Позиция консультанта по отношению к клиенту. 2 страница
Интеллектуализация. Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств. Интеллектуализация тесно связана с рационализацией и подменяет переживание чувств размышлениями о них (например, вместо реальной любви — разговоры о любви).
Компенсация. Это бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков. Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей. Компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста — стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности — грубостью и конфликтностью). Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере).
Реактивное формирование. Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями. Защита носит двуступенчатый характер. Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его антитеза. Например, преувеличенная опека может маскировать чувство отвержения, преувеличенное слащавое и вежливое поведение может скрывать враждебность и т. п.
Отрицание. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне. Поведение таково, словно проблемы не существует. Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей (если спрятать голову под одеялом, то реальность перестанет существовать). Взрослые часто используют отрицание в случаях кризисных ситуаций (неизлечимая болезнь, приближение смерти, потеря близкого человека и т.п.).
Смещение. Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. Например, смещение агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или другие объекты. Смещение проявляется при фобических реакциях, когда тревожность от скрытого в бессознательном конфликта переносится на внешний объект.
В психологическом консультировании мы, как правило, сталкиваемся с использованием непригодных защитных механизмов для преодоления тревожности.
Очень важно позволить клиенту выговориться и выразить свою тревожность, потому что беспокойный клиент мало что слышит, до него не доходят увещевания консультанта. Невысказанная тревожность безгранична. Когда она "одевается" в словесную оболочку, то фиксируется в пределах слов и становится объектом, который может "увидеть" как клиент, так и консультант. Происходит значительное уменьшение дезорганизующей силы тревожности. Следовательно, с тревожным клиентом необходимо обсуждать его состояние. Нельзя забывать, что мы имеем дело по существу со скрытыми в бессознательном чувствами, поэтому бесполезно давить на клиента, чтобы он скорее назвал причины своей тревожности. Консультант должен проявить понимание и терпимость. Не надо также поддаваться искушению рассуждать о стрессах и напряжении, свойственных нашему времени. Это обычно не затрагивает страданий конкретного клиента. Человеку, раздираемому внутренним, невербализируемым конфликтом, не следует отказывать в помощи из-за якобы экзистенциальной природы его тревожности. Экзистенциальная тревога существует, однако большинство клиентов обращается не из-за нее.
2. Возрастно-психологическое консультирование
Современное понимание содержания и принципов возрастно-психологического консультирования возникло на основе двух изначально не связанных между собой психологических дисциплин — детской психологии и психодиагностики. Первый и весьма далекий прообраз возник в западной психологии на рубеже XIX–XX веков вместе с историческими работами А. Бине и Т. Симона. Их первые попытки создания средств возрастной диагностики были посвящены разработке методов измерения умственного развития с целью дифференциации здоровых, но социально и педагогически запущенных детей и детей с аномалиями в развитии.
Общая задача возрастно-психологического консультирования — контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса. Указанная общая задача на сегодняшний день включает следующие конкретные составляющие:
1) ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;
2) своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогическую консультацию;
3) предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами);
4) составление (совместно с педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей;
5) составление (совместно со специалистами по семейной психотерапии) рекомендаций по воспитанию детей в семье;
6) коррекционная работа (индивидуальная или в специальных группах) при консультировании с детьми и родителями;
7) психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм.
3. Консультирование в сфере деловых отношений
Жизненные неудачи, связанные с недостатками эмоциональной саморегуляции, могут быть обусловлены самыми разными причинами, но большинство из них относится к особенностям внутреннего, психологического мира человека или к взаимоотношениям, складывающимся у него с окружающими людьми.
Если проблемы касаются психологии человека, то они называются внутренними или субъективными, если же проблемы относятся к обстоятельствам, не зависящим от человека, то они называются внешними или объективными.
К внутренним причинам неудач в эмоциональной саморегуляции могут быть отнесены следующие причины:
1. Борьба между собой равнозначных, равносильных мотивов человека, каждый из которых не в состоянии преодолеть сопротивление конкурирующего с ним, другого мотива.
2. Слабость воли человека.
3. Наличие у человека не совместимых друг с другом черт характера, которые придают его поведению непредсказуемость и непоследовательность.
