Классификация способностей
• Природные, биологически обусловленные, формирующиеся на базе врожденных задатков при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения, типа условно-рефлекторных связей.
• Общие - такие, что определяют успехи личности в самых различных видах деятельности (умственные способности, развитая память, совершенная речь, тонкость и точность движений рук). К общим способностям относят индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность личности к одному из 3 типов: художественному, умственному, промежуточному (по терминологии И.П. Павлова)
Для художественного типа характерно преобладание в психической деятельности первой сигнальной системы (сигналы, поступающие из внешнего мира, - зрительные, слуховые и др. раздражители, которые воздействуют непосредственно на кору головного мозга). Данному типу свойственны яркость образов, живость впечатлений, эмоциональность. Для мыслительного типа характерно преобладание второй сигнальной системы (языка). Мыслительному типу свойственно преобладание абстракций, логических построений. Относительно равное соотношение первой и второй сигнальной системы свойственно промежуточному типу.
• Специальные, определяющие успехи человека в специфических видах деятельности (музыкальные, технические, литературные, спортивные и др.).
• Теоретические - это способности, которые определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению.
• Практические - способности, обеспечивают успех в конкретно-практических действиях.
• Репродуктивные - способности, обусловливающие усвоение знаний, умений, навыков.
• Творческие - определяют успешность в создании предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей.
• Предметно-деятельностные, или предметно-познавательные - связанные с взаимодействием людей с техникой, знаковой информацией.
• Коммуникативные - способности к общению, взаимодействию с людьми, обеспечивающие межличностное восприятие людей, вхождение в контакт с ними, расположение их к себе.
• Способность социально-психологической адаптации к различным ситуациям.
При подготовке к вопросу №2 необходимо выяснить, что возможность управления эмоциями во многом зависит от уровня развития воли - особой формы психической активности личности, направленной на преодоление препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Воля - это свойство (процесс, состояние) личности, которая проявляется в способности осуществлять сознательные (намеренные) действия, регулировать деятельность и управлять своим поведением.
Волевые качества:
• целеустремленность - умение подчинять свои действия поставленным целям;
• инициативность - умение производить действия по собственному почину;
• решительность - умение принимать обоснованные и твердые решения;
• настойчивость - умение использовать свои возможности в трудных ситуациях;
• самостоятельность - умение критически оценивать советы других людей и действовать на основе своих взглядов;
• дисциплинированность - сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам.
Воля проявляется индивидуально, в зависимости от силы, нравственной воспитанности и самостоятельности.
По силе волевые проявления характеризуются как сильные, средние, слабые.
- Сила воли зависит от того, какие препятствия личность преодолевает, совершая волевые действия, и какие результаты при этом получает.
- Нравственная воспитанность определяется по тому, какие цели ставит перед собой личность, какими средствами добивается их достижения, какими мотивами вызваны волевые стремления, какими принципами она руководствуется, принимая то или иное решение.
Волевые черты характера проявляются в определенном соотношении с эмоциональными особенностями: у волевого человека воля доминирует над чувствами, а у человека с эмоциональным характером преобладающее значение имеют эмоциональные состояния.
При подготовке к вопросу №3 студентам нужно знать, что люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости эмоциональных переживаний, которые возникают у них, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций.
Эмоции личности, прежде всего, связаны с ее потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности.
Формы проявления эмоциональных процессов (по А.Н. Леонтьеву):
• аффекты - кратковременные и бурно протекающие эмоциональные процессы, характеризующиеся значительными изменениями сознания, нарушением контроля над поведением. Р.С. Немов считает, что аффект может быть подавлен сознательным усилием воли и его энергия может быть сублимированной, то есть переключена на другое;
• собственно эмоции - непосредственные временные переживания не только осуществленных событий, но и вероятных;
• настроение - длительное переживание определенных эмоций, которые окрашивают все поведение человека;
• стресс - эмоционально напряженное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные действия или события;
• чувства - высший уровень развития эмоций, характеризующий устойчивое переживание человеком своего отношения к предметам и явлениям, которые имеют мотивационную значимость.
Экстремальные ситуации вызывают у человека страх. Это эмоциональное состояние варьирует в широком диапазоне (опасение, боязнь, испуг, ужас, фобии). Существует 3 формы страха: стеническая форма (паника), плохо или совсем не контролируемая сознанием; астеническая форма, протекает кратковременно и выражается в оцепенении, дрожании, нецелесообразных поступках; стеническое возбуждение - поведение, регулируемое сознанием и направленное на преодоление опасности и подавление страха.
Под влиянием страха, при стенической и астенической формах, происходит сужение сознания, неадекватная оценка ситуации; при стеническом возбуждении страх остается, но деятельность определяется мышлением и волей. Это заставляет человека напрячь все усилия для преодоления опасности.
Использование индивидом неадекватной формы психологической защиты при эмоциональном напряжении и возникновение при этом гипертревоги, может привести к состоянию, обусловленному блокадой мотивационного поведения, известному как фрустрация. Фрустрация - это психическое состояние индивида, вызванное объективно непреодолимыми трудностями или воспринимаемое такими. Иногда термин «фрустрация» рассматривают как одну из форм психологического стресса. Фрустрация сопровождается в основном негативными эмоциями: гневом, раздражением, чувством вины, безысходности.
План семинарского занятия №9