Тема 1.2 Проблема предмета психологии. Становление психологии как науки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ Ректор (первый проректор) ___________________________ «___»__________ 2014 г. Регистрационый № УД-Пс ______/14р. ФПП

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебная программа учреждения высшего образования

По учебной дисциплине для специальности

Практическая психология

Факультет педагогики и психологии

Кафедра психологии

Дневная форма получения образования Курс – 1 Семестр – 1-2 Лекции 150 часов Практические (семинарские) занятия 92 часа УСР 30 часов Курсовая работа 4 семестр Экзамен 1,2семестр Всего аудиторных часов по дисциплине 272 часа Заочная форма получения образования   Курс – 1-2 Семестр – 1-4 Лекции 40 часов Практические (семинарские) занятия 30 часов   Курсовая работа 5 семестр Экзамен 4 семестр Всего аудиторных часов по дисциплине 70 часов
Всего часов по дисциплине 672 часа (18 зачетных единиц)      

Составила: Л.И. Станиславчик - ст. преподаватель кафедры психологии

2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

РАЗДЕЛ 1. Развитие и становление психологии как науки

Тема 1. 1 Донаучные представления о предмете психологии

Донаучные представления о предмете психологии. Анимистические представления о душе. Философский период развития психологии. Философские учения о душе как первая форма психологических знаний. Вопрос о природе души в материалистических и идеалистических учениях философов Античности. Душа как разновидность материи (Демокрит).

Душа как неизменное в изменчивом, придающее изменчивому определенность (Гераклит).

Сократовский диалог – способ познания сути вещей. Рациональные основания объяснения природы человека. Душа как идея тела (Платон). Душа как способ организации живого тела (Аристотель).

Душа как особая сущность. Свойства души: познавательные способности и нравственные качества. Эмоционально-чувственная составляющая души (Эпикур).

Взаимоотношения души и тела.

Душа как сверхъестественная, божественная сущность в эпоху Средневековья. Раскрытие таинств души в религиозном опыте. Мышление, память, воля как функции души (Августин Блаженный). Проблема соотношения веры и знания. Развитие герменевтического метода.

Накопление эмпирического знания о природе человека арабскими философами и врачами.

Антропоцентризм в эпоху Возрождения.

Опыт как источник познания. Механицизм Нового времени.

Метод универсального сомнения Р. Декарта. Душа как внутренний мир самонаблюдения, сознание.

Явления сознания как предмет психологии. Развитие эмпирической ассоциативной наукообразной психологии.

Тема 1.2 Проблема предмета психологии. Становление психологии как науки

Становление психологии как самостоятельной науки. Непосредственный опыт как предмет психологии (В. Вундт). Метод интроспекции в изучении свойств и структуры сознания.

Интенциональные акты сознания как предмет психологии (Ф. Брентано). Структурализм и функционализм.

Идеалистический взгляд на природу психического в трудах русских писателей и философов-экзистенциалистов.

Происхождение психических деятельностей как предмет психологии (И.М. Сеченов). Рефлексология.

Поведение как предмет психологии (Дж. Уотсон). Бихевиоризм и необихевиоризм.

Бессознательное как предмет психологии. Фрейдизм и неофрейдизм.

Целостные структуры психики как предмет гештальтпсихологии (М. Вертгеймер).

Познавательные процессы, интеллект как предмет когнитивной психологии (У. Найссер).

Уникальность личности, индивидуальность как предмет гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл).

Психика (в деятельности) как предмет советской психологии. Развитие взглядов на предмет психологии. Система знаков (Л.С. Выготский). Практическая деятельность как опосредующая психические процессы (А.Н. Леонтьев). Ориентировочная деятельность (П.Я. Гальперин). Психические явления как предмет психологии (К.К. Платонов).

Предмет психологии как абсолютизация отдельных категорий – основа оформления течений и научных школ. Душа, сознание, функция, образ, мотивы, установки, поведение, деятельность, личность как предметы научной психологии. Полипредметность современной психологии.

Наши рекомендации