Язык естественный –противопоставлен искусственным языкам (языку математики, языку программирования и т.п.). Например, русский, английский, немецкий и т.д. К теме 4

Системный подход– исследовательский подход в рамках которого объект рассматривается как некоторое множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные интегральные свойства данного множества.. К теме 2.

Герменевтика – теория понимания. У Ф. Шлейермахера “искусство постижения чужой индивидуальности”, “другого”. Ее предметом выступает прежде всего аспект выражения, а не содержания, ибо именно выражение есть воплощение индивидуальности.

Глоттогенез (от греческих слов: язык и происхождение) - научное объяснение происхождения языка человеческого общения.

Коммуникант –любая из сторон процесса коммуникации.

Массовая коммуникация –разновидность коммуникации, охватывающей большие и средние по размеру сообщества людей (подробно ее содержание и особенности рассматриваются в теме № 5).

Персонализм – тенденция в западной философии, полагающая личность и ее духовные ценности высшим смыслом земной цивилизации. Термин впервые употребил Ф.Шлейермахер, но теоретиком считают Э.Мунье, который является автором многочисленных работ, написанных в XXв..

Семиотика –направление исследования коммуникации, возникшее в XIX в. в рамках философии прагматизма, уделявшее внимание знаковой природе коммуникации.

Софист(от греческого Sophistes – искусник, мудрец) – человек, который в своих рассуждениях прибегает к софизмам. В античности софисты – мастера красноречия, платные учителя. По их мнению, цель оратора не раскрытие истины, а убедительность, словесная виртуозность, искусство вводить в заблуждение.

Социолингвистика –наука, изучающая социальные аспекты языка и речи. Она развивается на стыке языкознания, социологии, социальной психологии. К теме 3.

Апелляция –обращение за поддержкой к общественному мнению.

Аудиовизуальный –канал коммуникации, основанный на одновременном восприятии зрением и слухом.

Верификация –проверка достоверности информации.

Доминанта (от лат. dominans) – главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть чего-либо.

Инициатор сообщения – в коммуникативистике то же, что и коммуникатор.

Искусственный язык – язык, который строится по сформированным заранее правилам и предназначен для решения каких -либо конкретных задач.

Коммуникативная сфера –социально-обусловленная область коммуникативной деятельности человека, имеющая свои функции, определяемые коммуникативными потребностями – необходимость сообщить или получить какую-либо информацию. Она интегрирует целый ряд социально-значимых характеристик коммуникации, таких как смысловая информация, социальный статус коммуникантов, их коммуникативные роли и степень мотивированности в обмене информацией. Коммуникативная сфера тесно связана по своей природе с общественными связями и отношениями.

Коммуникатор – инициатор коммуникативных связей; лицо или группа лиц, формирующих и передающих сообщения.

Массмедиа (mass media) – то же самое что и средства массовой информации.

Реципиент – в системе коммуникации сторона, принимающая сообщение.

Суггестия – внушение, воздействие на воображение, подсознание.

Участник коммуникации – любой из коммуникантов.

Язык естественный –противопоставлен искусственным языкам (языку математики, языку программирования и т.п.). Например, русский, английский, немецкий и т.д. К теме 4.

Вербальный– словесный.

Кинесика– невербальное средство общения, отражающее движения тела – позу, жест, мимику, походку, а также визуальный контакт – направление движения взгляда, его частота, длина паузы.

Коммуникация визуальная – взаимодействие с помощью видимых символов. В отличие от вербальной, она не обладает заранее установленными, лексически выделенными единицами. В ней существуют лишь предварительные нормы, определяющие форму необходимого сообщения (например, в прямом эфире появляется дополнительная(незапланированная) информация, которая черпается из контекста ситуации, расстановки действующих лиц, их поз, жестов, мимики и пр.).

Коммуникация когнитивная – взаимодействие субъектов с познавательной целью.

Коммуникация конфликтная – взаимодействие в условиях противоборства, противостояния сторон, участвующих в коммуникативном процессе.

Коммуникация кризисная – взаимодействие между субъектами в условиях резкого изменения течения коммуникативного процесса, вызвавшего затруднения в привычном обмене сообщениями между элементами коммуникативной системы (в условиях кризисных ситуаций, которые активный субъект коммуникации стремится преодолеть с помощью механизмов, технологий и инструментов связи с общественностью).

Коммуникация уличная – взаимодействие между различными лицами игруппами при непосредственном контакте на улице (например, митинги, демонстрации, уличные концерты и т.д.).

Невербальный –невербальные средства общения: движение тела, интонация, тактильное воздействие, дистанция.

Ольфакторная система – система невербального поведения, базирующаяся на обонянии человека и отражает искусственные и естественные запахи.

Проксемика –невербальное средство общения, отражающее пространственную ориентацию партнеров и дистанцию между ними в момент речевого общения.

Просодика (и экстралингвистика) –невербальное средство общения, представляющее совокупность таких характеристик голоса, как интонация, громкость, тембр; а также пауза, вздох, смех, плач, кашель; структура невербального поведения, к ней примыкает экстралингвистическая структура.

Такесика –невербальное средство общения, представляющее совокупность таких характеристик, как рукопожатие, поцелуй, похлопывание; область невербального поведения, находящаяся под контролем тактильно-кинестетической системы отражения (данные поступают от рецепторов кожи, мышц, сухожилий, суставов), а также зрительной и слуховой системы. К теме 5.

“Издатели” – владельцы, акционеры, менеджеры, спиндокторы и др. оказывающие влияние на информационную политику СМК. Эта социальная группа также как и “редакции” представляет коммуникантов в структуре массовой коммуникации.

“Редакции” (коммуниканты) – это одна из социальных групп, представляющих коммуникаторов (адресантов) СМК, непосредственные создатели и передатчики текстов (журналисты, пиармены, дикторы, операторы, дизайнеры, программисты, оформители и т.п.).

Адресанты –коммуникаторы (коллективы и группы людей ), профессионально занимающиеся производством и распространением массовой информации.

Интернет –относительно новое информационное средство, постепенно обретающее черты СМИ.

Информатика –это система средств обработки данных при помощи вычислительной техники (компьютеров). Данное СМК занимается исследованием человеческого языка и его логических основ с точки зрения проблемы создания нового языка и воплощения его коммуникативных функций. Специалисты, которые работают в этой области называются программистами.

Телекоммуникация–это технические службы СМК, обеспечивающие передачу и прием сообщений. Они в основном работают с кодами, сигналами, шумами и представлены инженерами и техниками по телекоммуникациям.

Наши рекомендации