4. Повышенная эмоциональная возбудимость человека, с которой он сам не в состоянии успешно справиться.
5. Неуверенность человека в себе.
6. Медлительность в принятии и реализации решений. К числу возможных причин внешнего характера могут быть отнесены следующие причины:
1. Слишком большая зависимость человека от складывающихся жизненных обстоятельств.
2. Чрезмерная личная и деловая зависимость человека от окружающих людей.
3. Неопределенность ситуации, в которой оказался человек и в которой трудно по объективным причинам принимать или реализовывать разумные решения.
4. Сложные, противоречивые отношения человека с окружающими людьми.
Рассмотрим более подробно каждую из названных выше причин.
Под борьбой равнозначных или равносильных мотивов имеется в виду ситуация, когда в мотивации поведения человека друг с другом конкурируют два или более разных мотивов, две или более, трудносовместимых друг с другом, потребности, причем каждая из них актуальна и достаточно сильна. В результате человек оказывается не в состоянии предпочесть какую-либо одну из них, так как не может полностью отказаться от любой из них.
Если, к примеру, он следует только одному из реально действующих мотивов и приступает к его реализации, то спустя некоторое время, когда данный мотив уже будет частично удовлетворен, актуальным сразу же становится другой, неудовлетворенный мотив. Эта ситуация многократно воспроизводится с чередующимся доминированием то одного, то другого мотива. В итоге человек постоянно будет находиться перед выбором: как действовать и что предпочесть. Он будет не в состоянии контролировать свои эмоции, связанные с конфликтом несовместимых друг с другом мотивов поведения.
Выход из данной конфликтной ситуации может быть следующим. Человеку необходимо будет каким-то образом искусственно повысить ценность для себя одних потребностей (мотивов, интересов) и одновременно снизить значимость других.
Еще один возможный способ выхода из сложившейся ситуации состоит в том, чтобы создать условия, при которых вероятность удовлетворения одних потребностей будет намного выше, чем вероятность удовлетворения других потребностей.
Третий способ поведения в этой же ситуации состоит в том, чтобы просто принять и усилием воли практически реализовать осознанное решение о вполне определенной последовательности удовлетворения равносильных потребностей (мотивов, интересов).
Во всех этих случаях для того, чтобы мотивационные побуждения не конкурировали друг с другом, их желательно как-то развести. Тогда человеку станет намного легче контролировать свое поведение, и в каждый момент времени оно фактически окажется подчиненным задаче реализации одной мотивационной тенденции.
Слабость воли человека - трудно устранимое препятствие на пути эффективной эмоциональной саморегуляции. Однако следует помнить о том, что иногда за слабость воли человека ошибочно принимается борьба мотивов.
За слабой волей часто скрывается неумение человека принимать или выполнять уже принятые решения. Поэтому если клиент обратился в психологическую консультацию с жалобой на слабость воли, то не стоит сразу же безоговорочно доверять его собственному объяснению проблемы. Желательно выяснить, не состоит ли его проблема в борьбе мотивов или в неспособности принимать и выполнять решения.
До сих пор с волей человека также нередко ошибочно связывают представление о некоторой физической силе, при помощи которой решаются жизненные проблемы или преодолеваются препятствия, возникающие на пути продвижения к намеченной цели. На самом деле это далеко не всегда так. С физическим усилием, вернее с его дефицитом, связываются лишь отдельные, самые простые проявления воли человека, в то время как более сложные ее проявления касаются интеллекта и разума. Проблемы воли взрослого человека в психологическом консультировании почти всегда необходимо решать, исходя из предпосылки о его разумности и сознательности.
Наличие у человека конкурирующих друг с другом черт характера - это проблема, суть которой выражается в том, что одни и те же ситуации и люди у одного и того же человека могут актуализировать различные поведенческие тенденции, связанные, например, с конкурирующими чертами характера, противоположными друг другу.
К примеру, в психологии одного и того же человека могут иногда сочетаться доброта и злость, экстраверсия и интроверсия. Каждая из конкурирующих между собой реакций, порождаемая такими различными чертами личности, ослабляется противодействием прямо противоположной ей тенденции, так что эффективная саморегуляция поведения человека в этих условиях становится весьма проблематичной.
