Тема: Познавательные психические процессы

Семинарское занятие №1

Тема: Индивидуально-психологические особенности: темперамент, характер, способности

Цель:Познакомиться с категориями «темперамент», «характер» и «способности», их местом в структуре личности, овладеть методами диагностики темперамента и характера, получить представление о роли биологических и социальных факторов в формировании характера.

Теоретические вопросы:

1. Динамика представлений о темпераменте в психологических теориях. Темперамент как результат функционирования центральной нервной системы.

2. Типы и свойства темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

3. Понятие о характере, структура характера. Природные и социальные предпосылки формирования характера.

4. Понятие способностей, виды способностей. Количественная и качественная характеристика способностей.

Литература

Основная:

1. Немов Р.С. Психология: в трех книгах, кн.1.: Основы общей психологии – М.: Владос, 2001, 2003.

2. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1.: Общие основы психологии. – 5-е. – М.: ВЛАДОС, 2007.

3. Новейший психологический словарь. – 3-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

4. Марциновская Т.Д. История психологии. – 5-е стер. – М.: Академия, 2006.

5. Ждан А.Н. История психологии от Античности до наших дней. – 6-е. – М.: Академический Проект, 2005.

Дополнительная:

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2002. - 336с.

2. Голубева Э.А. Типологический и измерительный подходы к изучению индивидуальности: от Оствальда и Павлова к современным исследованиям // Психологический журнал. - 1995.- т.16.- N1. - С.64-71.

3. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань, 1969.- 280 с.

4. Контрольные задания по психологии / Сост. Л.А. Першина.- М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 96 с.

5. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности.- М.: Педагогика, 1986. - 356 с.

6. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. Избр. психол. тр. / Под ред. Е.А. Климова. – Москва - Воронеж, 1996. - 446 с.

7. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы. - М.: Просвещение, 1966. - 383 с.

8. Практикум по общей психологии. / Под ред. А.И. Щербакова.- М., Просвещение, 1990.

9. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: учеб. Пособие / Л.И. Вансовская, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др. / Под ред. А.А.Крылова.- Л.: ЛГУ, 1990. - 272 с.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2-х т. - М.: Педагогика, 1989.

11. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий.- М.: Наука, 1979.- 352 с.

12. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. - М.: Наука, 1984.- 160 с.

13. Сонин В.А. Психологический практикум: задачи, этюды, решения.- Изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.- 168 с.

14. Таратунский Ф.С., Таратунская Н.Ф. Задачи и упражнения по общей психологии.- Мн.: изд-во «Университетское», 1998.- 176 с.

15. Теплов Б.М. О понятиях слабости и инертности нервной системы // Вопросы психологии. - №6. - 1955.

16. Теплов Б.М. Проблема индивидуальных различий.- М.: АПН РСФСР.- 1961.- 561 с.

17. Толочек В.А. Исследование индивидуального стиля деятельности // Вопросы психологии.- 1991. - №3.

Семинарское занятие №2

Тема: Познавательные психические процессы

Цель:получить представление о чувственном и теоретическом уровнях познавательной деятельности человека.

Теоретические вопросы:

1. Ощущения и восприятие: понятие, виды, свойства, закономерности.

2. Общая характеристика памяти (понятие, виды, свойства, процессы памяти, индивидуальные особенности памяти).

3. Мышление: понятие, виды, операции, формы, индивидуальные особенности мышления.

4. Речь: понятие, виды, функции. Взаимосвязь мышления и речи.

5. Общая характеристика воображения: понятие, виды, функции, приемы.

Литература

Основная:

1. Немов Р.С. Психология: в трех книгах, кн.1.: Основы общей психологии – М.: Владос, 2001, 2003.

2. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1.: Общие основы психологии. – 5-е. – М.: ВЛАДОС, 2007.

3. Новейший психологический словарь. – 3-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

4. Марциновская Т.Д. История психологии. – 5-е стер. – М.: Академия, 2006.

5. Ждан А.Н. История психологии от Античности до наших дней. – 6-е. – М.: Академический Проект, 2005.

Дополнительная:

1. Контрольные задания по психологии / Сост. Л.А. Першина. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 96 с.

2. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. - М.,1974. - 171 с.

3. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. - М.: Педагогика, 1963. - Т.1.- 479 с.

4. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова.- М.: Просвещение, 1990. - 142 с.

Вопросы к зачету

1. Предмет и отрасли психологии.

2. Основные этапы развития психологии.

3. Бихевиоризм и необихевиоризм.

4. Психоанализ и неофрейдизм.

5. Гуманистическая психология.

6. Основные методы психологии: наблюдение, эксперимент, тестирование

7. Дополнительные методы психологии: анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности.

8. Психика человека как основная категория отечественной психологии.

9. Понятие сознания. Структура сознания.

10. Бессознательное и его проявления.

11. Самосознание личности.

12. Изучение человека в психологии. Человек - индивид - личность - индивидуальность - субъект. Личность как категория психологии. Структура личности.

13. Представления об основных факторах и механизмах развития личности в отечественной психологии.

14. Общая характеристика мотивационно-потребностной сферы.

15. Самооценка и уровень притязаний личности.

16. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности.

17. Основные виды деятельности (игра, учение, труд).

18. Общение: функции, средства, структура, психологические характеристики.

19. Понятие и функции эмоций и чувств. Формы переживания чувств.

20. Воля и её функции. Структура волевого действия. Формирование волевой саморегуляции и волевых качеств личности.

21. Теории темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

22. Характер, как психологическая категория, его природные и социальные предпосылки.

23. Понятие о задатках и способностях. Качественная и количественная характеристики способностей. Формирование и развитие способностей.

24. Понятие, виды, свойства, закономерности ощущений.

25. Характеристика свойств и особенностей восприятия.

26. Процессы, качества, закономерности памяти. Виды памяти.

27. Сущность и свойства внимания. Виды внимания

28. Роль мышления в познавательной деятельности человека. Мышление и речь. Формы мышления.

29. Виды мышления. Процессы мышления.

30. Виды, функции, свойства, природа воображения.

Наши рекомендации