История «магии» в нейролингвистике

НЛП - это позиция и методология,

порождающие целый ряд методов.

Ричард Бэндлер.

Нейролингвистическое программирование (НЛП) представляет собой сравнительно новую дисципли­ну, возникшую лишь в середине 1970-х гг. В основе НЛП лежит большой объем заслуживающих дове­рия знаний. НЛП берет начало в нескольких облас­тях знания, объединенных двумя его создателями – Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером.

Это случилось в то время, когда доктор Гриндер занимал должность профессора лингвистики в Кали­форнийском Университете в Саита-Крус. Бэндлер был студентом этого университета и изучал матема­тику и компьютерные науки. Доктор Гриндер к тому времени уже опубликовал несколько книг по той об­ласти лингвистики, которая известна как трансфор­мационная грамматика.

Ричард Бэндлер показал незаурядные способнос­ти в выявлении и четком описании моделей самых различных процессов. Этот талант наиболее ярко проявил себя в описании человеческой коммуника­ции. Ричард с большим удовольствием изучал, ана­лизировал, моделировал коммуникативные процес­сы в психотерапии. Тогда он начал активно изучать техники гештальт-терапии. Ему удалось выявить, описать и самостоятельно опробовать модели этого психотерапевтического подхода.

Результаты такой работы впечатляли окружаю­щих, а успех в решении сложных задач направил та­лант Ричарда в изучение, а затем моделирование приемов работы других выдающихся специалистов. При поддержке Джона Гриндера, Бэндлер получил возможность смоделировать техники Вирджинии Сатир - самого известного в мире семейного психо­терапевта. Ричард быстро идентифицировал исполь­зуемые Вирджинией «семь паттернов». Когда они с Джоном начали применять их, то обнаружили, что могут моделировать ее методы психотерапии и полу­чать такие же результаты.

Как компьютерный программист, Ричард знал, что для того, чтобы запрограммировать самое простое «сознание» (компьютер с состояниями «включено-выключено»), нужно разбить поведение на компо­ненты и предоставить системе ясные и однозначные сигналы. К этой простой метафоре Джон добавил свои обширные знания по трансформационной грам­матике. Из трансформационной грамматики они по­заимствовали понятия глубинной и поверхностной структур, которые трансформируют значение/зна­ния в человеческом мозге. Так они начали строить свою модель «программирования» людей.

Позже известный во всем мире антрополог Грего­ри Бейтсон познакомил Бэндлера и Гриндера с Милтоном Эриксоном, доктором медицины. Эриксон раз­работал модель коммуникации, которая известна как «эриксонианский гипноз». В 1958 г. Американская медицинская ассоциация признала, что гипноз явля­ется полезным лечебным средством во время хирур­гических операций. Когда Бэндлер и Гриндер смоде­лировали работу Эриксона, они обнаружили, что могут получить тот же эффект. Многие сегодняшние методики НЛП основаны па приемах, которые использовал Эриксон.

На основе этого опыта и исследования объединяющих факторов и принципов Бэндлер и Гриндер разработали свою первую модель коммуникации, отражающую теоретическое понимание того, каким образом мы «запрограммированы» посредством языков (сенсорных и лингвистических) так, что у нас возникают регулярные и систематичные действия, реакции, психосоматические эффекты и т. д. Эта модель также определяла способы использования компонентов субъективного опыта для психологических (ментально-эмоциональных) изменений поведения человека.

С того времени НЛП прошло значительный путь развития. Модель расширилась за счет включения в нее данных других дисциплин: кибернетики (комму­никации в сложных системах, как механических, так и живых), философии, когнитивной психологии, ис­следований «бессознательного» и неврологии. Сего­дня во всем мире существуют институты НЛП, и многие авторы применяют НЛП в областях, связан­ных с медициной и здоровьем, психотерапией и пси­хологическим благополучием, бизнесом, образовани­ем, спортом, правом, христианской религией и т. д.

Изучение мастерства

НЛП главным образом фокусируется на изучении мастерства. В книге «Нейролингвистическое программирование» (Dilts et at., 1983) авторы назвали НЛП «изучением структуры субъективного опыта». Субъективный опыт, на котором сосредоточено вни­мание большинства теоретиков, популяризаторов и преподавателей НЛП, включает самые совершенные аспекты человеческого опыта - высокий уровень творчества, мастерства, одаренности и т. д. Роберт Дилтс, один из создателей НЛП, особенно глубоко изучал эту тему, написав ряд книг и большое коли­чество журнальных статей под общим названием «Стратегии гениев».

НЛП предлагает модель, помогающую на­учиться выявлять и воспроизводить паттерны мастерства.

Преподаватели, которые хотят совершенствовать­ся, моделируют работу лучших специалистов. НЛП предлагает модель, помогающую научиться выяв­лять и воспроизводить паттерны мастерства. НЛП фокусируется на распознавании мастерства, а также на том, как его разбить на компоненты и «встроить» в других людей.