Диагностировать данный случай можно при помощи личностных, характерологических психологических тестов, позволяющих выявлять и оценивать у одного и того же человека противоположные черты характера. Если окажется, что такие черты характера имеются у клиента и являются достаточно развитыми, то это будет означать, что психолог-консультант действительно имеет дело с обсуждаемой проблемой.
Как практически решать данную проблему? Если пытаться ее решить так называемым радикальным образом, за счет усиленного развития одной из положительных, конкурентных черт характера, то, став доминирующей, она может породить форму поведения, регулирование которой не составит труда.
Однако такой путь труден и требует большого времени, так как черты характера человека являются весьма устойчивыми. Обсуждаемую проблему можно также попытаться решить при помощи метода, уже описанного применительно к конфликту мотивов, а именно - за счет выработки у человека полезной привычки действовать рационально, не под влиянием эмоций, ситуационно возникающих импульсов.
Конечно, и в этом случае проблема, по-видимому, не будет решаться сразу же и полностью, так как прежде, чем человек примет разумное решение, он все же некоторое время будет колебаться и переживать, и, следовательно, недостаточно хорошо управлять собой. Однако как только он придет к определенному решению и приступит к его выполнению, контроль за собственным поведением с его стороны сразу же возрастет.
Повышенная эмоциональная возбудимость как проблема поведенческой саморегуляции проявляется у человека в том, что, столкнувшись с каким-либо препятствием на пути достижения поставленной цели, он довольно быстро приходит в состояние повышенного эмоционального возбуждения и долго не может успокоиться. Это практически лишает его возможности контролировать в течение некоторого времени свое поведение, так как слишком высокий уровень эмоциональной возбужденности, как правило, снижает контроль человека за своим поведением, делает его менее управляемым.
Такое неприятное свойство поведения человека может явиться следствием одновременного действия нескольких причин. Во-первых, оно может выступить, как естественное проявление типа темперамента человека, и в этом случае никакие специальные меры не будут в состоянии полностью его устранить. Даже если клиенту удастся справиться с внешними проявлениями своей эмоциональности, его внутренние, непроизвольные эмоциональные реакции на ситуацию автоматически будут возникать. Слишком частое внешнее, волевое подавление таких реакций может привести к неблагоприятным последствиям для общего состояния психического и физического здоровья человека.
Во-вторых, повышенная эмоциональная возбудимость человека может явиться следствием неблагоприятного психологического и физического его состояния. В этом случае клиент, даже будучи от природы не слишком эмоциональным человеком, все же весьма эмоционально может реагировать на складывающиеся обстоятельства жизни. Решить проблему клиента в этом случае можно будет за счет укрепления состояния его здоровья и улучшения настроения.
В-третьих, причиной чрезмерной эмоциональной возбудимости человека может стать нерациональный образ его жизни, например физическая или психологическая перегрузка, слишком частые жизненные неудачи, порождающие состояние, близкое к фрустрации. И то и другое ослабляет нервную систему человека, делает ее более возбудимой.
В данном случае решить проблему эмоциональной неуравновешенности клиента можно будет только одним путем - изменить его образ жизни так, чтобы исключить возникновение в будущем физической перегрузки и фрустрации.
Неуверенность человека в себе - это особое психологическое состояние, которое может быть порождено сочетанием нескольких различных причин. Неуверенность может стать следствием как заниженной самооценки, так и ожидания неудач. Последнее обычно бывает тогда, когда в прошлом человека в основном преследовали неудачи.
Неуверенность в себе также может выступить как своеобразная защитная реакция, порождаемая комплексом неполноценности, преобладанием потребности избежания неудач над потребностью достижения успехов.
Прежде чем давать клиенту практические рекомендации по этому поводу, необходимо выяснить, в чем на самом деле состоит причина его неуверенности в себе. Если эта причина заключается в низкой самооценке, то необходимо повысить ее. Этого, в частности, можно добиться за счет обнаружения у клиента таких способностей и качеств личности, по которым он не только практически не уступает другим людям, но определенно их превосходит.
