Оформление заголовков в тексте работы
Заголовки «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЕ» в тексте работы следует печатать всеми заглавными буквами без точки в конце, выделять жирным шрифтом и размещать посередине строки (выравнивание – посередине).
Все заголовки глав и подглав работы следует печатать с абзацного отступа с заглавной буквы, остальные буквы – строчные; без точки в конце и без указания слова «Глава» или «Подглава».
Главы работы должны иметь порядковые номера в пределах всей работы, обозначенные арабскими цифрами. В конце порядкового номера главы точка не ставится.
Подглавы должны иметь порядковые номера в пределах всей главы и обозначаются арабскими цифрами. Номер подглавы состоит из номера главы и подглавы, разделенных точкой (например, 2.2.1 ). В конце порядкового номера подглавы точка не ставится.
Каждая новая глава начинается с нового листа.Каждая новая подглава в пределах одной главы отделяется от предыдущей одной пустой строкой с помощью клавиши ENTER.
Пример оформления введения.
ВВЕДЕНИЕ
Не все школьники к началу обучения в средней школе готовы к переходу на новый этап своего развития. Часть учеников приходят в среднюю школу с нерешенными, не устраненными вовремя проблемами, трудностями в обучении, вызванными недостаточным уровнем учебных знаний, навыков, не развитым в должной мере «умением учиться». Кроме того, рубеж 4-5 классов, по свидетельству многих психологов и педагогов, характеризуется некоторым снижением интереса учащихся к учебе в школе, к самому процессу обучения.
Пример оформления глав и подглав.
Закономерности развития в младшем школьном возрасте
Понятия социальной ситуации развития и возрастных новообразований
Детское развитие – сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. Для Л.С. Выготского развитие – это, прежде всего, возникновение нового [4]. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями.
Новое, как пишет Л.С. Выготский, «появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития» [6, с. 31].
Характеристика социальной ситуации развития и новообразований в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
Оформление отдельных видов иллюстративного материала
Оформление ссылок
Ссылки на использованные источники следует указывать порядковым номером по списку использованных источников, выделяя квадратными скобками, например, [25], [5, 31].
Если в тексте работы присутствует цитата, следует делать сноску на источник цитаты, указывая в квадратных скобках его порядковый номер по списку использованных источников и страницу, с которой взята цитата. Например, [25, с. 4].
Ссылки на главы, подглавы, пункты, таблицы или рисунки работы следует указывать их порядковым номером, например: «…в главе 2», «…по подглаве 3.2.1», «…на рисунке 4», «… в приложении А».
4.2Правила оформления цитат
Существуют следующие правила оформления цитатиз первоисточника:
1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.
2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажений мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием. Оно ставится в любом месте цитаты (в начале, в середине, в конце). Если перед опущенным текстом или за ним стоял знак препинания, то он не сохраняется.
3. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник.
4. При непрямом цитировании (при пересказе, при изложении мыслей других авторов своими словами), следует быть предельно точным в изложении мыслей автора и корректным при оценке излагаемого, давать соответствующие ссылки на источник. Однако, таким цитированием злоупотреблять не следует
Пример.
Николе М., Шварц С. отмечают: «Поскольку правила во многих семьях не объясняются, то никто их не утверждает, и их трудно изменить. Однако терапевт, как сторонний наблюдатель, может помочь семье увидеть и перепроверить правила, по которым они живут» [12].
Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или по иному документу, то ссылку на источник следует начинать словами "Цит. по"; "Цит. по кн."; "Цит. по ст.".
4.2 Оформление списка перечисления
При оформлении списка, в котором значится перечисление чего-либо, ДОПУСКАЕТСЯ ТОЛЬКО использование знака тире « - » Недопустимо применение символов *, §, ¨, ·, Ö, à и других. В редких случаях (например, перечисление сделанных в работе выводов) возможно цифровое обозначение пунктов (1, 2, 3…).
Слово, с которого начинается пункт перечисления, пишется со строчной буквы.
Пример.
Анализ результатов проводится по следующим направлениям:
- оценка словарного запаса. Для этого подсчитывается число слов основных грамматических категорий / существительное, прилагательное, глагол, имя собственное / и общее количество слов;
- орфографическая грамотность.
Оформление формул
Формулы являются частью текста, при этом знаки препинания расставляются в соответствии с правилами пунктуации. Формулу выделяют из текста тем, что размещают ее на отдельной строке. Выше и ниже одной формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки.
Слова, связывающие формулы (слова-связки), размещают в начале строки; знаки препинания ставят непосредственно за формулами.
После формулы помещают перечень всех указанных в ней символов и числовых коэффициентов с расшифровкой их значений.
Символы следует расшифровывать только один раз – при первом их использовании. После расшифровки каждого символа ставят точку с запятой. Формулы, за исключением формул в приложениях, должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записываются на уровне формулы справа в круглых скобках.
Пример.
