литературы и ответьте на вопросы:

а) Какова этимология слова «история»? В каких смыслах может употребляться этот термин?

б) Что общего во всех приведенных определениях истории как науки?

в) Согласны ли Вы с определением объекта истории, данным М. Ю. Брандтом и Л. М. Ляшенко?

г) Что в приведенном отрывке из «Википедии» Вы бы скорректировали или заменили, почему?

ВИКИПЕДИЯ

История (греч. Ιστορία, «исследование») — сфера гуманитарного знания, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом, знание о котором прежде всего черпается из письменных источников. Ученые, работающие в этой области науки, называются историками. Они используют рассказы современников для того, чтобы установить последовательность событий, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий. Считается, что люди, не знающие историю, склонны повторять ошибки прошлого.

Первоначальное значение слова «история» восходит к древне­греческому термину, означавшему «расследование, узнавание, установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В древнеримской историографии (отрасль исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном.

фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации - student2.ru

Николаос Гизис. Аллегория истории, 1892 г.

Истории, популярные в той или иной культуре, но не подтверждаемые сторонними источниками, например, легенды о короле Артуре, считаются обычно частью культурного наследия, а не «беспристрастным исследованием», которым должна быть любая часть истории как научной дисциплины.

Наши рекомендации