Тема 21. ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОПЕРАЦИИ
Воздействие эффективно тогда, когда более полно и четко определены слабые места оппонента или противника. При этом можно говорить о стратегическом и тактическом воздействии на массовое и индивидуальное
сознание, примером первого может служить кино, примером второго — теленовости.
И то, и другое воздействие формирует необходимую с точки зрения общества картину мира. Но если кино скорее вводит правила этой картины, откуда могут последовать интерпретации новых фактов, в ней не представленных, то теленовости дают факты, которые позволяют либо выйти на правила, либо просто проиллюстрировать имеющиеся в массовом сознании правила интерпретации данной действительности.
Пример | Действие | |
Стратегическое информационное | кино | введение правил для интерпретации новых фактов |
Тактическое информационное воздействие | теленовости | введение фактов, иллюстрирующих имеющиеся правила |
Любая информационная операция жестко задает свои цели, поскольку только это дает возможность реально оценивать ее эффективность. Например, цели листовок по поводу дезертирства формулируются следующим образом1:
- не вызывать негативной реакции,
- вызывать понимание возможности дезертирства,
- вызывать размышления по поводу того, делать или не делать этого,
- вызывать желание дезертировать, в подталкивать к дезертирству.
При этом важным компонентом является обсуждение данных проблем со своим окружением. Так, для периода Второй мировой войны подчеркивается, что целью листовок было обсуждение своего военного положения между солдатами, их желания остаться в живых ради их семей, разумности почетной сдачи в плен2. То есть можно утверждать, что стимуляция обсуждения "запретных" тем в результате приводит к порождению нужных решений.
Выдвигается также требование ориентироваться на факты, поскольку они представляют наибольший интерес для
аудитории.
С другой стороны, факты выглядят как наиболее достоверный материал, с которым не имеет смысла спорить. "Информационное сообщение, используемое на всех этапах психологической войны, избегает аргументов, побуждений или призывов. Его заботой является предоставление неприукрашенных фактов в таком виде, чтобы они имели сильное психологическое влияние на читателя"3.
Психологические/информационные операции в первую очередь используют имеющееся информационное пространство, опираясь на наиболее эффективные коммуникационные потоки. Изменения в это пространство можно внести двумя путями:
- изменив набор сообщений,
- в изменив организацию самого пространства.
Пример первого варианта можно увидеть, сравнив прессу до периода перестройки, периода перестройки и современную прессу.
Такое сопоставление продемонстрирует резкие тематические изменения наполнения газет, которые состоялись за это время. Вспомним также войну компроматов, которую также можно рассматривать как вариант тематического изменения. Еще одним вариантом подобного преобразования служит изменение приоритетности сообщений: нужным сообщением придается больше внимания, одновременно это снижает уровень внимания к сообщениям, которые являются неинтересными со стороны пропагандиста. То же используется и в случае негатива: властные структуры могут выдать отрицательное для них сообщение в сумме с другим, тоже отрицательным, а не делать этот всплеск отрицательного внимания дважды.
Одновременно более эффективно можно провести изменения, перестроив само информационное пространство. Рассмотрим некоторые возможные варианты этих изменений:
• расширение контекста: когда одной группе общества СМИ дают голос за счет других. В вещании на соцстраны, в период вьетнамской войны пропагандисты предоставляли слово, например, интеллигенции, чье недовольство ситуацией проектировалось на все общество, при этом голос малой части общества становился голосом всего общества, что было выгодно для пропагандистских целей.
• замедление/ускорение информационных процессов: в зависимости от потребностей некоторые информационные процессы могут замедляться, другие — ускоряться. В результате происходит ускорение/замедление нужных для коммуникатора процессов.
Например, раскрыв страну для новостей с одной части земного шара, мы ускоряем выработку общих ценностей и идеалов. Другой пример, замедлив процесс книгоиздания, создание собственной кино- и телепродукции, мы приостанавливаем процессы собственного осмысления ситуации, используя вместо этого интерпретации других сторон, чью продукцию мы потребляем вместо своей собственной.
в замена ключевых коммуникаторов: как пишется в американском уставе по психологическим операциям, в случае когда ключевые коммуникаторы не работают на нужные цели, их предписывают изолировать, предоставив обществу других ключевых коммуникаторов. Соответственно, каждое резкое изменение выносит вперед новые типажи ключевых коммуникаторов. Например, период перестройки вывел журналистов, писателей на новые для них политические позиции.
• создание пассивного большинства: телевидение сориентировано на фактический материал, который поступает из различных источников, из чего невозможно самому создать понятную картину мира. Соответственно, воспринимается правдиво лишь та картина, которую хотят дать коммуникаторы. Предоставление такой единственной интерпретации воспринимается как откровение и сразу фиксируется в памяти.
