Этап и время | Предмет психологии, его содержания | Методы исследования психики | Основные достижения |
Донаучный – до VII–VI вв. до н.э. | Душа – без раскрытия ее конкретного содержания и функций | Нет | Общее представление об охранительной и активной роли души |
Философ- ский VII–VI вв. до н.э. – конец ХVIII – начало ХIХ в. | Антич- ная психоло- гия | Душа – ис- точник ак- тивности тела, облада- ет функция- ми познания и регуляции поведения | Специальных методов нет, используются мето- ды других наук – фило- софии, медицины, мате- матики при исследова- нии функций и содержа- ния души | Исследования позна- ния, активности те- ла, способов регуля- ции поведения и пре- делов свободы чело- века |
Психо логия средне- вековья | Душа, основ- ные функции души – по- знание и ре- гуляция пове- дения – есть проявления божествен- ной воли | Появление собственного психологического метода – интроспекции | Развитие психофизио- логических исследова- ний и первых работ по психологии масс |
Психоло- гия Воз- рожде- ния и Нового времени | Сознание, его содержание и пути его формирова- ния | Интроспекция и частично логика, методы индук- ции, дедукции, анализа и т.д. | Развитие рационали- стического и сенсуа- листического (эмпи- рического) подхода к психике; появление теорий эмоций и теории рефлекса; попытка ввести в предмет психологии бессознательное |
Ассоциа- нистиче- ская пси- хология, конец XVIII – начало XIX – середина XIX вв. | Сознание, состоящее из ощущений и представ- лений, т.е. предмет пси- хологии – познаватель- ные процессы, а также поведение и эмоциональ- ные процессы | Интроспекция, логика, методы естественных наук | Проявление первой психологической школы; концепций об адаптационной функ- ции психики, развитие теории рефлекса, естественно-научного подхода к изучению психики, концепций бессознательного |
Этап и время | Предмет психологии, его содержания | Методы исследования психики | Основные достижения |
Экспери- менталь- ная психо- логия, се- редина XIX– начало ХХ вв. | Элементы психики, ото- ждествляемой, главным образом, с сознанием | Экспериментальный ме- тод, интроспекция, ана- лиз результатов творче- ской деятельности как человека, так и народа в целом, появление первых тестов | Появление экспери- ментальной психоло- гии, новых данных о психических процес- сах (прежде всего памяти) |
Методоло- гический кризиси разделение психологии на отдель- ные школы, 10–30-е годы ХХ в. | Появление нескольких предметов психологии: элементы психики (структурализм); функ- ции психики (функцио- нализм); поведение (би- хевиоризм); структуры психики (гештальтпси- хология); высшие психи- ческие функции и дея- тельность (советская психология) | Психоанализ и проектив- ные методики (глубинная психология); изучение процесса научения – фор- мирование связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм); экспери- ментальное исследование познавательных процес- сов и потребностей (гештальтпсихология) | Появление концепций личности, теории научения, развиваю- щего обучения, твор- ческого мышления; развитие отраслей психологии |
Дальней- шее разви- тие психо- логиче- ских школ, 40–60-е годы ХХ в. | Появление новых на- правлений: предмет пси- хологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистиче- ская, экзистенциальная психология); познава- тельными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации (когнитив- ная психология) | Появление опросников, новых методов изучения интеллекта | Дальнейшее развитие теоретических кон- цепций в русле основ- ных проблем психо- логии, развитие и совершенствование психотерапевтиче- ских технологий |
Современ- ная психо- логия | Развитие предмета пси- хологии в рамках от- дельных психологиче- ских школ | Совершенствование ме- тодов эксперименталь- ного исследования психи- ки, появление разнооб- разных диагностических методик | Тенденция к объеди- нению, синтезу наи- более значительных достижений отдель- ных школ |
Первые психологические теории античности |
Эфесская Философская школа. Гераклит (VI-V вв д.н.э.): космос – «вечно живой огонь», душа – его ис- кра, искра Логоса Идея о развитии души | Милетская философская школа. (VII – VI вв д.н.э.). Представители Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Душа – источник активности тела, матери- альна, смертна |
|
Гиппократ (ок. 460 – 377 гг. д.н.э.): учение о визуальных различиях между людьми; учение о темпераменте как пропорции, смеси жидкостей | Анаксагор (500-428гг. д.н.э.):разум («тончайшая вещь») как начало вещей; идея об организации, системности. |
| | |
Классический период античности. Появление идеалистического подхода к трак- товке психики человека. |
Материализм. Демокрит (470-370гг. д.н.э.):душа - поток огненных атомов. Тео- рия истечений. Принцип всеобщего детерминизма. | | Идеализм. Сократ (469-399гг. д.н.э.): обращение к внутреннему миру человека - «познай самого себя»; диалог; душа как источник нравственности. Платон (428-348 гг. д.н.э.):идея о душе как созерцательнице идей, личность - конфликтующая структура. |
|
Аристотель (384-322гг. д.н.э,):душа как форма тела, его функция, три уровня души, конечная причина - цель, принцип системности, принцип развития, принцип детер- минизма Трактат «О душе» как первый психологический и историографический труд |