Мотивы профессиональной деятельности персонала в
ПЕРИОДЫ РОСТА И СПАДА ОРГАНИЗАЦИИ................................................202
Г И. Марасанов
Введение........................................................................................202
Программа исследования мотивов профессиональной
деятельности персонала организации.........................................209
Сравнительный анализ мотивов деятельности персонала на этапах роста и спада организации
(результаты групповых дискуссий).............................................213
Сравнительный анализ «декларируемых» и «реально действующих» мотивов деятельности персонала организации.. 216
Выводы..........................................................................................220
Литература.....................................................................................222
Приложение 1. Описание объектов исследования.....................223
Приложение 2. «Палитры» мотивов профессиональной деятельности персонала (результаты групповых дискуссий).. 225 Приложение 3. Матрицы частот присвоения рангов мотивам профессиональной деятельности персонала
(по итогам анкетирования)...........................................................227
Приложение 4. Ранговая корреляция между мотивами, выделенными в групповых дискуссиях и
проранжированными в ходе опроса............................................230
Приложение 5. Сравнение средних квадратических отклонений рангов мотивов, присвоенных персоналом организаций, находящихся на этапах спада и подъема...............232
Совместная жизнцдеятельность организации и критерии
подбора персонала......................................................................,........233
А.Б. Купрейченко
Введение........................................................................................233
Профессиональные и организационные критерии подбора
персонала.......................................................................................235
Качества персонала, оцениваемые при подборе кадров............239
Матрица оценки персонала..........................................................243
Заключение....................................................................................246
Литература.....................................................................................248
Приложение 1. Професснограмма главного бухгалтера коммерческого банка....................................................................250
Процедура изучения субъективных представлений работников
о проблемах организации...............................................................252
А А, Вахин
Введение .............................................................................252
Концептуальные основы процедуры изучения субъективных
предпочтений....................................................................... 255
Описание процедуры и технологии ее применения................2 57
Этапыработы........................................................ 258
Опыт применения процедуры в конкретной организации........263
Заключение....................................................................... 268
Литература......................................................269
Факторы предпочтения руководителем различных форм
власти в организации.................................................. 270
Л.Ю. Леекович
Введение.................................................................................270
Психологический анализ основных форм власти в
организации........................................................................... 272
Личностные факторы и предпочтения руководителем
различных форм власти в организации................................276
Ситуационные факторы и предпочтения руководителем
различных форм власти ........................................................ 279
Выводы.............................................................................283
Литература............................................................................284
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................... 285
Предисловие
Предлагаемая специалистам книга подготовлена сотрудниками и аспирантами лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН, преподавателями и выпускниками кафедры социальной и этнической психологии Московской гуманитарно-социальной академии, а также некоторыми представителями других организаций, с которыми существует тесное профессиональное сотрудничество.
Содержание данного научного труда представляет собой результат интеграции нескольких научно-исследовательских направлений, ранее сложившихся в указанной лаборатории ИП РАН и на соответствующей кафедре МГСА Во-первых, это продолжение психологических исследований совместной деятельности групп, главным образом, трудовых, что было характерным для данного научного коллектива в 80-90-е годы XX столетия, во-вторых, это продолжение накопления данных о социально-психологической динамике личности и группы в изменяющихся экономических условиях, то есть, по теме, интенсивно разрабатывавшейся все 90-е годы; в-третьих, это развитие методического направления исследований лаборатории и кафедры, причем представленного как исследовательскими, так и психодиагностическими методиками и различными приемами.
Содержательная новизна данной книги заключается, прежде всего, в представлении результатов исследований, выполненных в самые последние годы, а также некоторые уточнения, дополненные данные уже известных, ранее выполненных исследований, сохраняющих свою актуальность и по-прежнему вызывающих интерес у специалистов
По нашему мнению, некоторые новые тенденции в развитии отмеченных выше научных направлений исследования необходимо выделить особо:
1. Данный труд включает результаты исследований новых для социальной психологии феноменов, либо слабо изученных, либо мало известных, к которым относятся, например: психологическая оценка личностью других людей как метод воздействия
на личность и группу, феномен психологической дистанции и его роль в категоризации личностью своего социального окружения динамика ценностных ориентации личности младшего школьника под влиянием раннего экономического образования, изменения социальной психологии трудового коллектива в условиях его частичного сокращения, феномен предпочтения руководителем форм власти в организации и многие другие.