В такой пошаговой манере модель НЛП учит нас достижению мастерства. Вы желаете улучшить свои коммуникативные способности? НЛП дает вам мо­дель коммуникативного мастерства. НЛП разбивает эти навыки на доступные для обучения элементы. Ваш ребенок испытывает трудности с правописани­ем? НЛП установило структуру совершенных навы­ков письма и разработало процесс тренинга, позво­ляющего в совершенстве овладеть правописанием. Хотите проводить успешные переговоры? НЛП предлагает высокоэффективную модель действий на переговорах по сложным вопросам.

НЛП предлагает не только реальное теоретичес­кое основание этого, но и методику осуществления личностных изменений.

Эмпирическая природа НЛП

Когда вы будете читать и использовать этот учеб­ник по НЛП, вы встретите выражение «эмпиричес­кая природа НЛП». Что это значит? Это выражение указывает на то, что в НЛП большое значение име­ют моделирование, эксперимент и проверка в проти­вовес построению теории и гипотез. Когда люди спрашивают нас во время тренингов: «А НЛП рабо­тает?», - мы убеждаем их провести проверку и, таким образом, узнать, «работает» ли конкретный пат­терн в их случае. Будьте готовы к такой немедленной практической проверке модели.

Сказанное подразумевает, что наилучший способ понять НЛП - проверить его на собственном опы­те. Давайте сделаем это в самом начале. Следующее упражнение («мысленный» эксперимент) познако­мит вас с НЛП. Во время чтения инструкций будь­те внимательны. Это позволит вам лучше настро­иться на то уникальное образование, которое пред­ставляют собой «разум и тело» и нервная система. Мы будем работать с естественными процессами нашего сознания. Делая это, вы откроете многие механизмы, посредством которых сможете научить­ся устанавливать контроль над этими процессами. В следующих абзацах многоточие ... означает «оста­новитесь, обратите внимание, почувствуйте, поду­майте» и т. д.

НЛП предоставляет методы и технологию того, как управлять собственными мыслями.

Эти процессы и механизмы могут управлять нами в той степени, в которой мы не осознаем их. По мере того как вы ближе познакомитесь с этими подсозна­тельными процессами, вы научитесь управлять ими. Делая это, вы найдете данные процессы достойными изучения. НЛП предоставляет методы и технологию того, как управлять собственными мыслями.

Эксперимент № 1

Вспомните какое-нибудь приятное переживание из прошлого. В вашем сознании всплывут различные картины. Какими бы они ни были, пусть они пока останутся с вами. Если вам кажется, что вы не обна­ружили такого воспоминания, просто представьте что-нибудь приятное. У некоторых людей это полу­чается лучше с закрытыми глазами. Как только вы сможете представить приятное переживание, по­звольте ему оставаться в вашем сознании.

Теперь, когда у вас имеется эта приятная мысль, обратите внимание на ее визуальные аспекты. Что именно вы видите, когда вспоминаете это пережива­ние? Обратите внимание на воображаемую картину. Если вы недостаточно отчетливо видите ее, пред­ставьте себе, как «ощущается» приятное воспомина­ние. Или просто послушайте какие-нибудь приятные звуки - слова или музыку - наслаждайтесь внутренними приятными переживаниями.

Теперь, когда у вас есть картина воспоминания, сделайте ее больше. Удвойте се размеры ... а затем еще раз удвойте полученную картину ... обратите внимание на то, что произошло. Что случилось, ког­да вы сделали картину больше? Увеличилась ли ин­тенсивность ощущений?

Теперь уменьшите картину. Делайте ее все мень­ше и меньше. Сделайте ее такой маленькой, чтобы ее было трудно рассмотреть... остановитесь на некото­рое время ... понизилась ли интенсивность ощуще­ний? Поэкспериментируйте с увеличением и умень­шением картины. Снижается ли интенсивность ва­ших ощущений, когда вы уменьшаете картину? Повышается ли интенсивность ощущений, когда вы увеличиваете картину? Если это так, то переживание картин (звуков, чувств) в вашем сознании действует на вас так же, как и на большинство людей. Однако у вас это может происходить по-другому. Это так? Неважно. Все мы кодируем опыт в нашем сознании уникальным и индивидуальным способом. Теперь придайте вашей картине приятного опыта тот фор­мат, в котором она вам кажется наиболее комфорт­ной и приятной.

