Развитие философско-психологической мысли Англии
В Англии были положены в основу объяснения психического мира человека идеи английского врача Дейвида Гартли (1705-1757), вошедшим в историю в качестве одного из основателей английской ассоциативной психологии.
Психика понимается им, с одной стороны, как результат воздействия на человека внешнего мира. С другой стороны, психика выступает у него как продукт работы организма. Д. Гартли рассматривает организм как своеобразную вибраторную машину. В мозгу возникают, сочетаются и сменяют друг друга психические корреляты вибраций - от чувствования до абстрактного мышления и произвольных действий. Тем самым психика получает в работах Гартли детерминистическое объяснение.
В основе образования всех психических явлений лежит механизм ассоциаций. Гартли придал ассоциации силу всеобщего закона, применимого ко всем формам психической деятельности. С точки зрения ассоциативного механизма он рассматривает происхождение и таких высших психических явлений, как понятия, воля, воображение.
Гартли выделяет мотивационные силы, регулирующие организацию поведения: чувства удовольствия и боли (страдания). Соответственно задачу воспитания он видит в создании и закреплении у людей таких связей, которые отвращают их от безнравственных дел и доставляют удовольствие от совершения нравственных, социально ценных поступков. Устойчивость этих связей - основа формирования нравственной добродетельной личности и развития совершенного общества. Механизм ассоциаций, усложняясь, производит воображение, амбиции, эгоизм, симпатии, любовь к Богу и моральное чувство. Такова, по Гартли, основа этики.
В работах Гартли получило дальнейшее развитие рефлекторное учение, Гартли попытался на основе единых принципов описать все уровни психической организации, включая те высшие проявления психической жизни, которые относились Декартом к нематериальной субстанции.
Обоснованный Гартли подход к объяснению психического мира и поведения получил дальнейшее развитие на последующих этапах развития научной мысли.
Дж. Беркли - наиболее значительный английский ученый первой половины XVIII в., является сторонником опытного познания, сенсуалистом, признавая в качестве источника знания непосредственно испытываемые субъектом ощущения ("идеи ощущений"): зрительные, мышечные, осязательные и другие.
Беркли детально анализирует чувственные элементы, из которых складывается образ геометрического пространства как вместилища всех природных тел. Он доказывает, что расстояние, величина, положение предметов являются не первичными, объективными (независимыми от субъекта) качествами предметов, а продуктом взаимодействия ощущений. Одни ощущения (зрительные - степень ясности, четкости видения предмета) связаны с другими (осязательными, мышечными, возникающими в результате напряжения глазных мышц при приближении или удалении предмета), и весь этот комплекс ощущений образует то, что, как говорит Беркли, принято считать якобы существующим независимо от сознания протяженным миром.
В своем конкретно-психологическом анализе зрительного восприятия Беркли высказал несколько ценных идей, указав, в частности, на участие осязательных ощущений в построении образа трехмерного пространства (при двухмерном образе на сетчатке).
Юм является родоначальником агностицизма, учения о непознаваемости мира. Юм говорит о необходимости применить экспериментальный метод к изучению человеческой природы. Только познав и объяснив "величие и силу человеческого разума", можно добиться прогресса во всех остальных областях знания. Содержание человеческого разума, по Юму, включает в себя перцепции, "восприятия", которые разделяются на 2 класса: "впечатления" и "идеи".
Учение Юма представляло собой эмпиризм, доведенный до логической крайности и породивший ряд противоречивых тенденций (иррационализм, скептицизм).