Методология социально-психологического исследования

Предмет и задачи социальной психологии

Социальная психология – наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологические характериcтики самих этих групп. Наука, изучающая психологические явления (свойства, процессы и состояния), характеризующие индивидуального и группового субъектов социального взаимодействия.

Предметом является исследование закономерностей психического взаимодействия личностей и способов влияния на человека, коллектив… социально-психологические характеристики индивида как субъекта социальных отношений, изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Задачи

§ Феномен взаимодействия между людьми, в т.ч. общение.

§ Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных образований.

§ Массовые психические явления.

§ Собственно психологические механизмы социальных влияний на человека и его общности как участников социальной жизни, субъектов социального взаимодействия.

§ Выработка практических рекомендаций в плане совершенствования взаимодействия людей; усовершенствование социальной психологии как системы знаний; исследование проблем в больших группах (классы, нации); исследование проблем в малых группах (межличностные отношения, лидерство); социально-психологичекие проявления личности в коллективе.

Объект – личность в группе, межличностное взаимодействие, малая группа, межгрупповое взаимодействие, большая группа. Место: общая, социология. Дифференциация: промышленная социальная психология, селького хоз-ва, семьи, науки, и т.д. Интеграция: Социальная психология личности, социопсихолингвистика, социально-педагогическая психология и т.д.

Психология социальная как наука включает следующие основные разделы:

§ психологию общения, изучающую закономерности общения и взаимодействия людей – в частности, роль общения в системе отношений общественных и межличностных;

§ психологию групп, изучающую психологические характеристики групп социальных – как больших (классы, нации), так и малых; здесь изучаются такие явления, как сплоченность, лидерство, процесс принятия решений групповых, и пр.;

§ психологию социальную личности, изучающую, в частности, проблемы установки социальной, социализации, и пр.;

§ практические приложения.

Методология социально-психологического исследования

В современной науке термином методология (от греч. Memodos – путь исследования или познания, logos – понятие, учение), обозначают три разных уровня научного знания.

1.Общая методология – (общие принципы исследований) это совокупность общих принципов, способов организации (построения) и стандартов достоверности научного знания. Примерами таких принципов могут быть принципы детерминизма, развития, соответствия дополнительности и т.п. Для социальной психологии это диалектический и исторический материализм;

2. Специальная или частная методология – система частных принципов, постулатов, посылок и т.п., применяемых в конкретной области знания: принцип деятельности, принцип развития и др.;

3. Совокупность конкретных методических приемов – множество методик исследования, терапии, развития и т.д. анкета, тест, социометрия.

Принципы методологии:

1. единства сознания и деятельности;

2. принцип детерминизма;

3. принцип системности;

4. принцип объективности (процедура исследования должна быть организована так, чтобы быть максимально независимой от личности исследователя и среды).

Для научного исследования с позиций современной методологии науки характерно следующее:

1. наличие конкретного объекта исследования;

2. дифференцированное решение эмпирических (выявление фактов, разработка методов измерения), логических (вывод одних положений из других, установление связей между ними) И теоретических (выяснение причин, констатация принципов, формулирование гипотез и законов) познавательных задач;

3. четкое различение между установленными фактами и гипотезами;

4. объяснение и прогнозирование фактов и явлений.

Каждая из перечисленных характеристик имеет свою специфическую реализацию в социальной психологии.

Своеобразие социальной психологии также связано с особенностями объектов приложения социально-психологических методов. Указанные объекты, как правило, не имеют физических (например, пространственных границ, либо эти границы сильно размыты. Такими объектами, прежде всего, являются: личность отдельного человека (как индивида, «одетого» в отношения), общности личностей, взаимодействие между ними.

Существуют различные классификации и типологии социально-психол. методов. Для концептуальных и прикладных задач, решаемых психологами целесообразнее использовать следующую типологию. Методы:

1. феноменологизации и концептуализации;

2. исследования и диагностики;

3. обработки и интерпретации;

4. коррекции и терапии;

5. мотивирования и управления;

6. обучения и развития,

7. конструирования и творчества

Подготовка исследования – процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Надо позаботиться о надежной теоретической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу. Надо предусмотреть организационное и материально-техническое обеспечение, быть готовым к оперативному решению вопросов и т.д. и т.п. Но давайте по порядку...

Подготовка любого социологического исследования начинается с разработки программы, которая предполагает определение и обоснование проблемы исследования.

Исследование преследует практические цели и призвано дать объективную информацию для выработки управленческих решений.

Подготовка исследования включает определение ее объекта. Это – определенная общность людей, отражающая ту или иную социальную проблему.

Приступая к исследованию психолог формулирует гипотезы, а отталкиваясь от гипотезы можно выстроить задачи исследования.

Так как большинство исследований носит не сплошной, а выборочный характер, важно правильно отобрать количество и статус людей для опроса, т.е. провести выборку (ниже, мы постараемся более конкретно раскрыть каждое понятие).

В ходе подготовки исследования важное место занимает разработка инструментария: анкет, бланков интервью, учетных карточек или дневников наблюдений, наличие фото-видео аппаратуры, работа с персональным компьютером.

Исследование включает в себя несколько основных взаимосвязанных этапов (ниже мы постараемся взглянуть на эти этапы чуть шире):

1. Подготовка исследования.

2. Сбор первичной информации.

3. Подготовка собранной информации к обработке и ее обработка (вручную или на ЭВМ).

4. Анализ обработанной информации, формулировка выводов и практических рекомендаций.

Наши рекомендации