Если же причина неуверенности клиента в себе состоит в твердой установке на ожидание неудач, то необходимо как-то изменить эту установку на ожидание успеха.
Этого можно добиться, предложив клиенту тщательно продумывать свои действия, чтобы заранее свести к минимуму неудачи и в максимальной степени обеспечить успех. Кроме того, важно научить клиента внимательно анализировать условия своей деятельности, рационально использовать их для достижения успехов.
В том случае если неуверенность клиента в себе выступает как защитная психологическая реакция, ее можно устранить теми мерами, которые уже обсуждались выше.
Что же касается замедленности принятия решений как вероятной причины неуверенности человека в себе, то с этой причиной рекомендуется бороться следующим образом.
Прежде всего необходимо разъяснить клиенту, что сама по себе замедленность в принятии и реализации решений не является достаточной причиной неудач и серьезным психологическим недостатком человека. Она, как таковая, вполне может быть скомпенсирована тщательностью подготовки и точностью выполнения принимаемого решения. Кроме того, для человека со сравнительно медленными естественными реакциями полезно находить и усваивать некоторые стандартные, оптимальные способы действий, требующие минимума времени, и в дальнейшем стараться следовать им.
Неудачи в выборе профессии, условий и места работы
Этот вид жизненных неудач обычно сопровождается следующими характерными симптомами: недовольством человека избранной профессией, той работой, которой ему приходится заниматься, наличием у него желания сменить свою профессию, низкими результатами в работе. Нередко в целом человек бывает вполне удовлетворен своей профессией, но его почему то не устраивают условия и место работы, и он изъявляет желание их изменить. Правда, такое желание не всегда сопровождается вполне конкретными требованиями к новым условиям и месту работы, а в том случае если человек желает сменить профессию - не всегда осознанным стремлением к какой-либо иной профессиональной деятельности.
Жалобы на данный вид неудач со стороны клиента могут быть как явными (открытыми), так и неявными (скрытыми). С открытыми жалобами мы имеем дело тогда, когда клиент, имея определенную профессию и место работы, обращается в психологическую консультацию с просьбой помочь ему что-то в этом деле изменить. К жалобам скрытого плана могут относиться те, которые встречаются у людей, способных устроиться на работу по имеющейся у них специальности, или тех, кто оказался безработным.
К подобной ситуации нередко приводит отсутствие у клиента интереса к избранной профессии, вследствие чего он не отдает полностью свои силы работе и не выдерживает профессиональной конкуренции с другими людьми, занимающимися тем же самым делом, что и он. Человек при этом хочет изменить профессию, условия и место работы таким образом, чтобы это его больше устраивало.
В обсуждаемом случае клиент может прямо не жаловаться на неудачный выбор профессии, но сам факт его обращения в психологическую консультацию по данному поводу косвенно содержит в себе скрытую жалобу на неудовлетворенность своей профессиональной деятельностью.
Какую конкретную помощь психолог-консультант может практически оказать клиенту, обратившемуся в консультацию с такой проблемой?
Прежде всего надо постараться понять, что возможности оказания реальной, полноценной помощи в данном вопросе уже достаточно взрослому клиенту ограничены. Это связано со следующими обстоятельствами:
Во-первых, в наши дни, когда растет безработица, сменить свою профессию взрослому человеку, заменив ее такой, которая была бы достаточно престижной и высокооплачиваемой, весьма затруднительно. В области профессиональной деятельности существует высокая конкуренция и, кроме того, немалые усилия и средства требуются для того, чтобы добиться в своей профессии успеха.
Во-вторых, далеко не каждый человек по своим реальным возможностям может получить престижную и высокооплачиваемую работу. Но даже если он этого вполне достоин, далеко не всегда он на самом деле может получить требуемую работу. Большинство вопросов, которые в данном случае приходится решать клиенту, обычно находится за пределами компетенции психолога-консультанта.
Для того чтобы реально как-то помочь клиенту, психолог-консультант в сложившейся ситуации может сделать следующее.
Прежде всего ему следует помочь клиенту объективно разобраться в ситуации и с учетом всех обстоятельств принять правильное, разумное и взвешенное решение. Далее консультант может помочь клиенту наметить и практически реализовать продуманный план необходимых шагов, которые почти наверняка приведут к оптимальному решению возникшей проблемы.
