Раздел второй. Трансформация ума 1 страница

Раздел первый. Тройная Трансформация: Психическая - Духовная - Супраментальная.

I

Фундаментальными реализациями этой йоги являются:

1. Психическое изменение, дабы полное посвящение могло быть главным побуждением сердца и властелином мысли, жизни и действия в постоянном единении с Матерью и в ее Присутствии.

2. Нисхождение Покоя, Силы, Света и т.д. Верхнего Сознания через голову и сердце во все существо, завладевающее каждой клеткой тела.

3. Восприятие Единого и Божественного бесконечно повсюду, восприятие Матери повсюду и жизнь в этом бесконечном сознании.

* * *

Вы знаете три вещи, на которых должна быть основана реализация:

(1) на восхождении к позиции над умом, и на раскрытии космического сознания;

(2) на психическом раскрытии; и

(3) на нисхождении верхнего сознания с его покоем, светом, силой, знанием, Анандой и т.д. во все уровни существа вниз вплоть до наиболее физического.

Все это должно быть сделано работой силы Матери, которой помогает ваше стремление, преданность и самоотдача.

Таков Путь. Остальное - дело проработки этих вещей, для чего вы должны иметь веру в работу Матери.

* * *

Когда говорят о божественной искре, то чаще имеют в виду душу как частичку Божественного, которая спускается сверху в проявление (манифестацию), чем нечто, что отделило себя от космоса. Это природа сформировала себя из космических сил, ум - из вселенского ума, жизнь - из вселенской жизни, тело - из космической Материи.

Для души существует три реализации: - (1) реализация психического существа и сознания как божественного элемента в эволюции; (2) реализация космического Я, которое едино во всем; (3) реализация Верховного Божественного, из которого вышли и индивидуальное, и космическое, и индивидуальное существо (Дживатма) является вечной частицей Божественного.

* * *

Физическое, конечно, является основой, тогда как надразум находится между двух полусфер. Нижняя полусфера должна содержать в себе весь ум, включая его более высокие планы, витал и физическое. Верхняя полусфера содержит Божественное существование-сознание-блаженство со сверхразумом в качестве средства своего самовыражения. Надразум пребывает в верхней части нижней полусферы и является переходным или промежуточным планом между двумя (полусферами).

Психическое существо находится позади сердца, поддерживая ум, жизнь и тело. Психическая трансформация состоит из трех главных элементов: (1) открытие оккультного внутреннего ума, внутреннего витала, внутреннего физического, дабы начать осознавать все то, что находится за поверхностным умом, жизнью и телом - (2) открытие психического существа, или души, в результате которого она выходит вперед и руководит умом, жизнью и телом, обращая все к Божественному; - (3) открытие всего нижнего существа к духовной истине - последнее может быть названо психо-духовной частью изменения. Вполне возможно, что психическая трансформация вынесет за пределы индивидуального в космическое. Даже оккультное раскрытие устанавливает связь с космическим умом, космическим виталом, космическим физическим. Психическое осуществляет контакт со все-существованием, единство с Я, универсальную любовь и другие реализации, которые ведут к космическому сознанию.

Но все это есть результат открытия к духовному наверху, и это приходит через инфильтрацию (проникновение) или отражение духовного света и истины в уме, жизни и теле. Собственно духовная трансформация начинается или становится возможной когда поднимаются над умом и жизнью, управляя всем сверху. Даже в психической трансформации возможно поднятие вверх, через некий вид ухода выше ментального, витального и физического существования и возвращение назад, но невозможно еще постоянно жить в верхнем сознании, где пребывает надразум со всеми другими планами, которые находятся выше человеческого Ума.

Супраментальная трансформация может прийти только когда крышка между нижней и верхней полусферами, или половинами существования, убрана и вместо надразума уже сверхразум становится ведущей силой существования, но об этом сейчас ничего сказать нельзя.

