Развития личности, но не причиной срыва, так как идеальная самость
Отражает обостренное самолюбие, повышенную амбициозность.
4. Конгруэнтность — неконгруэнтность (человек не выражает
То, что он действительно чувствует) — соответствие между опытом и
сознаванием (совпадение: маленькие дети конгруэнтны — эмоции со-
ответствуют потребностям). Дзен-буддийская формула «когда я голо-
ден, я ем; когда я устал, я сижу; когда я хочу спать, я сплю» позволяет
Помочь завершить ситуацию и не нести невыраженный эмоциональ-
Ный багаж предыдущего опыта в каждую новую встречу. Пример не-
конгруэнтности: неспособность увидеть амбивалентность и справить-
Ся с ней вызывает чувство тревоги.
5. Тенденция к самоактуализации — фундаментальный аспект
Человеческой природы — движение к большей конгруэнтности и к
Более реалистичному функционированию. Психологический рост —
Динамичен как приспособление — принятие себя через другого и на-
оборот. Препятствием росту являются «условные ценности» — мери-
Ло истинного Я (искажается воспитанием). В процессе развития про-
Исходит переоценка ценностей на каждой новой стадии.
Потребность в любви и понимании постоянно присутствует в че-
Ловеке. Дети не отделяют своих действий от себя, они воспринимают
Одобрение своих действий как одобрение себя. Ребенок поддерживает
В себе реакцию получения материнской любви и может действовать
Против своих интересов ради удовлетворения других. В идеале, если
Ребенка всегда принимают, он не отторгает в себе подлинные, но не-
привлекательные стороны своей личности. «Условные ценности» —
Поведение или отношение, которые отрицают некоторый аспект само-
Сти, когда опыт намеренно избегается или ищется, препятствуя точ-
Ному осознаванию, фильтруя внутренние переживания и обеспечивая
Непрерывный приток любви. В той мере как они выдумываются, они
Являются неконгруэнтностью, разрывом между самостью и представ-
Лением о самости. Человек должен отрицать в себе какие-то стороны,
чтобы поддержать условные ценности. Возникает замкнутый круг:
Каждый опыт неконгруэнтности между самостью и реальностью ведет
К повышению уязвимости. Это рождает усиление внутренних защит,
Отрезающих опыт и создающих новые поводы для неконгруэнтности.
Когда защиты не срабатывают, появляется тревожность. Клиентцен-
Трированная терапия помогает разрушить условные ценности.
Терапия, центрированная на клиенте
Сам клиент всегда стремится к выздоровлению. Роль терапевта
В том, чтобы использовать это стремление и помочь его реализовать.
Акцент делается на эмоциональных аспектах, а не интеллекту-
Альных — непосредственное выражение чувств в ситуации доверия.
3. Опора на конкретную ситуацию: «здесь и теперь».
Ориентация на инициативу клиента и помощь терапевта с ми-
Нимальным участием. Клиент сам определяет те изменения, которые
Ему представляются необходимыми, и сам осуществляет их (сам спо-
Собен осознать и решить).
Вмешательство профессионала может быть враждебно личност-
Ному росту. Следует использовать резервные возможности клиента
При его активном участии.
Личность терапевта
«Ключи» находятся у клиента, но терапевт должен обладать оп-
Ределенными личностными качествами, чтобы помочь ему восполь-
Зоваться этими ключами.
А) Терапевт должен быть тем, что он есть на самом деле — это
Вызывает доверие клиента.
б) «Даосская любовь» (Маслоу) — любовь, которая не определя-
Ет, не ограничивает и не предлагает; относиться с уважением и со-
Страданием; видеть божественное в человеке.
В) Чувствовать внутренний мир клиента как свой собственный,
Это поддерживает его уверенность в своих силах и способности к са-
Мосовершенствованию. Христианство —- понять, принять, вместить.
Упражнения
О Анализ сопротивления (по парам). Подумать о чем-нибудь со-