Ме Методологические предпосылки и выводы структурной теории интеллекта Ж. Пиаже

Мето Методологические предпосылки и выводы психологической теории поля К. Левина

Уровень методоло­гического знания Предпосылки Выводы
Философско-ми-ровоззренческий уровень Феноменология Э. Гуссерля Значение частного случая для теорети­ческого обобщения как гносеологиче­ская проблема
Общенаучный уровень Физическая теория поля как язык опи­сания психических явлений Возможность перено­са понятийных систем из одной науки в другую в качестве языка описания
Конкретно-науч­ный уровень Исследовательская программа гештальт-психологии Три конкретно-на­учные методологи­ческие программы
Уровень процеду­ры и техники исследования Эксперименты в гештальт-психологии Метод эксперимен­тальной пробы в исследовании свойств личности, ме­тод группового тре­нинга

Ме Методологические предпосылки и выводы структурной теории интеллекта Ж. Пиаже

Уровень методологи­ческого знания Предпосылки Выводы
Философско- мировоззренческий уровень Идеи А. Бергсона, развитие философ­ской эпистемоло­гии в нач. XX в. Значение генетиче­ской эпистемоло­гии для общей тео­рии познания
Общенаучный уровень Структурализм, логика Б. Рассела и А. Уайтхеда Возможности структурной мето­дологии в изучении интеллекта
Уровень методологи­ческого знания Предпосылки Выводы
Конкретно-научный уровень Исследования ин­теллекта А. Бине и Т. Симона, Л. Термена и др. Стадиальная теория интеллекта как исследовательская программа
Уровень процедуры и техники исследования Тесты интеллекта Бине и Симона, Стэнфорд — Бине. Метод эксперимен­тальных проб и экс­периментальной беседы
11.Современные методологи психологической науки.   П. Фейерабенд, Г. Гаттинг, В.Д. Шадриков , Г.П. Щедровицкий 12.Классическая , неклассическая, постнеклассическая наука.   1. Классическая наука ü Характеризуется, детерминистическими представле­ниями о причинно-следственных связях. ü Один из источников детерминистической картины мира в классической науке — идея Бога. ü В. В. Зуев и С. С. Розова применительно к истории таксо­номии «естественная нау­ка исходила из божественного про­исхождения окружающего мира, в соответствии, с чем объекты науки рассматривались как предзаданные научному познанию актом божественного творения. ü В XVII—XVIIIстолетиях это мировоззрение оформи­лось как натуралистический подход, на первое место выдвинулся естественный, источник жизни природы, а пред­метом исследования, согласно представлениям уче­ных-натуралистов, выступила природа, изначально состоящая из объектов» ü Пространственная среда в классической научной картине мира — трехмерное евклидово пространство, однородное по своим свой­ствам в любой своей точке. ü Для классической психологии характерны детер­министические представления о психике. ü Философской основой всей классической нау­ки, - стал дуализм Декарта. Неклассическая наука ü Ре­лятивистический характер. ü Пространственная среда неоднородна по своим свойствам. ü Законы имеют относительный ха­рактер и могут рассматриваться лишь как частный случай по отношению к более общей системе законов ü Холистические представления об объектах научного исследования, т. е. представле­ния о том, что целое не равно простой арифметиче­ской сумме его частей. ü Неклассическая наука имеет иной идеал научно­сти. Он во многом задан принципом дополнительно­сти, который мы уже ü Неклассическая психология признает дополни­тельность различных видов описания психических явлений, например структурных и функциональ­ных. Неклассическая психология признает научны­ми выводы, полученные при наблюдении единично­го случая. ü Неклассическая наука отказывается от допущения Абсолютного наблюдателя. Постнеклассическая наука ü Полный отказ от тради­ционных детерминистических представлений о миро­устройстве, ü Изменились представления о научности. ü В постнеклассической науке прео­долено негативистическое отношение к научным до­стижениям прошлого. ü Ученые активно осваивают философские идеи, высказанные писа­телями, поэтами, художниками, т. е. людьми, кото­рые не были профессиональными философами. ü Рефлексия исходных фило­софских принципов, которые закладываются в основу той или иной теории, необходима не только как сред­ство создания логически выстроенной, осмысленной философско-методологической основы науки, но и для преодоления отмеченной негативной тенденции.     