* * *

Между психизацией и спиритуализацией (одухотворением) есть различие. Духовное изменение - это то, что спускается сверху, психическое изменение - это то, что приходит изнутри через преобладание психическое в уме, витале и физическом.

* * *

Психизация означает изменение нижней природы, которое приносит правильное видение в ум, правильный импульс и чувство в витал, правильное движение и привычку в физическое - все поворачивается к Божественному, все базируется на любви, обожании, бхакти - в конечном итоге, на видении и ощущении Матери везде и во всем, так же как и в сердце, (ощущение) ее работающей в существе Силы , веры, посвящения, самоотдачи.

Духовное изменение - это установившееся нисхождение мира, света, знания, силы, блаженства сверху, осознание Я и Божественного и высшего космического сознания и изменение всего сознания в это.

* * *

Два ощущения и оба верные - они указывают на две необходимости в садхане. Одна - идти во внутрь и полностью открыть связь между психическим существом и внешней природой. Другая - открыться вверх к Божественному Покою, Силе, Свету, Ананде свыше, подняться вверх в это и принести это вниз в природу и тело. Ни одно из этих движений (психическое и духовное) не является полным (завершенным) без второго. Если не сделано духовное восхождение и нисхождение, то не может произойти духовная трансформация природы; если не сделано полное психическое открытие и связь, то трансформация не может быть завершена.

Нет несовместимости между этими двумя движениями; одни начинают сначала с психического, другие - с духовного, некоторые поддерживают одновременно и то, и другое. Наилучшим способом будет стремиться к обоим, и позволить Силе Матери произвести их (психическую и духовную трансформацию) в соответствии с нуждой и склонностью природы.

* * *

Если бы развитие высшего сознания не приносило бы вещи, которые были раньше неизвестны уму, то это было бы нехорошо для многих. Объединение психического с силами и активностями высшего сознания необходимо для садханы в тот или иной период времени.

* * *

Психическая - это первая из двух необходимых трансформаций. Если у вас есть психическая трансформация, то это очень облегчает другую, т.е. преобразование обычного человека в высшее духовное сознание - иначе, похоже, будет либо медленное и скучное, либо волнующее, но опасное путешествие…

Я никогда ничего не говорил о «трансформации психики»; я всегда писал о «психической трансформации» природы, что совсем другое дело. Я иногда писал об этом как о психизации природы. Психическое находится в эволюции, часть человеческого существа, его божественная часть - поэтому психизация не выносит за пределы нынешней эволюции, но делает существо готовым отвечать всему, что приходит от Божественного или от Высшей Природы и не желающим отвечать Асуру, Ракшасу, Пишачу или Животному в существе или любому сопротивлению нижней природы, которое стоит на пути божественного изменения.

* * *

Я читал ваш отчет о вашей садхане. Я думаю, что мне нечего сказать, поскольку все в порядке, за исключением того, что самой важной вещью для вас является развитие психического огня в сердце и стремления для психического существа выйти вперед как руководителя садханы. Когда психическое сделает так, оно будет показывать вам «необнаруженные узлы эго», о которых вы говорите и развязывать их или сжигать в психическом огне. Это психическое развитие и психическое изменение ума, витала и физического сознания является крайне важным, поскольку это делает легким и безопасным нисхождение высшего сознания и духовную трансформацию, без которых супраментал всегда будет оставаться далеко. Силы и т.д. имеют свое значение, но очень незначительное до тех пор, пока это не сделано.

* * *

Все опасно или может быть опасным в садхане за исключением психического изменения.

