Психологические особенности подростков, совершивших правонарушения
Еще недавно внимание специалистов в области права, психологии и криминологии было сосредоточено главным образом на тех особенностях подростков, которые характеризуются личностью в «норме». Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей определяет специфику их поведения.
Подросток, совершивший преступление, имеет следующие психологические свойства: отсутствие сдержанности и агрессивность поведения, склонность к межличностным конфликтам, упрямство, неумение подчиняться, трудности социальной адаптации, сочетающиеся с мощным механизмом психологической защиты, проекцией своих собственных проблем, чувств, эмоций на окружающих, склонность к асоциальному поведению и пренебрежение к морально-этическим нормам, обычаям, правилам, способность к стойкой реализации такой тенденции на фоне нарушенных социальных связей.
Нормативное поведение личности характеризуется радом психологических особенностей и закономерностей, оно развертывается в социально проблемной ситуации, включает процессы выработки и принятие нормативных решений, ему присущи сложные сочетания сознательных и несознательных компонентов и уровней психической деятельности, и оно включает сложные психические операции и действия с нормами как условиями нормативной задачи и поведения. Личность характеризуется устойчивым типом нормативного поведения и нормативно-ценностной системы.[4]
При формировании личности в нормальных условиях социализации правовые запреты принимаются к сведению и становятся привычными рамками поведения; постепенно складывается социальный стереотип личности. В основе этого стереотипа лежит индивидуальное правонарушение, базирующееся на общественном правосознании. У человека формируется механизм социального саморегулирования, т.е. привычная готовность действовать в данной обстановке определенным образом. Практически все высшие психические процессы влияют на специфику организации сознания. [5]
Отклонения от норм сознания и поведения подростков- правонарушителей зависят от целого ряда причин, среди которых большое значение имеет влияние отрицательных факторов на формирование сознания личности.
Исследование лиц, совершивших преступление, позволили выявить следующие закономерности:
- правосознание лица, совершившего преступление, как правило, по ряду аспектов не совпадает с существующим общественным правосознанием, противоречит правовым нормам;
- преступник отрицает конкретную правовую норму и группу норм, защищающих общественные отношения, на которые он посягнул;
- преступник принимает как правильную и справедливую действующую правовую норму, в соответствии с которой он был осужден, в ее абстрактном понимании, однако считает несправедливым (обычно, излишне суровым) в отношении себя.
Следовательно, при перевоспитании осужденных необходимо работать над восстановлением не правосознания вообще, а именно тех его аспектов, которые утрачены или отрицаются данной личностью.
Перед психологом, и психосоциальным работником, практикующим в учреждениях социальной изоляции, стоит серьезная задача индивидуального планирования диагностической и коррекционной работы с подростком-правонарушителем.
Реализация задачи по развитию правосознания у подростков-правонарушителей с применением принципа активности изучения включает в себя актуализацию эвристической деятельности у учащихся.
Во-первых, нужно отказаться от распространенной формы передачи готовых знаний подростку о существующих правовых нормах.
Во-вторых, последствия нарушения нормы не следует, рассматривать с преобладанием мотивов запугивая, за возможное преступление.
Преодоление дефектов правового сознания у подростков-правонарушителей предполагает актуализацию рефлексии у подростков, без которых невозможно осмысление собственных действий и их законов.
Таким образом, к психологическим особенностям подростков-правонарушителей относятся: отсутствие сдержанности и агрессивность поведения, склонность к межличностным конфликтам, упрямство, неумение подчиняться, трудности социальной адаптации, сочетающиеся с мощным механизмом психологической защиты, проекцией своих собственных проблем, чувств, склонность к асоциальному поведению и пренебрежение к морально-этическим нормам.
Психологическое содержание подросткового периода
Подростковый возраст - один из самых сенситивных и критических периодов развития и становления человека как биологического вида и как личности. В этот период в организме человека и в его психике происходят революционные изменения. У большинства людей это время ассоциируется со стремлением к свободе, независимости, удовольствиям, переживанием выбора жизненного пути и перспективами.