2. Представленная специалистам книга включает материалы социально-психологических исследований, выполненных как на традиционных для социальной психологии объектах, так и на относительно новых, ставших популярными лишь в 90-« годы XX века К последним относятся, прежде всего, следующие современные российские предприниматели сферы малого бизнеса, деловые женщины с разными психологическими типами активности, переживающие острые организационно-экономические кризисы трудовые коллективы, руководители как заказчики (клиенты) организационно-управленческого консультирования, разного типа социальные организации в целом и др Используя классические обозначения социально-психологических объектов исследования можно утверждать, что приведенные в книге результаты исследований получены как на личности в группе и малой группе, что традиционно для социальной психологии, так и на больших социальных группах, что значительно реже изучалось К ним, в первую очередь, относятся социальные организации, психологические проблемы которых также интенсивно стали разрабатываться в 90-е годы, что и получило здесь свое отражение, причем весьма объемное, в виде целого самостоятельного раздела. Фактически можно сказать, что данной работой утверждается новое для социальной психологии научное направление исследований, посвященное психологическим проблемам совместной жизнедеятельности организаций. По сути, бесспорно, оно является пограничным для социальной, организационной и экономической психологии, психологии труда и управления
3 В социальной психологии 90-х годов XX века происходило явное расширение (и по объектам, и по предмету) области исследований с позиций концепции совместной деятельности Постепенно изучались все новые и новые объекты, например семьи предпринимателей, группы в экстремальных условиях, общности жителей радиоактивно зараженных зон, коллективы работников в
кризисных условиях {коллективы с новыми формами хозяйствования) и т д Эти исследования постепенно приводили к некоторому «кризису» в использовании понятия «совместная деятельность», сложившееся содержание которого не полностью описывало изучавшиеся социально-психологические феномены Причем границы понятия «совместная деятельность» становились «узкими» в нескольких смыслах. Во-первых, на перечисленных объектах не столько собственно совместная деятельность становилась определяющей в общностях, сколько многие другие формы совместной активности людей: взаимоотношения, общение, групповые формы поведения, многообразные формы взаимодействия людей н т.п. Во-вторых, традиционные исследования совместной деятельности ранее концентрировались на изучении чалых групп и трудовых коллективов, а в последние годы явный интерес вызывали различные формы совместной активности личности и группы, межгруппового взаимодействия, совместной активности больших социальных групп, а также взаимодействия малых и больших общностей и т д
В данном коллективном труде показано, что концептуальным выходом из сложившегося положения является необходимое использование относительно новых научных понятий, содержание которых явно расширяет границы понятия «совместная деятельность». К ним, прежде всего, относятся понятия «совместная жизнедеятельность», поставленная в заголовок книги в целом, и в названия многих составляющих ее статей, а также «совместность», позволяющая более широко трактовать свое содержание, но при этом описывать реальные социально-психологические феномены. Безусловно, полезным в этом ряду нам представляется понятие «совместная активность». Теоретическая разработка используемых понятий фактически только начинается, но это невозможно сделать, не опираясь на фактические эмпирические данные исследований. Последнее и пытается сделать авторский коллектив представляемой книги.
Необходимо отметить, что в последние годы понятие «совместная жизнедеятельность» значительно чаще и в более широком контексте стало использоваться в социальной психологии. Ранее это понятие связывалось, в основном, с изучением малых групп в экстремальных условиях их функционирования. В настоящее же время под совместной жизнедеятельностью понимается любое
взаимосвязанное (взаимозависимое, взаимовлияющее) функционирование людей в социальных группах разной чисденности, то есть, в группах, действующих, выполняющих свои функции, реализующих свои роли и назначение, что-то осуществляющих, исполняющих и т.п. По содержанию понятие «совместная жизнедеятельность» достаточно объемно, поэтому адекватно может быть использовано для описания социально-психологических явлений в очень разнородных группах- семье и кругу друзей, трудовых и учебных коллективах, занятых игрой и выполняющих управление, специально организованных и стихийно формирующихся, лабораторных и естественных и т д., то есть, реализующих самые разные формы и виды своей активности (деятельность и общение, взаимоотношения и созерцание, отдельные действия и поступки, более сложное поведение и т.д.). Нужно заметить, что понятия «совместная жизнедеятельность», «совместное функционирование» и «совместная активность» пока рассматриваются как достаточно близкие по содержанию, однако, сейчас более важно не столько то. что их дифференцирует (это, скорее всего, дело будущего), сколько то, что все эти понятия шире по объему, чем «совместная деятельность» А именно в такого рода понятиях возникла потребность в 90-е годы в результате развития исследовательской и практической социальной психологии.
Сравнивая разные разделы данной книги, можно отметить, что первые два посвящены классическим социально-психологическим объектам исследования (личности в группе и малой группе), а третий - организации как очень специфическому объекту, находящемуся на пересечении интересов социальной, экономической и особенно организационной психологии. Новизна этого раздела состоит в концептуальном подходе к анализу проблем организации с позиций совместной жизнедеятельности.
Представляемая книга, являясь по сути тематическим сборником научных трудов, все же одновременно имеет и исследовательскую, и практическую направленность. Его содержание может быть полезным для преподавателей социально-психологических Дисциплин и для студентов-психологов, специализирующихся в области социальной, организационной, экономической психологии и психологии управления персоналом
Ответственный редактор А Л. Журавлев
Н
Раздел