* * *

Душа, психическое существо находится в прямом контакте с божественной Истиной, но в человеке она скрыта умом, витальным существом и физической природой. Можно практиковать йогу и получать озарения в уме и рассудке; можно завоевать силу и наслаждаться всеми видами опытов в витале; можно даже достичь удивительных физических Сиддхи; но если истинная душа-сила позади не проявляется, если психическая природа не выходит вперед, то не сделано ничего подлинного. В этой йоге психическое существо является тем, что открывает остальную природу истинному супраментальному свету и в конце концов к верховной Ананде. Ум может открыться сам к своим более высоким сферам; он может успокоить себя и расшириться в Имперсональное; он может также одухотворить себя в неком виде статического освобождения или Нирване; но супраментал не может найти достаточной основы только в одухотворенном уме. Если глубочайшая душа пробуждена, если есть новое рождение из простого ментального, витального и физического в психическое сознание, тогда эта йога может быть сделана; иначе (только силами ума или какой-либо другой части) это невозможно... Если есть отказ от нового психического рождения, отказ стать новорожденным дитя Матери из-за привязанности к интеллектуальному знанию или ментальным идеям или к какому-то витальному желанию, то будет поражение в садхане.

* * *

Психическое существо всегда там, но оно неощутимо потому, что оно закрыто умом и виталом; когда оно больше не закрыто, тогда говорят, что оно пробуждено. Когда оно пробуждено, оно начинает овладевать остальным существом, влиять на него, изменять его, дабы все могло стать истинным выражением внутренней души. Именно это изменение названо внутренней конверсией. Не может быть внутренней конверсии без пробуждения психического существа.

* * *

В использовании выражения «открытие психического» я подразумевал не обычное психическое открытие, производимое некоторым количеством психической (как противоположность витальной) любви, бхакти, но то, что называется выходом вперед психического. Когда это происходит, осознают психическое существо с его простой спонтанной самоотдачей и чувствуют его усиливающийся прямой контроль (не просто завуалированное или полузавуалированное влияние) над умом, виталом и физическим. В особенности есть психическая проницательность, которая сразу освещает мысли, эмоциональные движения, витальные толчки, физические привычки и не оставляет ничего затемненного там, замещающая неправильные движения правильными. Именно это так трудно и редко, поскольку более часто различение ментально и именно ум все старается привести в порядок. В этом случае именно нисхождение высшего сознания через ум открывает психическое, вместо прямого психического открытия.

* * *

Никто и не говорил, что оно[открытие психического] должно быть сделано обязательно сверху. Естественным образом это делается напрямую и тогда это наиболее эффективно. Но если находят, что сделать это напрямую трудно, как это бывает в природе у некоторых, тогда изменение начинается сверху и сознание, нисходящее оттуда, должно освободить сердечный центр. Когда оно воздействует на сердечный центр, психическое действие становится более возможным.

* * *

Это [динамическое нисхождение сверху в сердечный центр] может помочь психическому выйти вперед, но оно не всегда делает это так автоматически - по крайней мере, это создает лучшие условия для психического.

* * *

Прямое открытие психического центра легко только когда эгоцентричность сильно ослаблена, а также когда есть сильная бхакти к Матери. Необходимо духовное смирение и чувство подчинения и зависимости.

* * *

Под выходом [психического] на передний план просто подразумевается следующее. Обычно психическое находится глубоко внутри. Очень немногие люди осознают свои души - когда они говорят о своей душе, обычно имеют в виду витальное + ментальное существо или еще (ложную) душу желания. Психическое остается позади и действует только через ум, витал и физическое, как только может. По этой причине психическое существо, за исключением тех у кого оно очень сильно развито, оказывает лишь малое и частичное, скрытое и смешанное или разбавленное влияние на жизнь большинства людей. Выход вперед означает, что оно выходит из-за вуали, его присутствие уже ощутимо в пробужденном дневном сознании, его влияния наполняют, преобладают, трансформируют ум, витал и их движения и даже физическое. Человек осознает свою душу, чувствует, что психическое является его истинным существом, а ум и остальное существо становятся лишь инструментами глубочайшего в нас.