Этот план, в частности, должен будет содержать в себе ответы на следующие вопросы:
• Почему клиента не вполне устраивают имеющаяся у него профессия, условия и место работы?
• Можно ли практически устранить причины недовольства клиента всем этим настолько, чтобы радикально изменить сложившееся положение дел?
• Какую новую профессию вместо старой профессии клиент хотел бы приобрести?
• Какие условия работы и какое место работы его бы вполне устроили?
• Что клиенту может дать новая для него профессия?
• Какие дополнительные проблемы в связи с ней у клиента могут возникнуть?
• Сможет ли клиент успешно преодолеть вновь возникшие проблемы?
• Чего реально это будет стоить клиенту?
• Что для клиента выгоднее: постараться улучшить условия и место работы, оставаясь при старой профессии, или попытаться приобрести новую профессию, новые условия и место работы?
Подробные, обстоятельные ответы на все эти вопросы, полученные совместно психологом-консультантом и клиентом, их анализ, взвешивание всех "за" и "против" принимаемого решения, позволят клиенту свести к минимуму вероятные ошибки.
Следующий шаг в психологическом консультировании по данному вопросу может состоять в проведении разностороннего психодиагностического обследования клиента, рассчитанного на то, чтобы выяснить, имеются ли у клиента нужные задатки и способности для освоения новой профессии, смены условий и места работы.
Психолог-консультант, проводя обследование клиента, прежде всего должен определить, какими персональными, положительными качествами реально обладает клиент для того, чтобы хорошо освоить новую для себя профессию, быстро и успешно адаптироваться к новым условиям и месту работы. Обработав результаты психологического тестирования клиента, психолог-консультант может сообщить ему свое заключение вместе с соответствующими рекомендациями относительно того, стоит или не стоит менять профессию, условия и место работы.
Неудачи в продвижении по службе
Неудачи этого типа также могут быть вызваны самыми разными причинами. Поэтому, прежде чем приступить к поиску практически действенных рекомендаций в связи с такими неудачами, необходимо выяснить, в чем состоит их причина.
Некоторые из причин подобного рода неудач носят объективный характер и не могут быть полностью устранены с помощью только психологических средств воздействия. Другие порождены факторами субъективного характера, и здесь психологическое консультирование может оказать действенную поддержку клиенту. В связи с этим мы остановимся только на выяснении и обсуждении причин субъективно-психологического свойства.
Какими могут быть эти причины и как следует практически действовать психологу-консультанту в каждом конкретном случае, связанном с такими причинами?
Наиболее распространенными общими психологическими причинами неудач в продвижении по службе могут быть следующие:
1. Незнание клиентом условий, в силу которых он может или не может реально претендовать на продвижение по службе.
2. Неспособность клиента производить благоприятное впечатление на тех людей, от которых зависит его продвижение по службе.
3. Завышенный уровень притязаний клиента в продвижении по службе, не вполне соответствующий его способностям и реальным возможностям. Это тот случай, когда клиент в общем нормально продвигается по службе, но то, как это происходит, его не вполне устраивает.
Первая из названных причин сравнительно легко устранима и как таковая может быть выявлена в результате личной беседы психолога-консультанта с клиентом. Для этого достаточно задать клиенту следующие вопросы:
• Знаете ли вы то, от чего зависит ваше продвижение по службе и что обеспечит его практически?
• Каковы условия, при которых вы можете успешно продвигаться по службе?
• Соответствуете ли вы и ваши возможности этим условиям?
• Каким конкретно из указанных выше условий вы полностью и не полностью соответствуете?
• На чем основываются ваши ответы на предыдущие вопросы? Если они базируются на каких-либо конкретных фактах, то назовите эти факты.
В том случае если клиент определенно и быстро, достаточно легко ответит на все эти вопросы, можно будет сделать вывод о том, что основная причина его неудач в продвижении по службе не связана со знанием условий такого продвижения.
Может, однако, иметь место случай, при котором ответы клиента на эти вопросы окажутся не вполне определенными и точными. Тогда, наверное, проблема неудовлетворительного продвижения по службе хотя бы частично будет связана с незнанием клиентом условий продвижения по службе.
