Мини-лекция является одной из эффективных форм преподнесения теоретического материала.
Занятие № 1
«Мозговой штурм», «Мозговая атака»
Цель:выявление информированности или подготовленности аудитории в течение короткого периода времени
Задачи:
· формирование общего представления об уровне владения знаниями у студентов, актуальными для занятия;
· развитие коммуникативных навыков (навыков общения).
Методика проведения:
1. Задать участникам определенную тему или вопрос для обсуждения.
2. Предложить высказать свои мысли по этому поводу.
3. Записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений). Допускаются уточнения высказываний, если они кажутся вам неясными (в любом случае записывайте идею так, как она прозвучала из уст участника).
4. Когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано вами со слов участников.
5. Завершить работу, спросив участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов и как это может быть связано с темой тренинга.
После завершения «мозговой атаки» (которая не должна занимать много времени, в среднем 4-5 минут), необходимо обсудить все варианты ответов, выбрать главные и второстепенные.
Пример применения*:
Генерирование идей «МОЗГОВОЙ ШТУРМ».
Мозговой штурм – это простой способ генерирования идей для разрешения проблемы. Во время мозгового штурма участники свободно обмениваются идеями по мере их возникновения, таким образом, что каждый может развивать чужие идеи.
Проблемы для «мозгового штурма» при изучении информатики:
· Вреден ли компьютер для здоровья человека?
· Внешние носители информации – недостатки и достоинства.
· Интернет в решении твоих профессиональных задач.
Обучающиесястуденты - заочно, с применением дистанционных технологий (ФДО).
Дисциплина - Информатика
Инструмент: LMS Moodle
Метод – мозговой штурм
Проблема: Роль Интернета в жизни современного человека.
Цель – сформировать общее представление у студентов по заданной проблематике, развить коммуникативные навыки.
Организационный этап: разбивка на группы
Доступ к форуму в курсе Moodle.
Задание для совместного выполнения:
1. Создать тему в форуме по заданной проблеме (каждый может создать только одну).
2. В первом сообщении своей темы предложить информацию для ознакомления другими студентами.
3. Добавить ссылки на интернет-ресурсы, актуальные для заявленной темы.
4. Предложить (другим студентам группы и преподавателю) список вопросов, направленных на сбор информации для детального изучения темы.
5. Принять участие в обсуждении заявленных тем форума другими студентами (ответить на предложенные вопросы с использованием найденной информации из Интернета, сбор дополнительных интернет-ресурсов, высказать свое мнение).
6. Преподаватель также принимает участие в обсуждениях, дополняет вопросами заявленные темы.
Дополнительно: инструкции-справки по техническим вопросам работы в форуме; возможна личная переписка с преподавателем и другими студентами группы.
Задание 2
Мини-лекция является одной из эффективных форм преподнесения теоретического материала.
Цель:организация процесса получения теоретического содержания в интерактивном режиме
Задачи:
· развитие коммуникативных навыков (навыков общения);
· актуализация изучаемого содержания на лекции.
Методика проведения:
Перед началом мини-лекции можно провести мозговой штурм или ролевую игру, связанную с предстоящей темой, что поможет актуализировать ее для участников, выяснить степень их информированности и отношение к теме.
Материал излагается на доступном для участников языке. Каждому термину необходимо дать определение. Теорию лучше объяснять по принципу «от общего к частному».
Перед объявлением какой-либо информации преподаватель спрашивает, что знают об этом студенты.
После предоставления какого-либо утверждения преподаватель предлагает обсудить отношение студентов к этому вопросу. Например:
· А вы как считаете?
· Как вы предлагаете это делать?
· Как вы думаете, к чему это может привести? И т.д.
Перед тем, как перейти к следующему вопросу, необходимо подытожить сказанное и убедиться, что вы были правильно поняты.
По окончании выступления нужно обсудить все возникшие у участников вопросы.
Затем спросить:
· Как можно использовать полученную информацию на практике?
· К каким результатам это может привести?
Задание 3