Внутренний ментал, витал, физическое также завуалированы, но гораздо ближе к поверхности, и многое из их движений или влияний проходит сквозь вуаль (но не в какой-то полноте или чистоте) в жизни развитых человеческих существ, что-то - даже в жизни обычных людей. Но в йоге это тоже со временем сбрасывает вуаль и выходит вперед, и их действие преобладает в сознании, в то время как внешнее больше уже не ощущается как свое собственное я, но лишь как фронтальная часть или даже периферия существа.

* * *

Мне кажется, что к этому времени вы уже должны знать о психическом существе, что оно вместе со своим сознанием находится за вуалью, лишь немногое из него выходит в ум, витал и физическое. Когда это сознание не скрыто, когда вы осознаете свою душу (психическое существо), когда его чувства и сознание является вашим, тогда вы имеете сознание психического существа. Чувства и стремления психического существа все обращены к истине, к правильному сознанию, к Божественному; это единственная часть, которая не может быть затронута враждебными силами и их внушениями.

* * *

У большинства людей психическое существо проявляется медленно, даже после начала садханы. Существует так много в уме и витале того, что должно измениться и переделать себя прежде, чем психическое сможет быть полностью свободным. Нужно ждать пока необходимый процесс не продвинется достаточно далеко, прежде чем оно сможет разорвать свою вековую вуаль и выйти вперед, чтобы контролировать природу. Это правда, что ничто не дает так много внутреннего счастья и радости - хотя покой может прийти через ментальное или витальное освобождение или от роста сильной саматы (samata- ровность) в существе.

* * *

Не существует процесса для этого [достижение выхода психического вперед]. Это приходит подобно остальным вещам - вы должны стремиться к этому и это случится только тогда, когда вы достаточно продвинуты.

* * *

Только тогда психическое существо может полностью открыться, когда садхак освободится от смеси витальных мотивов в своей садхане и станет способен на простую и искреннюю самоотдачу Матери. Если есть малейшая эгоистическая склонность или неискренность мотивов, если йога делается под давлением витальных требований, или частично или полностью для удовлетворения неких духовных или других амбиций, гордости, тщеславия или в поисках власти, положения или влияния на других, или под влиянием любого импульса к удовлетворению любого витального желания при помощи йогической силы, тогда психическое не сможет открыться или открывается лишь частично, или только на время и снова закрывается витальными активностями; психический огонь тухнет в удушливом витальном дыму. К тому же, если ум занимает лидирующее положение в йоге и отодвигает внутреннюю душу на задний план или, если бхакти или другие движения садханы принимают больше витальную, чем психическую форму, то будет та же неспособность. Чистота, простая искренность и способность к неэгоистическому беспримесному самопредложению без претензий или требований являются условием полного открытия психического существа.

* * *

Конечно, эго и витал с его требованиями и желаниями всегда являются главным препятствием в проявлении психического. Ибо они побуждают жить, действовать, даже делать садхану ради своей собственной выгоды, а психизация означает жить, действовать и делать садхану для Божественного.

* * *

Если желание отвергается и больше не руководит мыслью, чувством или действием и есть непоколебимое стремление к полной, искренней самоотдаче, через некоторое время психическое обычно открывается.

* * *

Чтобы вывести психическое вперед, нужно избавиться от эгоизма и требования (которые являются основой витальных чувств) или, по крайней мере, никогда их не принимать.

* * *

В широким масштабе он [поток любви и радости из сердечного центра] может быть неправильно использован только если есть сильное и неистовое витальное эго, неприученное к коррекции, или же если есть витал, наполненный кама васана (kama vasana - желания, требующие удовлетворения). В малом масштабе он может быть неверно использован мелкими эгоистическими реакциями, тщеславиями, амбициями, требованиями нижнего витала, поддерживающих себя на его основе. Если вы внимательно следите за этими вещами, то нет опасности неверного использования. Если психическое проявляет психическую проницательность вместе с любовью, то нет опасности, поскольку свет психической проницательности сразу откажет во всяком смешении или неправильном использовании.

* * *

Стремление, постоянное и искреннее, и воля, обращенная исключительно к Божественному, являются наилучшим средством для вывода психического вперед.