Удерживая эту картину, приблизьте ее. Просто представьте, что картина становится к вам все бли­же и ближе, и следите за этим процессом. Что при этом происходит с вашими ощущениями? ... Уве­личьте расстояние до картины. Что происходит, ког­да вы отдаляете ее? Увеличивается ли интенсивность ваших ощущений при приближении картины? Сни­жается ли интенсивность при отдалении картины? Для функционирования сознания/нервной системы большинства людей это верно. Когда вы отдаляете картину, интенсивность ощущений, вероятно, сни­жается. Обратите внимание, что когда вы изменяе­те ментальную репрезентацию переживания в сво­ем сознании, ваши ощущения изменяются. Это, между прочим, указывает нам на способ, каким мы можем «отдалить» себя от некоторых переживаний, не так ли?

Давайте поэкспериментируем с цветом картины. Когда вы сосредоточены на определенных образах, вы видите их в цвете или черно-белыми? Если они цветные, сделайте их черно-белыми, и наоборот, если они закодированы у вас как черно-белые... Когда вы изменяете цвет, изменяются ли ваши ощущения?

Рассмотрим фокус ваших образов: они сфокусиро­ваны или нет? Видите ли вы себя на картине или вы видите сцену как бы собственными глазами? Ваша картина трехмерная или плоская? Есть ли вокруг нее рамка или вы видите ее как панораму? Поэкспери­ментируйте с тем, как представлено это переживание в вашем сознании. Измените расположение картины. Если она закодирована у вас справа, передвиньте ее влево.

Анализ опыта

НЛП работает преимущественно с психиче­скими процессами, а не с их содержанием.

Случалось ли вам когда-нибудь изменять свои ощущения посредством изменения внутренней ре­презентации опыта, то есть действий, которые вы только что выполнили в процессе только что прове­денного эксперимента? Сила НЛП заключается в подобных психических процессах. НЛП работает пре­имущественно с психическими процессами, а не с их содержанием. Вы изменили свои переживания по­средством изменения свойств и структуры ваших образов, а не их содержания. Таким образом, вы про­извели изменения на уровне психических процессов, оставив содержание прежним.

Ответьте на следующие вопросы. Что случится с человеком, если он сделает все свои неприятные кар­тины большими, яркими и максимально близкими? Что случится, если он сделает все свои приятные переживания маленькими, тусклыми и далекими? ... Человек станет экспертом по депрессии, печали и опустошенности, не так ли?

С другой стороны, рассмотрим, что произойдет, если человек закодирует свои приятные пережива­ния как большие, яркие и максимально близкие ... разве это не приведет к более позитивному взгляду на жизнь? И что, если он сделает свои неприятные переживания маленькими, тусклыми и далекими? Негативные события будут оказывать меньшее вли­яние на его жизнь.

НЛП позволило нам заново оценить глубину и смысл старой истины: «Каковы мысли в душе его, таков и он». Следовательно, многое из того, что мы делаем в рамках НЛП, является результатом тех естественных процессов, с помощью которых мы, люди, обрабатываем информацию в нашем сознании. НЛП показывает нам, как изменить процесс посред­ством изменения ментального кодирования. То, что вы только что испытали, в НЛП называется субмо­дальным кодированием и сдвигом.

Ваше сознание выполняет шесть основных репре­зентативных функций (не считая поддержания внут­ренних физиологических функций, таких как дыха­ние) для того, чтобы «наделить мир смыслом»: оно создает репрезентации картин, звуков, слов, порож­дает тактильные, вкусовые и обонятельные ощуще­ния. Посредством пяти чувств вы получаете, или вводите в сознание, информацию, а также сохраняете ее. Затем ваше сознание извлекает из памяти эту инфор­мацию в той же кодировке, или формате, в котором вы ее сохранили. Если вы сохранили визуальную информацию, вы извлечете ее как картину. Если вы слушали и сохранили звук, вы извлечете информа­цию как звук. Посредством изменения кодирования (суб­модальностей) переживаний вы можете из­менять свои ощущения и свое внутреннее состояние.

Мы называем это кодирование, или сохранение информации, внутренней репрезентацией (см. рис. 1.1). Экспериментируя с приятным переживани­ем, вы извлекали из памяти визуальную часть внут­ренней репрезентации приятного опыта. Вполне воз­можно, что ваше приятное переживание было озву­чено. Изменяя кодирование переживаний, вы можете изменять свои ощущения и свое внутреннее состояние. Когда изменяется внутреннее состояние, изме­няется и поведение.

Мозг использует этот метод кодирования, чтобы управлять сообщениями нервной системе, которая затем определяет наши нервные процессы. Такое «программное обеспечение» мозга позволяет нам бы­стро реагировать и принимать решения. Если бы мы делали это сознательно, мы были бы перегружены информацией. Поняв приемы кодирования, практик НЛП может вызвать изменения простым изменени­ем кодирования. Депрессия, травма, горе, вина, тре­вога, фобии, убеждения, ценности, все эмоции и со­стояния человека функционируют в соответствии со своим собственным индивидуально структурирован­ным кодированием. Как тренер НЛП, я (Б. Б.) регулярно использую методы НЛП для вызова структурных изменений у моих клиентов.

Наши рекомендации