• трансформация текста с внешними ориентирами на внутренние: более серьезное влияние имеет сообщение, которое создано исходя из внутренних интересов, поэтому даже американские листовки времен войны в Персидском заливе рассказывали о арабском братстве. В пропаганде против Вьетнама также разыгрывалась "китайская карта" — делались ссылки на старого врага Вьетнама — Китай как сторону, заинтересованную в войне. В американском уставе по психологическим операциям приводится пример использования фольклорных персонажей при борьбе с повстанцами в Азии.
• переход информации личного уровня в публичный дискурс: "чужие" радиостанции всегда отмечались тем, что выдавали информацию, которая была принципиально запрещенной. Например: детали жизни высшего советского мира. Англичане во время второй мировой войны имели станцию "Gustav Siegfried Eins", которая использовалась как источник "черной" пропаганды4. Например, после допросов пленных команд немецких подводников шла в эфир компрометирующая информация о некоторых немецких фигурах, результатом чего были отставки или самоубийства.
• использование привычных мифологических сеток для осмысления новых ситуаций: например, Г. Ронсли5 считает, что освещение венгерского кризиса было более удачным, чем освещение суэцкого кризиса того же года (Р. 169). Это связано с тем, что предмет освещения был более понятным для пропагандистов, было можно разговаривать языком бинарных оценок. С другой стороны, демонизация Нассера не удалась, хотя шла по той же модели, ибо Нассер не воспринимался как неприятель в чистом виде, как это было с Советским Союзом в случае Будапешта 1956 года.
• введение информации целыми блоками: непонятные большинству населения темы (типа "валютного коридора") принципиально не подлежат собственному осмыслению и обработке, они входят в массовое сознание только вместе, записываются в неизменном виде в памяти. Постоянное повторение таких тем оказывает содействие блочному ж их запоминанию. Кстати, по этому же методу работают тоталитарные секты, когда вводят свою информацию: непонятные тексты все равно запоминаются, но без соответствующего осмысления.
Большая часть из этих принципов имеет асимметрический характер, то есть являются неожиданными со стороны получателя информации, что в свою очередь не позволяет найти адекватный ответ.
Например, Дж. Кеннеди использовал переход в публичный дискурс как асимметрическое действие во время кубинского кризиса 1962 г., известив о размещении советских ракет на острове. Эта публичная информация уже не давала возможности СССР действовать в ответ в "закрытом" режиме.
В ряде случаев, наоборот, сила влияния опирается как раз на симметричность. Пока Волк в сказке разговаривает языком Бабушки (отвечая на вопрос "чего ради тебе такие большие уши, глаза?"), Красная шапочка его не замечает. Несимметричный ответ о зубах его сразу раскрывает. Наиболее сильные политические действия тоже асимметричны, например, революция.
Возможности асимметрического построения, не раскрываются современными теориями влияния, например, риторикой. Поэтому мы можем дополнить имеющуюся схему Коппершмидта6 дополнительным асимметрическим элементом:
Реализация интересов прямая - косвенная
неязыковая (власть) - языковая
языковая неязыковая
(приказ) / \ (асимметрия)
уговорить убедить (согласие) (совпадение)
Это схема асимметрии в информации, ибо в этом случае отсутствует влияние постороннего человека, а информация подается через призму интересов самой аудитории: моделируется не внешне (как действия уговорить или убедить), а внутреннее влияние.
"Чужой" в принципе всегда моделируется как асимметрический, что активно используется пропагандой. В период "холодной войны" неприятель всегда выглядел как асимметрический, даже наличие одних и тех же видов вооружений всегда было справедливо для одной стороны и несправедливо для другой.
И США, и СССР говорили: "наши ракеты и ядерные бомбы — для мира, их — для нападения". И Никсон, и Рейган представляли СССР как "империю зла". СССР подавал себя вместе со "всем прогрессивным человечеством", США — с реакционным. В период настоящих войн неприятелю приписывались различные зверства: и в Первую, и в Вторую мировую войну говорилось о производстве мыла из тел умерших людей. В целом происходит гиперболизация различий: "мои" — только позитивы, "их" — только негативы. Это можно назвать контрастной пропагандой, и она полностью отвечает принципу асимметрии.
С другой стороны, есть ситуации, которые требуют симметричного построения. Так, например, во время предвыборной кампании кандидаты стараются говорить то, что ожидает услышать от них население. Это специально проверяется на экспериментальных группах. Например, во время президентских выборов 1996 г. в США в таких экспериментах каждый реципиент оценивал те или другие части выступления кандидата по шкале от 0 до 100. То, что в среднем получало оценку выше 80, считалось хорошей темой, годной для использования7 .