* * *

Оно [психическое] выходит вперед либо через постоянную любовь и стремление, либо когда ум и витал уже подготовлены в результате нисхождения сверху и работы Силы.

* * *

Если есть воля к самоотдаче в центральном существе, тогда психическое может выйти вперед.

* * *

Центральное существо находится над Адхаром (тонкое тело) - большинство людей не осознают свое центральное существо (Дживатма) - они осознают только эго.

Психическое - это душа, она есть частица Божественного, которая поддерживает ум и тело в эволюции. Психическое получает Божественную помощь напрямую от Божественного.

Центральное существо это то, от которого зависят все другие. Если оно делает свою самоотдачу, это означает, что оно отказывается от своего отдельного осуществления для того, чтобы быть инструментом Божественного, тогда для ума, витала и физического легче осуществить самоотдачу.

* * *

Оно не нуждается в благоприятных обстоятельствах. Если воля центрального существа обращается к единению с Божественным, то оно отказывается от своего отдельного осуществления.

* * *

Его [психическое существо] самоотдача должна быть осуществлена сознательно и со все большим и большим знанием. Психическое стремится к Божественному или откликается на божественные вещи, оно стремится к самоотдаче в принципе, но оно должно развить свою самоотдачу в деталях, принося с собой сдачу всего существа.

* * *

Ничто, сделанное в прошлом или в настоящем, не может помешать психическому выйти вперед, если есть истинная воля освободиться от этих вещей и жить в психическом и духовном сознании.

* * *

Вашим первым опытом было переживание открытия психического; вы стали осознавать психическое существо, его стремления и переживания, а также внешнее существо впереди, как две отдельные части вашего сознания. Вы не смогли сохранить это переживание поскольку витал был не очищен и вытолкнул вас в обычное внешнее сознание. В последствии вы вернулись назад в психическое и могли одновременно видеть вашу обычную витальную природу, стали осознавать ее дефекты и работать силой психического для ее очищения. Я писал вам в начале, что в этом и заключается метод; ибо если психическое пробуждено и на переднем плане, то становится легко осознавать вещи, которые должны быть изменены во внешней природе, а также относительно легко изменить их. Но если психическое вуалируется и отступает на задний план, то внешней природе, предоставленной самой себе, трудно продолжать осознавать свои собственные неправильные движения и, даже с великими усилия, не может успешно избавиться от них. Вы можете видеть себя как в пищевой оболочке (as in the matter of food), и что при активном и пробужденном психическом правильное отношение приходит естественным образом, и какие бы ни были трудности они вскоре уменьшаются или даже исчезают.

Я также говорил вам тогда, что в природе есть третья часть, внутреннее существо (внутренний ум, внутренний витал, внутреннее физическое), которые вы еще не осознаете, но которые также должны по очереди открыться. Именно это и произошло в вашем прошлом опыте. То, что вы чувствовали как часть вас, - вы сами, но не ваше физическое я, поднимающееся, чтобы встретить верхнее сознание наверху – это было то внутреннее существо; это было ваше (внутреннее) верхнее витальное существо, которое поднималось подобным образом, чтобы соединиться с высочайшим Я над ним - и оно было способно сделать это, поскольку всерьез началась работа по очищению внешней витальной природы. Всякий раз, когда происходит очищение внешней природы, у внутреннего существа появляется больше возможности проявить себя, стать свободным и открыться верхнему сознанию над ним.

