Эмоциональное развитие временного коллектива
ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Коллектив - в данном случае - группа совместно взаимодействующих детей, в которой они взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый оказывает влияние на других и одновременно находится под их влиянием. Отличительными признаками коллектива являются:
- совместная деятельность;
- наличие общих интересов, целей и задач;
- единая организация и управление;
- относительная устойчивость и длительность функционирования.
РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ТЕЧЕНИЕ СМЕНЫ.
Основным участником смены в детском лагере является отряд - временный детский коллектив, позволяющий в силу своих характерных особенностей решать многие вопросы эффективнее, чем в более стабильных, более постоянных детских коллективах (школьный класс, спортивная секция, дворовая компания и т. д.).
ПРИЗНАКИ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
1. Кратковременность функционирования. Обычно ВДК существует одну лагерную смену (6 - 18 дней).
2. Сборный состав.В лагерные отряды собираются ребята, ранее не знавшие или почти не знавшие друг друга.
3. Автономность существования,когда ослабляется влияние на ребенка семьи, класса, компании друзей и т.д. Здесь важно упомянуть еще об одном психологическом моменте. Автономность предполагает наличие «своего угла», своей территории, которая бы для ВДК стала «вторым домом». Таким образом,
создаются условия, при которых за счет ослабления других влияний, особенно отрицательных, усиливается воспитательное воздействие ВДК.
4. Публичный (коллективный) характер деятельности,общения, всей жизни. Практически 24 часа в сутки дети и взрослые находятся в обществе друг друга, когда «каждый поступок, действие личности
осуществляется в коллективе, «просвечивается» через коллективные нормы, установки, ценности».
5. Завершенность деятельности и развития.За период лагерной смены детское объединение совершает как бы законченный цикл от рождения до завершения функционирования. Сформировать за короткий период смены дружный и сплоченный коллектив из ребят своего отряда - одна из основных задач, которую ставит перед собой каждый вожатый.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННОГО КОЛЛЕКТИВА
В эмоциональном развитии временного коллектива существует чередование коллективных настроений разной тональности: приятных, жизнерадостных, бодрых, либо неприятных, тревожных, подавленных. Это явление получило название «маятниковый эффект».
Раскачивание эмоционального маятника происходит с определенной периодичностью, создавая эмоциональный ритм жизни коллектива. Эмоциональные подъемы большой силы не задерживаются долго в
крайней точке, за ним следует спад настроения. Попытки удержать состояние подъема за счет эмоционально насыщенных ситуаций приводит к самопроизвольному включению механизма «маятника». Происходит
привыкание к ярким впечатлениям, ослабляется восприимчивость, эффективность воздействия. В свою очередь, задержка эмоциональных состояний в положении «спад» вызывает симптомы «эмоционального голода».
Радостные переживания, приятные коллективные эмоциональные состояния возникают быстро, тогда как спад настроения происходит постепенно.
Эмоциональный
пик Эмоциональный Кризис усталости
пик
Кризис привыкания
2 3 6 7 8 16
В течение смены в жизнедеятельности лагеря имеет место общий эмоциональный ритм, который характеризуется единым циклом с четко просматриваемыми тремя фазами (подъем — спад - подъем).
Каждая фаза имеет свои содержательные особенности:
I фаза (1-6 дни)
II фаза (7-16 дни) характеризуется снижением тональности эмоциональных состояний и уменьшением частоты их колебаний.
III фаза (17-21 дни) характеризуются высокой тональностью и большой динамичностью эмоциональных состояний,
Границы каждой фазы отмечены снижением тональности эмоциональных состояний. Переход от одной фазы к другой происходит через эмоциональный спад.
В течение смены наблюдается 2 спада:
- 1-ый спад (кризис привыкания) приходится на 4-5 дни смены,
- 2-ой (кризис усталости) - на 14-15 дни.
В эмоциональном ритме смены наблюдаются два равных по силе всплеска эмоций: в начале (обычно это 3 день смены) и в конце смены (19-20 дни).
Учет закономерностей эмоционального развития даетвозможность сознательно конструировать эмоциональный ритм жизни коллектива, располагая в плане работы различные дела в зависимости от их «эмоциогенности», то есть ожидаемой способности вызывать эмоциональные состояния определенной тональности и силы, что позволяет исключить как эмоциональное перенасыщение детей, так и эмоциональный голод.
При составление планов работы на день, учитывается «чувствительность» детей к определенным видам деятельности в разное время дня.
Так, в утренние часы целесообразней организовывать спокойную, в эмоциональном плане, работу:
- дела познавательной направленности,
- прогулки на природу,
- реализацию образовательных программ,
- деятельность по самообслуживанию.
На вторую половинудня приходится пик эмоциональной активности, следовательно, в этот период целесообразней проводить:
- спортивные дела,
- развлекательные массовые программы,
- организовывать деятельность по интересам,
- различные по содержанию и направленности эмоционально насыщенные дела.
Вечером можно организовывать либо общелагерные праздники и конкурсные программы, либо дела, требующие доверительности, откровенности, интимности, для которых целесообразней отвести отрядное время. Важно продумать начало и завершение дня в отряде.