Основные этапы развития психологии

Этап и время Предмет психологии, его содержания Методы исследования психики Основные достижения
Донаучный – до VII–VI вв. до н.э. Душа – без раскрытия ее конкретного содержания и функций Нет Общее представление об охранительной и активной роли души
Философ- ский VII–VI вв. до н.э. – конец ХVIII – начало ХIХ в. Антич- ная психоло- гия Душа – ис- точник ак- тивности тела, облада- ет функция- ми познания и регуляции поведения Специальных методов нет, используются мето- ды других наук – фило- софии, медицины, мате- матики при исследова- нии функций и содержа- ния души Исследования позна- ния, активности те- ла, способов регуля- ции поведения и пре- делов свободы чело- века
Психо логия средне- вековья Душа, основ- ные функции души – по- знание и ре- гуляция пове- дения – есть проявления божествен- ной воли Появление собственного психологического метода – интроспекции Развитие психофизио- логических исследова- ний и первых работ по психологии масс
Психоло- гия Воз- рожде- ния и Нового времени Сознание, его содержание и пути его формирова- ния Интроспекция и частично логика, методы индук- ции, дедукции, анализа и т.д. Развитие рационали- стического и сенсуа- листического (эмпи- рического) подхода к психике; появление теорий эмоций и теории рефлекса; попытка ввести в предмет психологии бессознательное
Ассоциа- нистиче- ская пси- хология, конец XVIII – начало XIX – середина XIX вв. Сознание, состоящее из ощущений и представ- лений, т.е. предмет пси- хологии – познаватель- ные процессы, а также поведение и эмоциональ- ные процессы Интроспекция, логика, методы естественных наук Проявление первой психологической школы; концепций об адаптационной функ- ции психики, развитие теории рефлекса, естественно-научного подхода к изучению психики, концепций бессознательного

Этап и время Предмет психологии, его содержания Методы исследования психики Основные достижения
Экспери- менталь- ная психо- логия, се- редина XIX– начало ХХ вв. Элементы психики, ото- ждествляемой, главным образом, с сознанием Экспериментальный ме- тод, интроспекция, ана- лиз результатов творче- ской деятельности как человека, так и народа в целом, появление первых тестов Появление экспери- ментальной психоло- гии, новых данных о психических процес- сах (прежде всего памяти)
Методоло- гический кризиси разделение психологии на отдель- ные школы, 10–30-е годы ХХ в. Появление нескольких предметов психологии: элементы психики (структурализм); функ- ции психики (функцио- нализм); поведение (би- хевиоризм); структуры психики (гештальтпси- хология); высшие психи- ческие функции и дея- тельность (советская психология) Психоанализ и проектив- ные методики (глубинная психология); изучение процесса научения – фор- мирование связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм); экспери- ментальное исследование познавательных процес- сов и потребностей (гештальтпсихология) Появление концепций личности, теории научения, развиваю- щего обучения, твор- ческого мышления; развитие отраслей психологии
Дальней- шее разви- тие психо- логиче- ских школ, 40–60-е годы ХХ в. Появление новых на- правлений: предмет пси- хологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистиче- ская, экзистенциальная психология); познава- тельными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации (когнитив- ная психология) Появление опросников, новых методов изучения интеллекта Дальнейшее развитие теоретических кон- цепций в русле основ- ных проблем психо- логии, развитие и совершенствование психотерапевтиче- ских технологий
Современ- ная психо- логия Развитие предмета пси- хологии в рамках от- дельных психологиче- ских школ Совершенствование ме- тодов эксперименталь- ного исследования психи- ки, появление разнооб- разных диагностических методик Тенденция к объеди- нению, синтезу наи- более значительных достижений отдель- ных школ

Основные этапы развития психологии - student2.ru Развитие психологической мысли в период античности [14]

Первые психологические теории античности
Эфесская Философская школа. Гераклит (VI-V вв д.н.э.): космос – «вечно живой огонь», душа – его ис- кра, искра Логоса Идея о развитии души Милетская философская школа. (VII – VI вв д.н.э.). Представители Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Душа – источник активности тела, матери- альна, смертна
 
Гиппократ (ок. 460 – 377 гг. д.н.э.): учение о визуальных различиях между людьми; учение о темпераменте как пропорции, смеси жидкостей Анаксагор (500-428гг. д.н.э.):разум («тончайшая вещь») как начало вещей; идея об организации, системности.
     
Классический период античности. Появление идеалистического подхода к трак- товке психики человека.
Материализм. Демокрит (470-370гг. д.н.э.):душа - поток огненных атомов. Тео- рия истечений. Принцип всеобщего детерминизма.   Идеализм. Сократ (469-399гг. д.н.э.): обращение к внутреннему миру человека - «познай самого себя»; диалог; душа как источник нравственности. Платон (428-348 гг. д.н.э.):идея о душе как созерцательнице идей, личность - конфликтующая структура.
Основные этапы развития психологии - student2.ru
Аристотель (384-322гг. д.н.э,):душа как форма тела, его функция, три уровня души, конечная причина - цель, принцип системности, принцип развития, принцип детер- минизма Трактат «О душе» как первый психологический и историографический труд
Психологические концепции эллинизма.
Эпикур (341-270гг.д.н.э.):душа как поток атомов, откло- няющихся от траекторий, идея самопроизвольности, случайного характера, чувства как руководи- теля поведения человека.   Стоики(III в.д.н.э. - II в.н.э ).3енон, Хри- зипп, Сенека, Цицерон Душа как модифика- ция пневмы, путь к счастью - жить согласно логосу: разум, разлитый в виде пневмы как руководитель поведением человека.

Наши рекомендации