13. Структура теоретического знания   В методологии науки теориярассматривается как высшая форма научного знания. Компоненты теории (В. Н. Дру­жинин, 2002) 1. исходную эмпирическую основу (факты, эмпири­ческие закономерности); 2. базис — множество первичных условных допущений (аксиом, постулатов, гипотез), которые опи­сывают идеализированный объект теории; 3. логику теории — множество правил логического вывода, которые допустимы в рамках теории 4. множество выведенных в теории утверждений, которые составляют основное теоретическое знание. ü Для психологии метатеорией: становится философская или общенаучная ме­тодология. Теоретическое знание производно от исходной эмпирической основы и логики теории. ü Структура теоретического знания образована фундаментальной теоретической схемой, которая конкретизируется применительно к частным областям знания в виде частных теоретических схем (фундаментальная теоретическая схема). ü Фундаментальная теоретическая схема может рассматриваться в качестве весьма абстрактной модели изучаемых в теории взаимодействий. Она выявляет структурные особенности таких взаимодействий, фиксируя в познании их глубинные существенные характеристики» 14. Виды психологических теорий   ü Виды теорий— аксиоматические(категорически-дедуктивные), и гипотетико- дедуктивные. ü Положения ак­сиоматических теорий : формальные логи­ческие выражения — аксиомы» ( теория личностных конструк­тов Дж. Келли) . ü Положения гипотетико-дедуктивных теорий : содержательные предложения — принципы и постулаты. Принципы не являются простым эквивалентом фактов «... потому, что они экстраполируют опытные данные на более широкий класс явлений. ü По использованию формальных средств (матема­тики, математической логики) различают три вида теорий — Качественные ( культурно-историче­ская теория Л. С. Выготского, теория деятельности А. Н. Леонтьева, концепция мотивации А. Маслоу, экологическая концепция восприятия Дж. Гибсона и др. ü Формализованные (теория когнитивного баланса Д. Хоманса, теория интеллек­та Ж. Пиаже, теория мотивации К. Левина, теория личностных конструктов Дж. Келли ) ü Фор­мальные теории в которых основные законы полностью описаны средствами математики, являют­ся, например, теория обнаружения сигнала в психофи­зике или стохастическая теория теста Д. Раша ü Теории : субстанциональные- направлены на объяснение сущно­стных аспектов изучаемой реальности и не подразу­мевают исследовательских инструментов для изуче­ния этой сущности. и Операциональные теории - конкретный путь ис­следования психической реальности. 15.Исследование в психологии   Структура психо­логического исследования : · выдвижение гипотез;
  • планирование исследования;
  • проведение исследования;
  • интерпретация данных;
  • опровержение или подтверждение гипотезы (ги­потез);
  • формулирование новой гипотезы с последующей ее проверкой в случае опровержения старой.
По содержательным характеристикам исследова­ния могут быть поделены (Дружинин, 2002): - . Фундамен­тальноеисследование направлено на познание ре­альности без учета практического эффекта от при­менения знаний. - Прикладноеисследование проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной прак­тической задачи; - Моно­дисциплинарныеисследования проводятся в рамках отдельной науки (в данном случае — психологии). Междисциплинарныеисследования требуют учас­тия специалистов различных областей и прово­дятся на стыке нескольких научных дисциплин. - Комп­лексныеисследования проводятся с помощью сис­темы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оп­тимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности. - Однофакторное,или анали­тическое,исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению ис­следователя, аспекта реальности. 16. Проблема объективного метода в психологии   ü Впервые проблема объективного метода была по­ставлена в бихевиоризме (Дж. Уотсон, 1913). ü В 1900—1910 гг. по­являются первые интеллектуальные тесты, а несколько позже — классическая теория тестов. Исходными философски­ ми предпосылками становятся ряд положений, (В. П. Зинченко и М. К. Мамардашвили) 1.неразложимость явлений психологической реаль­ности на элементы; 2.необходимость пересмотра традиционно резкого противопоставления материального и идеально­го, внешнего и внутреннего, объективного и субъ­ективного; 3.внесение внутренней (психологической) реально­сти в объект изучения 4.рассмотрение сознания как психологической реальности, находящейся в зазоре длящегося опыта, позволяющей отсрочивать действие и представляющей собой пространство 5.рассмотрение психической реальности как особого, неевклидового по своим пространственным харак­теристикам поля, в котором представлены одновре­менно и предметное содержание внешних объектов, и сам субъект познания, общения и действия. ü Только после такого пересмотра исходных фило­софских предпосылок возможно создание объектив­ного метода 18.