Диагностировать последний случай в практике психологического консультирования можно по следующим признакам: если клиент, ответив на первые из сформулированных выше вопросов, очевидным образом затрудняется ответить на следующие вопросы, то вполне вероятно, что и его ответы на первые вопросы не являются вполне достоверными. Скорее всего, клиент в данном случае просто не знает реальных условий своего успешного продвижения по службе.
В данном случае рекомендация клиенту может быть следующей: выяснить, при каких условиях возможно его продвижение по службе, что этому может способствовать или препятствовать.
В том случае если причина неудач клиента - его неспособность производить благоприятное впечатление на людей, от которых зависит его судьба, то желательно будет научить клиента, как это лучше делать. Наконец, если неудачи клиента связаны с тем, что он имеет чрезмерно завышенные притязания на продвижение по службе, то задача консультанта будет состоять в том, чтобы убедить клиента снизить свой уровень притязаний.
Неудачи в поддержании и сохранении своей работоспособности
Существует несколько вероятных причин снижения работоспособности человека, и их можно разделить на две группы: психологические причины и физиологические причины. Часто они сосуществуют друг с другом и действуют совместно, оказывая комплексное влияние на работоспособность человека. Тем не менее это разные причины, и их следует обсуждать отдельно.
Психологическими называются такие причины, которые ведут к понижению работоспособности вследствие действия одного из следующих факторов:
• отсутствие должной мотивации деятельности, интереса человека к тому виду занятий, в котором снижается работоспособность,
• достаточно сильная озабоченность человека чем-то, что отвлекает его от основной работы,
• неблагоприятное эмоциональное состояние человека в данный момент времени, например фрустрация, апатия, скука, безразличие и т.п.,
• неверие в успех дела, связанное с одним из следующих обстоятельств: неуверенность человека в себе, отсутствие надежды на успех дела в данных конкретных условиях. Физиологическими называются следующие причины снижения работоспособности:
• болезнь,
• усталость, слабость нервной системы, ее повышенная утомляемость,
• общая физическая ослабленность организма.
Рассмотрим, как определить, какая из названных причин или групп причин является реально действующей, какие рекомендации психолог-консультант в каждом таком случае может предложить клиенту.
Первую из названных причин - отсутствие мотивации - можно определить следующим образом.
Ее можно идентифицировать в результате прямого разговора с клиентом и выяснения того, есть ли у него интерес к занятиям соответствующим видом деятельности. Если в ответ на прямо заданный ему вопрос клиент вполне определенно отвечает "нет", то это однозначно свидетельствует о том, что такого интереса у клиента действительно нет, за исключением, конечно, крайне редко встречающегося в практике психологического консультирования случая, когда клиент просто не настроен говорить консультанту правду о себе.
Если же клиент говорит "да", то это не всегда означает, что в действительности дело обстоит именно так. Клиенту может показаться, что такой интерес у него действительно есть, хотя на самом деле его может и не быть. Кроме того, клиент часто невольно говорит "да", не желая, чтобы в случае ответа "нет" консультация прекратилась.
В последнем случае действительно нет смысла ее продолжать, так как фактическое отсутствие у клиента интереса к делу не может быть скомпенсировано другими мерами.
Отсутствие должной мотивации деятельности у клиента можно установить и косвенным путем, задавая клиенту и получая от него ответы на следующие вопросы:
1. Что интересного для себя вы находите в той работе, в процессе которой вы замечаете, что у вас снижается работоспособность?
2. Что можно и нужно сделать для того, чтобы соответствующая работа стала для вас более привлекательной и интересной?
3. Что изменится в вашей жизни, если вы совсем перестанете заниматься этой работой?
4. Можно ли данную работу для вас заменить какой-либо другой? Если на первый из перечисленных вопросов клиент отвечает определенно и без долгих раздумий, называя немало такого, что привлекает его в работе, то можно сделать вывод о достаточно сильной мотивации клиента к занятиям соответствующим видом деятельности. Это же дает основание для заключения о том, что причиной снижения работоспособности клиента является не дефицит интереса к работе (дефицит мотивации), а нечто совсем другое.