Период пубертата - это период полового созревания. С точки зрения онтогенеза в это время происходит переход от детства к юности, сопровождающийся серьезнейшими биологическими изменениями в организме человека. Перемены в теле, связанные с гормональным дисбалансом в период полового созревания, тяжело переживаются подростками. И телесные проблемы - одна из составляющих подросткового кризиса. Подростки чутко воспринимают несовершенство своего тела, угри, диспропорции конечностей, запаздывание формирования вторичных половых признаков, задержку формирования механизмов нервной регуляции. Подобные недостатки часто приводят к формированию дисморфофобии, т.е. страху и раздражению против своей внешности. Крайним проявлением этой проблемы может быть подростковое аутоагрессивное или насильственное поведение, в основе которого лежит гиперкомпенсация субъективно переживаемых телесных недостатков. Основным биологическим содержанием пубертата является половое созревание и, как следствие этого, усиление полового влечения, с которым подросткам трудно справиться. Эта биологическая платформа является основой эмоциональной неустойчивости и резкого усиления конфликтности в поведении, характерного для данного возрастного периода.[6]
Психологическим содержанием подросткового периода (12-18 лет) является, по Э. Эриксону, кризис идентичности. Под идентичностью понимается определение себя как личности, как индивидуальности. Ее кризис наступает после распада детского Я, когда ребенок еще не отделяет себя от родителей в психологическом и социальном плане. Подросток начинает чувствовать, что в нем происходят некие изменения. Меняется тело, поскольку именно в этом возрасте начинается новый этап физического созревания. Он перестает ощущать себя ребенком, у него появляется масса вопросов, на которые он пока не знает ответов, ему все больше и больше хочется привлечь к себе внимание. Он перестает ощущать себя ребенком, у него появляется масса вопросов, на которые он пока не знает ответов, ему все больше и больше хочется привлечь к себе внимание. Он становится очень чувствительным к мнениям и оценкам окружающих людей.[7]
Как правило, подросток в этом возрасте идентифицирует себя с тем человеком, который является носителем наиболее привлекательной модели поведения. Человек ищет того, кто мог бы стать его «зеркалом», через которое он проверял бы свои поступки. Он выбирает себе кумира, а остальных взрослых ставит в зависимость от их отношения к своему выбору. Чаще всего «подростковый идеал» отличается эпатажным поведением, опровергающим нормы морали «старшего» поколения. Подросток делает из этого кумира «борца за справедливость». В этой ситуации больше всех страдают родители.
Когнитивное развитие подростков в этот период также претерпевает существенные изменения. Меняется уровень мышления, человек уже способен мыслить на высоком уровне сложности, формируется абстрактно- логическое мышление. В подростковом возрасте дети чувствуют свои появившиеся интеллектуальные возможности. С этими новыми возможностями связаны такие явления, как поиск ошибок у взрослых, выискивание редкой интересной информации, особенно если она противоречит общепринятым точкам зрения, и предъявление ее кому-либо из взрослых. В целом это можно охарактеризовать как проверку ранее выработанных решений и принятие новых, направленных на занятие собственной ниши в мире взрослых.
Тем не менее, для подросткового мышления характерны определенные особенности, накладывающие серьезный отпечаток не только на интеллектуальную, но и на поведенческую сферу.
Во-первых, им свойственна склонность к крайним вариантам оценки фактов и событий - преувеличение или преуменьшение.
Во-вторых, подростки стремятся к глобализации мышления и делают решительные и окончательные выводы из неполной, единичной информации.
В-третьих,свои выводы они основывают на крайней степени максимализма, не различая нюансов. Для них существует только черное или белое. Это черно-белое мышление, максимализм являются яркой отличительной характеристикой подросткового возраста. Подросток ищет и стремится занять свое место в мире взрослых, как-то обозначить его и добиться признания своих прав на него. Зачастую он преодолевает сильнейшее сопротивление взрослых, которые не хотят появления в своем мире конкурентов. Для подростка это его первый опыт, поскольку раньше, будучи ребенком, он был лишен права такого выбора. Он начинает создавать свой мир и не хочет, чтобы в него вторгались без его решения. Подростку хочется доказать свою независимость и самостоятельность, доказать, что он уже ребенок. Начинается поиск личностной автономии и глубоких интимных отношений. Межличностные проблемы подростков как раз и базируются на поиске глубоких интимных отношений с другим человеком, часто вообще лишенных сексуальной подоплеки. Противоречивость этой ситуации заключается в том, что, «сражаясь» против взрослых, он выделяет среди них некоторых, поднимает их на пьедестал и чтит их больше всех, беспрекословно все, что скажет «учитель». Авторитетный взрослый появляется даже при хороших взаимоотношениях с родителями, так как для подростка важно, что он не видел, не знал его маленьким, они встретились только сейчас. Роли авторитетного взрослого и кумира совпадают крайне редко, так как носят разные функции. Кумир - это идеал, часто недостижимый, к которому нужно стремиться, на которого переносятся нереализованные сексуальные потребности, который выступает в качестве образца для подражания. Авторитетный взрослый выполняет объясняющую, энциклопедическую функцию.
Многие подростки панически боятся одиночества. Для них очень важно общение, особенно со сверстниками, важно быть принятыми в группу сверстников. Идентификация себя со сверстниками является частью поиска идентичности и способом эмансипации от родителей.
Подростковый кризис - это кризис перехода в новую возрастную страту, который ведет к сильным культурным изменениям в окружении человека. Меняется даже тип ведущей деятельности - на смену учебной приходит трудовая. В архаических культурах этот кризис характеризовался меньшим расхождением между наступлением физической и социальной зрелости, а также находил конструктивное разрешение в системе инициации, практически уничтоженной с развитием западной цивилизации.
Подведя итог, можно сказать, что в подростковом возрасте дети чувствуют свои появившиеся интеллектуальные возможности. С этими новыми возможностями связаны такие явления, как поиск ошибок у взрослых, выискивание редкой интересной информации, особенно если она противоречит общепринятым точкам зрения, и предъявление ее кому-либо из взрослых. В целом это можно охарактеризовать как проверку ранее выработанных решений и принятие новых, направленных на занятие собственной ниши в мире взрослых.
Тем не менее, для подросткового мышления характерны определенные особенности, накладывающие серьезный отпечаток не только на интеллектуальную, но и на поведенческую сферу.