Психофизическая и психофизиологическая проблема в психологии   Психофизиологическая проблема – это история развития взглядов на соотношение психических и физиологических явлений. Суть проблемы: как соотносится психическое и физиологическое. В решение психофиз. проблемы внесли вклад Павлов, Бернштейн, Анохин, Ухтомский, Леонтьев, Шадриков. Функциональный орган (по Ухтомскому) – это некое временное сочетание сил. Примером является доминанта – это временно господствующий набор рефлексов, к-рый направляет в данный момент поведение индивида на решение задач. Варианты решения проблемы ü Психофизиологический па­раллелизм-противопоставле­ниие независимо существующих психики и мозга (души и тела). Психофизиологический параллелизм обходит сто­роной очевидные факты влияния психического состо­яния человека на физическое (и игнорирует влияние фи­зического состояния человека на психическое. ü Психофизиоло­гическое соответствие, или психофизиологическая иден­тичность-край­няя форму физиологического редукционизма. ü Психофизиологическое взаимодействие-представляет со­бой вариант паллиативного, т. е. частичного решения проблемы поскольку лишь отодвига­ет неизбежное возникновение вопроса о соотношении психических и физиологических процессов. 19. Проблема единиц анализа психики   Н. Д. Гордеева и В. П. Зинченко: «осознанное выделение единицы анализа — признак методологической зрелости того или иного направления в науке и начало систематического по­строения теории» Проблема единиц анализа была очень значимой для Ж. Пиаже. В его теории в качестве единицы ана­лиза выступает интеллектуальная операция, облада­ющая свойством обратимости и включенная в груп­пировки. Л. С. Выготский разли­чал: Анализ по элементам — попытка разделить изуча­емое целое на составные части, которые сами по себе не дают представления ни о целом, ни о его функцио­нировании. Анализ по единицам : выделение в изучаемом объекте некоторых содержатель­ных единиц, которые содержат в себе значимые свойства целого объекта. Изучение единиц анализа дает представление о свойствах изучаемого объекта. Требова­ния к единице анализа психики: Д. Гордеева и В. П. Зинченко 1.Единица анализа должна быть не диффузным и не синкретическим целым, построенным из эле­ментов. 2.Единица должна содержать в виде противополож­ностей свойства целого. 3.Единицы жизнедеятельности,сохраняющие струк­турные свойства целого, должны быть способны к развитию, в том числе и к саморазвитию. 4.Единица должна быть живой частью целого. 5.Необходимо исходить из таксономического подхо­да к единицам психологического анализа. 6.Единицы анализа психики,которые выполняют функции генетически исходных, должны иметь реальную чувственно созерцаемую форму(В. В. Давыдо­в) 7. Анализ, расчленяющий сложное целое на еди­ницы, должен создавать возможность синтетиче­ского изучения свойств,присущих какому-либо сложному единству (целому) как таковому. 8.Выделяемые единицы анализа должныне только отражать внутреннее единство психических про­цессов, но также должны позволять исследовать отношение той или иной изучаемой психологиче­ской функции (или процесса) ко всей жизни созна­нияв целом и к его отдельным важнейшим функ­циям .   20.Проблема биологического и социального     Проблема рассматривается в нескольких аспектах: ü как проблема соотношения между природными за­датками и прижизненно формирующимися способ­ностями( изучается качественное своеобразие человеческих спо­собностей. , исследуется соотношение между генетической и средовой обусловленностью челове­ческих способностей.) ü как проблема соотношения между биологическим и социальным в природе человека.   21.Категория деятельности. Проблема ведущей деятельности.   Функции в которых используется категория деятельность (Э. Г. Юдин) - как объяснительный принцип - как предмет объективного научного изучения; - как предмет управления; - как предмет проектирования; - как ценность в системах культуры. С. Л. Рубин­штейн: категория вводится в психологию через понимание деятельности как процесса, в котором ре­ализуется отношение человека к миру. ü С. Л. Рубинштейн сформулировал ряд методоло­гических принципов, в которых категория деятель­ности применяется при формулировании предмета психологии. С. Л. Рубинштейн выделял в деятельно­сти ее психическую составляющую, которая и должна быть предметом психологического изучения — нель­зя подменять психологическое изучение деятельно­сти исследованием ее результатов. Деятельность че­ловека, по С. Л. Рубинштейну, может быть практиче­ской и теоретической; ü В. П. Зинченко : предмет деятель­ности человека имеет некоторое идеальное содержа­ние, даже если он воплощен материально. ü Категория деятельности использована А. Н. Ле­онтьевым для объяснения происхождения сознания в филогенезе. Характерно, что при этом А. Н. Леонтьев не вводит представление о структуре деятельности. Уровни анализа деятель­ности и соответствующие этим уровням единицы ана­лиза: - Мотив — деятельность. - Цель — действие. - Условие — операция. - Психофизиологическая функция. Основные содержательные характеристики деятельности :предметность, субъектность, осознанность, це­ленаправленность, социальность. 