Подсчитаем количество совпадений и несовпадений знаков отклонений значений показателей от их среднего значения по формуле
(1)
где С — число пар, у которых знаки отклонений значений от их средних совпадают;
H — число пар, у которых знаки отклонений значений от их средних не совпадают.
Формулы, помещаемые в приложениях должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением пред каждой цифрой обозначения приложения, например формула (А.1).
Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках. Например: …в формуле (2).
Не допускается в пределах работы обозначать одинаковыми буквенными символами разные параметры, равно как и разными символами один и тот же параметр.
Оформление таблиц
В тексте работы недопустимы сокращения табл., табл.1, см. табл.1 и др. Слово «таблица» пишется всегда полностью.
Пример.
Результаты по методике Л.Н. Собчик представлены в таблице 1.
Или: результаты по методике Л.Н. Собчик (таблица 1).
1. Название таблицы размещается над таблицей; пишется БЕЗ абзацного отступа, БЕЗ выделения жирным шрифтом или курсивом, начинается со слова «Таблица» и ее порядкового номера. Затем ставится знак тире « - » и с заглавной буквы указывается само название таблицы.
Внутри таблицы допустимо использование шрифта: 11, 12, 13 и 14; интервала – одинарного и полуторного. Также допускается использовать внутри таблицы жирный шрифт или курсив.
Пример оформления таблицы и ее названия.
Дифференциальные критерии предельного и экстремального модуса бытия личности представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Дифференциальные критерии предельного и экстремального модуса бытия личности
Личность как субъект предельного модуса | Личность как субъект экстремального модуса |
1. Организмическое пространство | |
Высокий энергетический потенциал | Широкий спектр индивидуальных различий |
Потребность в самореализации в реальности | Потребность в самосохранении |
2. Рассмотрим случай, когда таблица не умещается на одном листе и ее необходимо перенести на следующий лист.
В этом случае следует в первой части таблицы провести нижнюю горизонтальную линию. На следующей странице необходимо написать «Продолжение таблицы» с указанием ее порядкового номера и повторить заголовки граф и строк таблицы («шапку»).
Таблица 3 - Распределение учащихся по показателям уровня школьной мотивации
Уровни школьной мотивации 1 | Учащиеся прогимназии 2 | Учащиеся Гимназии 3 |
1 – высокий уровень | 4% | 25% |
Продолжение таблицы 3
1 | 2 | 3 |
2 – средний уровень | 40% | 21% |
3 –полож. отношение | 5% | 25% |
4 –низкий уровень | 14% | 24% |
5 –негат. отношение | 0 % | 2% |
3. Если необходимо в тексте работы сослаться на таблицу из приложения, делаем это следующим образом.
Пример.
Результаты, полученные относительно связи эмоциональной компетентности матерей и аффективной сферы детей представлены в таблице А.1. Показатели эмоциональной компетентности детей подросткового возраста - в таблице А.2
- где буквенное обозначение (А, Б, В) – номер приложения, а цифровое (1, 2, 3) – номер таблицы данного приложения.
Оформление рисунков
1. В тексте работы недопустимы сокращения рис., рис.1, см. рис.1 и др. Слово «рисунок» пишется всегда полностью.
Пример.
Отношение руководителей и сотрудников к компании в целом может быть охарактеризовано как положительное (рисунок 1).
Или: на рисунке 1 видно, что отношение руководителей и сотрудников к компании в целом может быть охарактеризовано как положительное.
Обозначение рисунка начинается со слова «Рисунок» и его порядкового номера. Затем ставится знак тире « - » и с заглавной буквы указывается название рисунка. Название рисунка располагается под рисунком и размещается посередине строки.
Пример.
1 –надежность; 2- конструктивность; 3 – неконструктивность; 4 – оценка
5- давление; 6 – эффективность
Рисунок 1 – Восприятие организации руководителями
и сотрудниками
2. Если необходимо в тексте работы сослаться на рисунок из приложения, делаем это следующим образом.
Пример.
Гендерные различия в эмоциональном выгорании отражены на рисунке В.1
-где буквенное обозначение (А, Б, В) – номер приложения, а цифровое (1, 2, 3) – номер рисунка данного приложения.
Оформление примечаний
Примечания необходимо помещать непосредственно после текстового или графического материала, к которому оно относится. Так, например, примечание к таблице помещают в конце таблицы под линией, обозначающей окончание таблицы.
Если во всей работе есть только одно-единственное примечание, оно не нумеруется. Если в работе несколько примечаний, их нумеруют по порядку арабскими цифрами (1, 2, 3…) без точки.
Слово «Примечание» пишется с заглавной буквы, с абзацного отступа, далее следует номер примечания (если оно не единственное во всей работе), после номера примечания ставится тире, за которым следует текст примечания, начинающийся с заглавной буквы.
Пример.
Уровни школьной мотивации | Учащиеся прогимназии | Учащиеся Гимназии |
1 – высокий уровень | 4% | 25% |
2 –средний уровень | 10% | 30% |
Примечание 3 – Где 4% - достоверное значение