Когда это происходит, одновременно происходит несколько вещей. Во-первых, осознается безмолвное Я вверху - свободное, широкое, беспредельное, чистое, не обеспокоенное ментальными, витальными и физическими движениями, свободное от эго и ограниченной персональности - это то, что вы описали в своем письме. Во-вторых, Божественная Сила нисходит через это безмолвие и свободу Я и начинает работать в Адхаре. Это то, что вы чувствовали как давление; ее прохождение через макушку головы, лоб, глаза, нос означает, что она работала, чтобы открыть ментальные центры - особенно два верхних центра мысли, воли и видения во внутреннем ментальном существе. Эти два центра названы тысячелепестковым лотосом и аджна-чакра между бровями. В-третьих, этой работой открыты и освобождены внутренние части существа; вы освобождены от ограничений обычного индивидуального ума, витала и физического и стали осознавать обширное сознание, в котором вы можете быть более способны к необходимой трансформации. Но это неизбежно является делом времени и долгой работы, и вы делаете только первые шаги на этом пути.

Когда уходят во внутреннее существо, тенденцией является уход полностью во внутрь и потеря сознания внешнего мира - это то, что люди называют Самадхи. Но также необходимо быть способным иметь подобные опыты (Я, работы во внутреннем сознании и пр.) в пробужденном состоянии. Наилучшим правилом для вас будет допускать полный уход внутрь только когда вы одни и нет вероятности быть потревоженным, а в другое время приучать себя иметь эти же переживания в физическом сознании, пробужденном и участвующем в них или, по крайней мере, осознающем их.

* * *

Когда пробуждается психическое существо, вы начинаете осознавать свою собственную душу; вы узнаете ваше я. И вы больше не совершаете ошибки, идентифицируя себя с ментальным или витальным существом. Вы не примете их по ошибке за душу.

Во-вторых, когда пробуждено, психическое дает истинное бхакти к Богу и к Гуру. Это бхакти совершенно отличается от ментального или витального бхакти.

В уме можно восхищаться или высоко ценить человека или Гуру за его интеллектуальное величие, но это просто ментал; он не продвинет дело очень далеко. Конечно, от этого также нет и вреда. Но сам по себе он не откроет все внутреннее существо; он только устанавливает ментальный контакт.

Витальное бхакти требует и требует. Оно накладывает свои собственные условия. Оно отдает себя Богу, но с условием. Оно говорит Богу: «Ты такой великий, я поклоняюсь тебе, а сейчас удовлетвори это мое желание или ту амбицию, сделай меня великим, сделай меня великим садхаком, великим йогином и т.д.»

Непросветленный ум тоже сдается Истине, но ставит свои собственные условия. Он говорит Истине: «Оправдай мое мнение и мое суждение»; он требует, чтобы Истина отлила себя в формы его ума.

Витальное существо также настаивает на том, чтобы Истина бросила себя в его собственное движение силы. Витальное существо тянет из Высшей Силы и тянет из витального существа Гуру.

Оба они (ментал и витал) имеют ментальные оговорки в своей самоотдаче.

Но психическое существо и его бхакти не такое. Потому, что оно находится в прямом контакте с Божественным позади него, оно способно на истинное бхакти. Психическое бхакти не выдвигает никаких требований, не делает никаких оговорок. Оно удовлетворено своим собственным существованием. Психическое существо знает как подчиняться Истине правильным образом. Оно отдает себя искренне Богу или Гуру, и поскольку оно может истинно отдавать себя, поэтому оно может также истинно получать.

В-третьих, когда психическое существо выходит на поверхность, оно чувствует печаль, когда ментальное или витальное существо делают из себя дурака. Эта печаль есть нарушенная (оскверненная) чистота.

Когда ум играет в свою собственную игру или когда витальное существо уносимо прочь своими собственными импульсами, именно психическое существо говорит: «Я не хочу этих вещей; разве я здесь для всего этого? Я здесь для Истины, я здесь не для этих вещей».

Психическая печаль также отличается от ментальной неудовлетворенности или витальной печали или физической депрессии.

Если психическое существо сильное, оно ощутимо в ментальном или витальном существе, и принуждает их - заставляет их - измениться. Но если оно слабо, другие части существа используют это и обращают психическую печаль для своей выгоды.

