Развитие ребенка первого года жизни

О возрастном развитии ребенка написано много книг и сделано много наблюдений. В данной книге мы не используем ни один из ма­териалов, написанных ранее. Это связано с тем, что за редким исклю­чением все они основаны на лабораторных наблюдениях за детьми и поэтому многие моменты поведения и развития ребенка остались незамеченными. Настоящий материал написан на основе ежеднев­ных наблюдений за 153 здоровыми малышами в домашних условиях. Записи вели сами матери, прошедшие специальную подготовку и по­стоянно консультируемые автором. Кроме того, здесь нашли отраже­ние наблюдения и дневниковые записи за развитием собственных шести детей автора.

Для удобства описания различных психофизиологических явлений развитие ребенка первого года жизни условно делят на периоды. Мы выделим три периода развития:

• первый день жизни, где особо выделяется первый час жизни. Этот период важен для положительного импринтинга, а также для фор­мирования привязанности к матери и положительного впечатле­ния об окружающем мире (его мы описали ранее);

• адаптационный период, длится первые 6 недель жизни, а точнее, со 2-го по 42-й день, и характеризуется приспособлением малыша к новым условиям существования. Он в свою очередь делится на период новорожденное™ (со 2-го по 14-й день) и собственно адаптационный период (с 14-го по 42-й день);

• грудничковый период, длится до исполнения малышу 1 года, в те­чение которого основным источником пищи, положительных эмоций и стимулов для развития является грудное вскармлива­ние. Рассматривая особенности развития грудного ребенка, следует учи­тывать, что приводимые ниже темпы его развития возможны при ус­ловии мягкой адаптации новорожденного к новой среде существова­ния, правильно организованном грудном вскармливании и уходе, учитывающем все психофизиологические потребности ребенка. Описанные ниже темпы и уровень психоэмоционального развития могут быть достигнуты ребенком только при условии, что мать обла­дает сформированным материнским поведением, кормит грудью и стремится к пониманию и удовлетворению всех его потребностей. Описывая развитие ребенка первого года жизни, мы рассмотрим мо­торное развитие, психоэмоциональное развитие и уход за ним, включающий грудное вскармливание.

Общие принципы развития

Начиная описывать помесячное развитие малыша от 1 месяца до 1 года, необходимо рассмотреть некоторые общие принципы разви­тия, характерные для данного периода.

1. Последовательность развития. Чрезвычайно важно, чтобы ребенок проходил этапы развития в определенной последовательности. Например, ма­лыш не может овладеть ползаньем раньше, чем научится переворачи­ваться со спины на живот. Последовательность овладения теми или иными навыками гораздо важнее, чем сроки, в которые он это сделал. Скорость освоения двигательными навыками у разных детей значи­тельно отличается. Например, переворот со спины на живот один ре­бенок может освоить в 2,5 месяца, а другой — в 4 месяца. Причем это не будет являться отставанием или опережением в развитии, по­скольку эта разница может быть обусловлена темпераментом, тело­сложением ребенка, его отношением к окружающему миру, а также взаимоотношениями с мамой. Вмешаться в процесс развития и нару­шить его могут различные причины, например болезнь ребенка, травма, а также различные методики раннего развития, направлен­ные на опережение естественных процессов.

2. Развитие различных форм поведения. У ребенка первого года жизни одновре­менно с двигательными навыками и психоэмоциональной сферой формируются следующие формы поведения: пищевое поведение, со­циальное поведение, поведение, связанное с отправлением естест­венных нужд, знакомство со своим телом и окружающим миром и т.д. Эти формы поведения имеют свои этапы и последовательность появ-

ления, что отражается в помесячном развитии ребенка. Изменение сроков их появления или отсутствие какой-либо формы поведения свидетельствуют о нарушении процесса развития.

3. Соотношение психоэмоционального и моторногоразвития. Успешное разви­тие моторных навыков далеко не всегда свидетельствует об успеш­ном психоэмоциональном развитии. Поэтому, наблюдая за развити­ем ребенка этого возраста, очень важно сначала оценить его психи­ческое развитие, а потом уже моторные навыки и ловкость.

Наши рекомендации