22.Категория общения.   Общение — сложный и весьма многогранный про­цесс, может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный про­цесс, и как отношение людей друг к другу, и как про­цесс их взаимного влияния друг на друга, и как про­цесс их взаимного переживания и взаимного пони­мания друг друга. Аспекты изучения общения Л. П. Буева: 1.Информационно-коммуникативный (общение рас­сматривается как вид личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией); 2.Интеракционный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе коопе­рации); 3.Гносеологический (человек рассматривается как субъект и объект социального познания); 4Аксиологический(общение изучается как обмен ценностями); 5. «Нормативный» (анализируется процесс передачи и закрепления норм реального функцио­нирования в обыденном сознании стереотипов по­ведения); 6.«Семиотический» (общение описывается как спе­цифическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных зна­ковых систем — с другой); 7.Социально-практический (праксиологический) (общение рассматривается как обмен деятельно­стью, способностями, умениями и навыками) Общениекак атрибут других видов деятельности рассматривается зачастую как процесс передачи/прие­ма информации. Общение как взаимодействие субъектов коммуникатив­ный(обеспечивающий обмен информацией), интерактивный(взаимодействие партнеров в общении) и перцептивный(организующий взаимовосприятие, взаимооценку и рефлексию в общении). · Список структурных компонентов общения как дея­тельности дополнен Е. В. Руденским - предмет общения— это другой человек, партнер по общению как субъект; - потребность в общении— это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию, к самооценке; - коммуникативные мотивы— это то, ради чего пред­принимается общение; - действия общения— это единицы коммуникатив­ной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (два основных вида действий в общении — инициативные и ответные); - задачи общения— это та цель, на достижение кото­рой в конкретной коммуникативной ситуации на­правлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения; - средства общения— это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения; - продукт общения— это образования материально­го и духовного характера, создающиеся в итоге об­щения.   23.Методологические принципы психологии   1) личность представляет собой «некое неповторимое единство, некую це­лостность» (А. Н. Леонтьев). 2)личность признается высшей интегрирующей инстанцией, управляющей психическими процессами. ( разделе­ние понятий «индивид», «личность» и «индивидуаль­ность») 24.Принцип детерминизма в психологии.   Детерминизм- учение об объ­ективной закономерной взаимосвязи и взаимообус­ловленности явлений материального и духовного мира. ü «Центральное ядро детерминизма : положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, при которой одно явление (причина) при вполне определенных условиях с необходимо­стью порождает, производит другое явление (следст­вие)» ü Теория И. Пригожина — детерминизмлишает человека свободы, но проблема детерминациидеятельности человека остается актуальной. ü В работах В. П. Зинченко проблема детермина­ции — свободы воли — рассматривается на основе философской традиции, восходящей к Декарту. В структуре деятельности местом для порождения свободного действия является остановка, зазор в непрерывном потоке опыта. Взглянуть на себя в мире с некоторой фиксированной точки на­пряжения (термин М. К. Мамардашвили) — значит создать внутренние условия для свободного дейст­вия. 25.Принцип системности в психологии.   Основа: общеметодологические теории и схе­мы, Изучение психических явлений, при котором они рассматриваются как система, несводимая к сумме своих элементов и обладающая структурной организа­цией (иерархическая кон­цепция интеллекта Р. Стернберга.)   26.Принцип развития в психологии.   ü Развитие— рост и соб­ственно развитие. ü Главная характеристика роста, по словам Л. Ф. Обуховой, — это процесс количественных изменений внутренней структуры и состава входя­щих в нее отдельных элементов без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Развитие характеризуется, :качест­венными преобразованиями, ломкой старых форм психической организации и появлением на их ме­сте новых. ü Л. Ф. Обухова, — наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сто­рон, новых элементов в самом развитии; перестрой­ка связей между сторонами объекта. В качестве пси­хологических примеров можно упомянуть диффе­ренциацию натурального условного рефлекса на положение под грудью и комплекса оживления; появление знаковой функции в младенческом воз­расте; изменение на протяжении детства систем­ного и смыслового строения сознания.