В некоторых случаях психическое существо подходит к поверхности и опрокидывает ментальное и витальное существо и ввергает все в беспорядок. Но если ум или витальное существо сильнее, чем психическое, то оно отбрасывает лишь случайное влияние и постепенно отходит назад. Весь его крик как в пустыне; и ментальное или витальное существо продолжают следовать по своему кругу.

Наконец, психическое существо отказывается быть обманутым внешними проявлениями. Оно не захватывается ложью. Оно отказывается быть подавленным ложью - а также не преувеличивает истину. Например, даже если все вокруг говорят, что «Бога нет», психическое существо отказывается верить этому. Оно говорит: «Я знаю, и я знаю потому, что я чувствую».

И поскольку оно знает вещи изнутри, то оно не обманывается проявлениями. Оно непосредственно чувствует Силу.

Также, когда психическое существо пробуждено, оно выбрасывает все загрязнения из эмоционального существа и освобождает его от сентиментальности или игры низших эмоций.

Но оно не несет в себе сухость ума или преувеличение витальных чувств. Оно придает точный оттенок каждой эмоции.

* * *

[Признаки выхода психического вперед:] В основном любовь, бхакти, самоотдача, пожертвование всего, взгляд внутрь, который всегда ясно видит, что духовно правильно, а что нет и автоматически отвергает последнее - полное пожертвование и посвящение всего в человеке Матери.

* * *

Это одна часть психического переживания - другая - это полная самоотдача, отсутствие требования, выход вперед психического существа, от чего все ложное, неправильное, эгоистичное, противоположное Божественной Истине, Божественной Воле, Божественной Чистоте и Свету показывается, отбрасывается, не может превалировать в природе. Вместе с этим возрастают психические качества: благодарность, повиновение, бескорыстие, точность истинного восприятия, истинный импульс и т.д., которые приходят от Матери или ведут к Матери. Когда эти качества растут, тогда и другие: Присутствие, Любовь, Радость, Красота могут развиваться и постоянно там присутствовать.

* * *

Изменение, которое удерживает сознание обращенным к свету и делает верную позицию сознания спонтанной и естественной, а принятие и отвержение так же спонтанным, называется психическим изменением. Можно сказать, что обычно человек живет в своем витале, и тело является его инструментом, а ум - его советником и министром (за исключением немногих людей, которые, главным образом, живут для вещей ума, но даже они подчинены виталу в своих обычных движениях). Духовное изменение начинается, когда психическое существо становится основой и лидером сознания, а ум, витал и тело ведомы им и подчиняются ему. Конечно, если это однажды произошло полностью, сомнение, депрессия и отчаяние больше не могут прийти, хотя еще могут быть и есть трудности. Если оно еще не полностью фундаментально завершено, даже тогда эти вещи не приходят или являются краткими, проходящими облаками на поверхности - ибо есть скала поддержки и определенности в основе, которая, даже если частично скрыта, не может исчезнуть полностью.

Тем не менее, обычно постоянный возврат депрессии, отчаяния, сомнения и протеста происходит из-за возврата ментальной или витальной формации, которая овладевает витальным умом и заставляет его бежать всегда по тому же самому кругу при малейшем неприятном случае или даже без повода. Это как болезнь, на которую тело дает согласие по привычке и из-за веры в болезнь, даже когда оно страдает от этого, и, однажды начавшись, болезнь идет своим привычным курсом, если не прерывается резко некой сильно противодействующей силой. Если однажды тело не дает своего согласия, болезнь немедленно или быстро прекратится - в этом был секрет системы Куэ. Здесь также, если витальный ум не дает своего согласия, отказывается подчиняться привычным внушениям и привычным движениям, эти повторения депрессии и отчаяния можно быстро прекратить. Но это не легко для этого ума, однажды давшего свое согласие на привычку, -даже совершенно пассивное, страдающее и сопротивляющееся согласие - отменить привычку и избавиться от порочного круга. Это может быть легко сделано только когда ум отказывается больше верить в внушения или принимать идеи или чувства, которые запускает (старый) круг.

Наши рекомендации