Симметричностьтакже нужна для обеспечения единства государства в аспекте единой системы ценностей, общих для всего народа. А. Мигранян видит в существовании такой символической системы один из четырех базовых элементов, которые в сумме создают государство8. Одним из вариантов выхода из кризиса он рассматривает принципиально асимметрическое решение: новые власти могли бы принести в жертву одну из олигархических групп, направив на нее гнев населения. То есть прогнозируется пропагандистское решение проблемы кризиса, с одновременным возвращением контроля над ОРТ как основным источником информирования. Интересно, что другие предсказания этой статьи за июль 1998 г. уже реализовались: отставка Кириенко и отставка Юмашева состоялись.
США выносят из пропагандистского поражения во Вьетнаме несколько интересных уроков9: об одном из них уже говорилось выше — ничем невозможно заменить местную пропаганду, ибо знание языка и культуры являются обязательными для искусства эффективного влияния. И Америка проигрывает в этом аспекте. Это в данном случае странно потому, что США делали довольно детальные исследования вьетнамского общества, включая модели влияния в нем. Все это говорит и о том, что невозможно строить новое общество в странах СНГ, опираясь на интерпретации действительности, предлагаемые или навязываемые другой стороной. Только собственное осмысление ситуации дает возможность реального влияния на ее.
Можно вспомнить несколько примеров таких анализов информационных процессов. Главный редактор журнала "Искусство кино" Д. Дондурей выступил с интересным интервью в "Комсомольской правде"10, где говорит о том, что нагнетание ситуации в стране, катастрофизм, который порождается, выгоден соответствующим финансово-топливно-информационным группам. Замедление реформ порождает слабое государство, а именно такое государство необходимо тем, кто заинтересован в быстром обогащении: со слабым государством можно договариваться, ему можно диктовать свои приоритеты. Д. Дондурей говорит : "Государство создало фантастическую глупость, отдав как монополию на водку, монополию на расположение духа миллионов своим оппонентам". В этом интервью предлагается создать "антитеррористический центр в области идей", чтобы снять страну с иглы катастрофизма.
B. Серебрянников рассматривает перестроечные и постперестроечные процессы в России11. Он приводит такой неизвестный для нас факт: руководство СССР запрещало ведение психологических операций в Вьетнаме и Афганистане, поскольку это была чужая территория, за активную позицию по этому вопросу был даже отправленный в отставку один из руководителей управления спецпропаганды генерал-майор Л. Шершнев.
C. Расторгуев строит общую схему работы средств массовой информации России в 1990-1997 гг. в соответствии с такими целями12:
- Расслабление общества с помощью идеи отсутствия врагов (цель: общество как целое исчезает в качестве объекта сознания общества).
- Заставить общество слушать лишь одну парадигму развития, например, западную, а не мусульманскую или китайскую (цель — ослабление общественного сознания).
- Принудить общество не размышлять, сняв со СМИ серьезные аналитические рассмотрения проблем (цель — торможение общественного мышления).
- Сконцентрировать внимание общества на других проблемах, например, внутренних катаклизмах, актах террора (цель — подсистема защиты становится не способной выполнять свои функции и как бы расстраивается).
- Постоянно внушать, что само общество становится лучше, все к нему относятся лучше (цель — ослабление исторической памяти и ощущения идентичности).
- СМИ убеждают, что существующее состояние — это не совсем то, что должно быть (цель — создание пассивного состояния сознания).
Можно считать подобные анализы гиперболизациями их авторов, но мы не должны отвергать даже теоретических возможностей перестройки информационной системы общества. Ведь можно уводить общество в сторону даже в критические периоды, например, Япония благодаря системе своей дезинформации в 1939-1941 гг. смогла осуществить совсем неожиданное нападение на США в Пирл-Харборе. Кстати, японцы имели такое интересное название для пропаганды, как "война мыслей"13.
Информационное пространство современного государства должно уметь работать не только с позитивами, а и с негативами — теми угрозами, которые возникают постоянно. Именно работа с отрицательными ситуациями является проверкой для эффективности или неэффективности информационного пространства.
Можно выделить два варианта информационной асимметрии:
асимметрия первой степени и асимметрия второго степени.
Если в первом случае мы будем иметь порождение асимметрии в любом контексте, то во втором — лишь в специально для этого построенном контексте. Например, СССР не извещал о том, что сбитый пилот У-2 Пауэре остался живым. США были вынуждены дать свой вариант заявления об инциденте, после чего пошла совсем другая информация. Эту модель второй степени асимметрии СССР использовал еще раз: в Париже на встрече в верхах от США потребовали принести извинение, без которого Хрущев не примет участия во встрече и возвратится домой15 .