Параметры психического развития в основных теориях
Психологи Ход развития Условия Источники Форма развития Специфика развития Движущие силы развития
Ст. Холл От индивидуального к социальному (социализация)   Внутри индивида: в его природе   Разные формы концепции рекапитуляции Преформизм
К. Бюлер            
Э. Торндайк            
В. Штерн   Наследственность и среда   Приспособление    
К.Коффка            
З. Фрейд           Конвергенция двух факторов
Ж. Пиаже          
А. Бандура и .др.          
Э.Эриксон          
Л.С. Выготский От социального к индивидуальному (закон развития высших психических функций)   Вне индивида: Присвоение Развитие ребенка не подчиняется действию биологических законов, а подчиняется действию общественно - исторических законов Обучение
А.Н. Леонтьев Морфофизиогические особенности мозга и общение среда  
Д.Б. Эльконин     Деятельно сть
П.Я. Гальперин        
В.В. Давыдов        
27.Понятие о теории как обобщении научного знания.   Структура научного предмета (Щедровицкий Г.П., 1995) ü факты, или единицы эмпирического материала; ü средства выражения, среди которых окажутся языки разного типа, математические описания, системы понятий и др.; ü методические предписания и системы методик, фиксирующие приемы научно-исследовательской работы; ü онтологические схемы, изображающие идеальную действительность изучения модели, репрезентирующие частные объекты исследования; ü знания, объединяемые в теоретическую систему; ü проблемы; ü задачи научного исследования (Щедровицкий Г.П., 1995).   28.Парадигма. Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в психологии.  
Естественнонаучная   Гуманитарная
Предмет
Различные формы проявления душевной жизни:поведение, взаимоотношения, общение, продукты деятельности.   Душевная жизнь человека в ее целостности, не сводимая к сумме ее отдельных проявлений.
Цель
Познание объективных законов психического, построение типологий, подведение единичных фактов под общую зависимость   Понимание внутреннего мира отдельного человека в его индивидуальности и ценности, изучение жизненного пути личности
Методы
Объективные методы исследования: наблюдение, эксперимент и др.   Субъективистские методы исследования, эмпатия, интуиция, герменевтика и др.
Позиция исследователя
Беспристрастная, отстраненная   Эмоциональная, эмпатическая, включенная.
Способ построения Знания
Гипотеза, теоретический конструкт.   Беспредпосылочность.
Критерий истины
Практика, проверяемость и воспроизводимость результатов. Строгая доказательность и обоснованность полученных результатов с помощью математической статистики.   Опыт исследователя, его интуиция, субъективное понимание исследуемых феноменов.
Отношение к исследуемому
Субъект-объект. Исследуемый рассматривается как объект, лишенный активности и ценности.   Субъект-субъект. За исследуемым признается активность, ценность.
29..Житейская и научная психология, их взаимоотношения.  
Житейская психология Научная психология
Носит эмпирический характер, конкретна, привязана к конкретной ситуации конкретным людям Носит теоретический, системный характер, стремится и к обобщениям, для чего использует научные понятия.
Имеет интуитивный характер, что связано с особым способом получения этого знания: оно приобретается го познания путем проб и ошибок. Это знание рационально (интуиция сохраняется в качестве особого этапа научного познания)
Методы получения знания и сферы его применения ограничены. Имеет разработанный исследовательский аппарат и возможность экстраполяции (то есть, распространения на более широкий круг явлений) полученных результатов.
30.Содержание теории Л.С. Выготского о ВПФ   ü ВПФ – сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительными особенностями ВПФ являются их опосредованный характер и произвольность. ü ВПФ возникли при помощи знака. Знак - орудие психической деятельности. История развития человечества - это история развития знака- Чем более мощное развитие знаков в поколениях, тем более развита ВПФ. ü ВПФ возможны первоначально как форма сотрудничества с другими людьми, и в последствии становятся индивидуальными (пример: речь - средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию) ü У человека нет врожденной формы поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Выготский постулировал структурную аналогию между предметной и внутренней умственной деятельностью. Внутренний план сознания стал пониматься в отечественной психологии как деятельностно - освоенный внешний мир. ü Высшие психические функции (ВПФ), которые характеризуются тремя основными свойствами: 1) социальностью (по происхождению), 2) опосредствованностью (по строению), 3) произвольностью (по характеру регуляции). ü Высшая психическая функция в своем развитии проходит две стадии. Первоначально она существует как форма взаимодействия между людьми, и лишь позже – как полностью внутренний процесс. Это обозначается как переход от интерпсихического к интрапсихическому.    

Наши рекомендации