Обычную асимметрию мы имеем и в ситуации нарушения тактов взаимодействия.
Вместо такта 1: ожидаемое действие
имеем такт 2: ожидаемое противодействие
неожиданное действие ------ неадекватное противодействие
Например, А. Гладыш следующим образом описывает ход перестройки:
Властные структуры были выведены на ситуацию необходимого принятия первого хода, что им несвойственно, ибо они привыкли играть игру ответного (второго) хода: реагировать на действия населения. В данном случае уже само население ожидало действий от властных структур, чего те не могли сделать16. То есть, исходя из этой интерпретации, можно увидеть принципиально асимметрический характер перестройки.
Пропаганда США во Вьетнаме не смогла избавиться от такого асимметрического определения себя, как "иностранные захватчики", что привело к их пропагандистскому поражению. Хотя эта пропагандистская война была разработана по всем законам. Достаточно привести пример целевых аудиторий американской пропаганды с соответствующими задачами17:
целевая аудитория | пропагандистские задачи |
Коммунисты и их приверженцы на Юге | Прекращение военной борьбы. |
Массы и элиты на Севере | Показать угрозу китайского империализма и предательство правящей коммунистической партии. |
Некоммунисты на Юге | Поддержка правительства и жизнь в соответствии с демократическими ценностями. |
Все это можно рассматривать как создание системы, симметричной северо-вьетнамской системе пропаганды. То есть в ответ создается не менее мощная империя для порождения нужных для пропагандиста новостей.
В таких системах в рамках той или другой тематики иногда возникает потребность в асимметрических решениях. Например, В. Костиков вспоминает следующее из времен, когда он работал пресс-секретарем Б. Ельцина: "Чаще мы просто не реагировали на такие публикации, ибо опыт показал, что опровержения лишь подогревают слухи"18. Или другой пример: в случае отношения А. Гора к секс-скандалу Б. Клинтона было принято решение, в соответствии с которым он ни разу не должен упоминать имя М. Левински19. То есть, это создание явной асимметрии, поскольку в эфире отрабатывается противоположная стратегия.
Кстати, и загадка, и анекдот как примеры информационной асимметрии, порождают временно несбалансированный взгляд на мир. Отгадывая загадку, мы возвращаемся в симметричный мир. Но его сбалансированность не творческая и не интересная. Поэтому загадка является первым вариантом асимметрической информационной единицы.
Информационная асимметрия разрешает реструктурировать информационное пространство наиболее эффективно. Поскольку она строится не только из одного варианта построения, а и из возможных реакций на него со стороны неприятеля. То есть информационная асимметрия является более сложным информационным продуктом, что учитывает не только интересы коммуникатора, а и следующий возможный шаг со стороны его реципиентов.
1. Bairdain E.F. and E.M. Effectiveness of Psyop Messages: a Foundation Study // Military Propaganda. Psychological Warfare and Operations. — New York, 1982. — P. 246.
2. Brown J.A.C. Techniques of Persuasion. From Propaganda to Brainwashing. — Harmondsworth, 1963. — P. 102.
3. Katz P-P- Tactical Psyop in Support of Combat Operations // Military Propaganda. Psychological Warfare and Operations. — New York, 1982. - P. 50.
4. Taylor P. M. Munitions of the Mind. A History of Propaganda from the Ancient World to the Present Day. — Manchester etc.,
1995. — P. 225-226.
5. Rawnsley G. D. Radio Diplomacy and Propaganda. — P. 168
6. Безменова НА. Проблемы эффективности речи в перспективе неориторики // Оптимизация речевого воздействия. — М., 1990. - С. 154
7. Woodward В. The Choice. How Clinton Won. — New York,
1996. - Г. 158.
8. Мигрант А. Судьба президента и президентства // "Независимая газета", 1998, 23 июля.
9. Rawnsley G. D. Radio Diplomacy and Propaganda. — P. 161-162.
10. "Комсомольская правда", 1998, 13 октября.
11. Серебрянников В.В. Социология войны. — М., 1998.
12. Расторгуев СП. Информационная война. — М., 1998. — С. 143.
13. Taylor P. M. Munitions of the Mind. A History of Propaganda from the Ancient World to the Present Day. — Manchester etc., 1995. - P. 238.
14. Rawnsley G. D. Radio Diplomacy and Propaganda. — P. 168
15. Гриневский О. Тысяча и один день Никиты Сергеевича. М., 1998.
16. Гладыш А. Структуры Лабиринта. М., 1994.
17. Rawnsley G. D. Radio Diplomacy and Propaganda. — P. 147-148. IS. Костиков В. Роман с президентом. — М., 1997. — С. 191. 19. "Столичные новости", 1998, 17-24 марта.